Королева рояля События

Королева рояля

В Башкирском театре оперы и балета прошел творческий вечер Амины Шафиковой

Свой юбилей министр культуры Республики Башкортостан отметила мощным концертом, где предстала во всех ипостасях, которые связаны с профессией пианиста. Амина Шафикова окончила ССМШ при Уфимском институте искусств (аналог ЦМШ для одаренных детей), высшее образование как пианистка получала в родной Уфе, а затем в Казанской консерватории. Прошла горнило международных конкурсов, с 1997 года и по сей день ведет класс специального фортепиано в альма-матер, в УГИИ. Там же началась ее административная карьера: став профессором, Амина Шафикова занимала должность проректора, а в 2010–2012 годах была ректором УГИИ. Успешность ее как руководителя утвердилась с переходом на позицию министра культуры Башкортостана. Но все эти годы она не оставляла свой любимый инструмент, выступала, и нынешний концерт вновь продемонстрировал глубину ее музыкантского подхода и фундаментальность технической базы.

Признаться, с любопытством и определенной степенью недоверия я ожидала исполнения сочинений Листа. Все же Первый концерт требует и недюжинной физической выдержки, и разнообразия звуковой палитры. Игра Амины Шафиковой сразу же убедила, что на сцене музыкант, которому не только есть что сказать, но что она владеет всеми техническими приемами. Октавы, пассажи были крепко выучены и выиграны, лирические эпизоды манили ангельски-небесным звуком. С Государственным академическим симфоническим оркестром РБ Амину Шафикову связывает тесная творческая дружба: в 2015 году она принимала участие в презентации рояля Steinway, сыграв Первый концерт Чайковского с ГАСО РБ. В Первом концерте Листа рояль был в постоянном диалоге с оркестром и его главным дирижером Дмитрием Крюковым, продолжая фразы или же беря на себя роль лидера.

Такие масштабные, фактурно насыщенные партитуры, на первый взгляд, не вяжутся с хрупким женственным обликом Амины Шафиковой, однако она заставляет забывать о гендерности, играя в мужественной, отчасти властной манере. Такой предстала «Испанская рапсодия» Листа – амбициозный выбор, подтвердивший статус Шафиковой как виртуозной пианистки. Башкирская музыка всегда была в поле ее внимания, она пропагандировала, записывала сочинения представителей башкирской композиторской школы. Прелестная звукопись пьесы Альфии Хабировой позволила оценить музыкантскую тонкость, поэтичность мировосприятия Амины Шафиковой. И, безусловно, ее коммуникативные качества в полной мере проявились в ансамблевых номерах. Восточной негой обволакивал романс «Не пой, красавица, при мне» Рахманинова, а романс «Благословляю вас, леса» прозвучал с благородной торжественностью. Солист – звездный бас Аскар Абдразаков – потом признался, что петь в сопровождении Амины Шафиковой настолько комфортно, что он загорелся идеей записать диск с романсами Рахманинова. Номер «Все меньше и меньше» внес нотку юмора в программу вечера. Артур Назиуллин артистично развинчивал по частям свой кларнет под ритмичный аккомпанемент рояля, умудряясь извлекать ноты даже из свистковой части. С Аминой Шафиковой его роднит схожесть жизненного пути: состоявшись как солист, он с блеском совмещает творчество с постом генерального директора ГАСО РБ. И кажется, что это важный тренд сегодняшнего дня: в отрасль должны приходить люди, знающие ее изнутри, прошедшие все ступени в своей профессии.

Особое место в программе было отведено юной Камиле Бакировой, продолжательнице творческой династии Амины Шафиковой. Очаровательная принцесса выступила и как партнерша, сыграв в четыре руки с мамой, и в роли ведущей концерта. Этот нетривиальный ход сразу задал тональность вечера – неформальную, теплую, артистическую. Героиня вечера получила море цветов и важный подарок от главы Республики Башкортостан Радия Хабирова – звание народной артистки РБ, подчеркнувшее правильность выбранной стези.

Лучше, мама, не пищи События

Лучше, мама, не пищи

В Театре Сац поставили «Сказку о глупом неразумном мышонке»

Победа над собой События

Победа над собой

Госоркестр Башкортостана и Денис Мацуев дали концерт в Большом зале Московской консерватории

Луч света во тьме безысходности События

Луч света во тьме безысходности

Новую «Силу судьбы» Верди в Метрополитен-опере, которая не обновлялась там на протяжении тридцати лет, поставил польский режиссер Мариуш Трелиньски. В партии Леоноры выступила норвежская звезда Лиз Давидсен, а ее озлобленного мстительного брата Дона Карлоса исполнил Игорь Головатенко

Диалектика Валерия Полянского События

Диалектика Валерия Полянского

В Концертном зале имени Чайковского художественный руководитель Государственной академической симфонической капеллы России отметил свое 75-летие