Гучжэн, домра и песни ловцов жемчуга События

Гучжэн, домра и песни ловцов жемчуга

В Сочи прошел XVII Зимний международный фестиваль искусств

Сейчас, когда почти все контакты со странами Европы и Америки поставлены на «стоп», составить афишу с участием иностранных артистов – задача не из легких. Но не для Юрия Башмета и директора Русского концертного агентства Дмитрия Гринченко. В Сочи на открытие XVII Зимнего международного фестиваля искусств, чтобы спеть три номера, прилетела харизматичная немецкая певица Симона Кермес, а сыграть «Кампанеллу» Паганини на черноморское побережье прибыла китайская скрипачка Ло Чаовэнь. Гостей оттенили номера с участием молодых российских солистов: Любовь Лазарева, победительница конкурса альтистов Юрия Башмета, чувствовала себя несколько скованно в антураже звезд, а вот скрипачки Анастасия Тимошенкова и Валерия Абрамова не стеснялись и выдали темпераментную игру в «Наварре» Сарасате, правда, немного потеряв контроль в точности интонации. Пожалуй, золотую середину нашла виолончелистка Мария Зайцева, лауреат последнего Конкурса имени Чайковского, выразительно и виртуозно исполнив Интродукцию и Рондо-каприччиозо Сен-Санса. Но когда на сцену вышел Денис Мацуев, то своей энергетикой ожидаемо затмил всех, а выбором трагического Концерта Шнитке поразил зал. В 2020 году он записал это сочинение с оркестром «Вена-Берлин» на лейбле Deutsche Grammophon, подчеркнув: «Считаю, что это одно из самых выдающихся произведений для фортепиано и камерного оркестра». В Сочи Концерт прозвучал с каким-то особым отчаянием и безысходностью, внеся диссонанс в приятное течение классической музыки. «Солисты Москвы» с Юрием Башметом полностью растворились в трактовке, предложенной Мацуевым, и после исполнения он высоко оценил  толерантность и проработанность партитуры оркестром.

Симона Кермес

А во втором отделении их сменил Всероссийский юношеский симфонический оркестр, за пульт которого поочередно вставали Юрий Башмет и Алексей Рубин — ему доверили исполнение премьеры сочинения Валерия Воронова «Луна в зените», написанного для экзотического китайского щипкового инструмента гучжэн и оркестра. Композитор признался, что увидел вживую инструмент лишь в руках китайской исполнительницы Ду Ксюянь, и сочинял, ориентируясь на теоретические описания возможностей гучжэня. Но в итоге проникся духом традиционной китайской музыки и написал поэтичную красивую пьесу, погружающую слушателей в медитативную истому.

Курс на интеграцию разных культур с русской продолжился в программе «Барокко четырех континентов». Строго говоря, стилистике барокко в европейском понимании отвечал блок ансамбля La Venexiana, сыгравшего Монтеверди. Музыканты ансамбля «Наавэнд» из Бахрейна и Минк-квартет из Китая привезли этнические композиции (например, песни ловцов жемчуга), знакомя с национальными традициями и инструментами. Что происходило в России в «эпоху барокко», продемонстрировал Хор Сретенского монастыря, спевший русский церковный репертуар XVII–XVIII веков — Дилецкого, Титова и Бортнянского.

Александр Чайковский после премьеры «Сочинской токкаты»

Объединяющим фактором стало в конце концов не барокко, а наш современник, композитор Александр Чайковский и его «Сочинская токката» для всех четырех ансамблей. Получился дикий замес из бамбуковой флейты, эрху, уда, теорбы, домры, виолончели, клавесина, разнообразных ударных; фактура пульсировала остинатными формулами, тогда как вокалисты четырех континентов лихо выводили хулиганский стишок, стилизованный под частушку: «В Сочи мы все время хочим на концертах выступать, потому что можем очень там Башмета увидать». Любит такие музыкальные шутки Александр Чайковский, тем более что повод оказался уместный: премьера партитуры состоялась в день рождения, когда не грех повеселиться.

Линию инструментальных вечеров в Зимнем театре дополнили программы в Зале органной и камерной музыки имени А. Дебольской: там прошел концерт Altro Coro под управлением Александра Рыжинского с Екатериной Мечетиной (фортепиано) и Екатериной Мочаловой (домра); три концерта органного марафона, объединившие программы «Испанские страсти» Даниэля Сальвадора, «Русский сувенир» Евгении Кривицкой, а также дебют на фестивале трех юных органистов — Анастасии Адучаевой, Ильи Дедёхина и Святослава Паршакова.

Повелительница гучжэня Ду Ксюянь

Но главный акцент в программе был сделан на театр: от известных постановок «Не покидай свою планету», «Истории любви», «Рождение человека» до новинок «Соборяне» по Лескову и «Сокровенные люди» по Шукшину, Володину, Казакову. Такому количеству «людей из телевизора», среди которых были Хабенский, Гармаш, Миронов, Золотовицкий, Пореченков, Агуреева, Бабушкина, Урсуляк и еще целая обойма прекрасных актеров, позавидовал бы любой столичный театральный или кинофестиваль.

А пока артисты по вечерам радовали сочинцев своим искусством, днем в отеле «Карат» шли заседания масштабной конференции, собравшей директоров филармоний, худруков оркестров, ректоров вузов — весь цвет российского менеджмента и исполнительской элиты. Обсуждали разное, но главное, наладили горизонтальные связи и сверили часы. Амбициозная цель сделать на двенадцать дней Сочи культурной столицей России оказалась снова выполнима, и даже сумрачная погода не смогла испортить атмосферу праздника и творческого возбуждения, охватившего город в эти дни.

Лучше, мама, не пищи События

Лучше, мама, не пищи

В Театре Сац поставили «Сказку о глупом неразумном мышонке»

Победа над собой События

Победа над собой

Госоркестр Башкортостана и Денис Мацуев дали концерт в Большом зале Московской консерватории

Луч света во тьме безысходности События

Луч света во тьме безысходности

«Силу судьбы» Верди в Метрополитен-опере поставил польский режиссер Мариуш Трелиньски

Диалектика Валерия Полянского События

Диалектика Валерия Полянского

В Московской филармонии худрук Госкапеллы России отметил 75-летие