Узнанные имена События

Узнанные имена

В «Сириусе» завершился конкурс «Созвездие»

С 6 по 11 апреля на федеральной территории «Сириус» проходил финальный этап VI конкурса молодых музыкантов «Созвездие». Участвовать в конкурсе могли выпускники Образовательного центра «Сириус» по направлению «Искусство» (профиль «Музыкально-исполнительское искусство») в возрасте 11-18 лет. «Мы уже знаем этих ребят, знаем, что случайных людей здесь не будет. Уже на начальном этапе было знакомое нам качество», – сказал председатель жюри Сергей Ролдугин. Конкурс проводился по направлениям «Фортепиано», «Оркестровые струнные инструменты», «Оркестровые духовые и ударные инструменты». Финальные испытания включали в себя три тура, в одном из которых конкурсанты (15 человек из более чем 900 подавших заявки) играли в сопровождении Академического симфонического оркестра Северо-Кавказской филармонии (дирижер – Николай Шугаев).

Персоны и акценты

Лауреатами первой премии стали арфистка Ксения Курлович (16 лет, Речица), скрипач Андрей Пережогин (14 лет, Павлово), пианист Кирилл Роговой (16 лет, Иловайск) – учащиеся Центральной музыкальной школы – Академии исполнительского искусства, а также кларнетист Владислав Резников (13 лет, Москва) из Московской средней специальной музыкальной школы (колледжа) имени Гнесиных. Все четверо выступили 11 апреля в Университете «Сириус» (зал «Атом») на гала-концерте, предварявшем церемонию награждения.

Андрей Пережогин исполнил Пятый концерт Вьетана: эмоционально сдержанная, интонационно выверенная игра, глубокий благородный звук, не пережатый верхний регистр. Ксения Курлович в пышном белоснежном платье с блестками представила публике Концерт Глиэра: в целом крепко, хотя и несколько механистично (возможно, сказалось волнение), лучше всего получилась каденция, но интонирование не всегда было точным. Владислав Резников сыграл Концертино Вебера – строго, бережно, без динамических перепадов, технически безупречно и по-взрослому интеллектуально. Публика отреагировала на это исполнение особенно бурно. Признаюсь, думал, что Гран-при достанется Владиславу (уже после церемонии, в комментарии «Музыкальной жизни» он вдумчиво произнес: «Вебер – это и романтизм, и классицизм. В Концертино смешаны два этих стиля, и надо очень тонко их чувствовать, хорошо изучать»). Однако жюри решило иначе: главную награду получил Кирилл Роговой, ученик Наталии Трулль. На сцене он держался свободно, уверенно и артистично. Его рахманиновская Рапсодия на тему Паганини была эмоционально раскованной, что, возможно, и неплохо для гала-концерта при полном зале, но, на мой слух, Кирилл чересчур увлекался форте: порой выходило грубовато. Так или иначе, конкурс завершился его победой.

В общении с журналистами обладатель Гран-при произвел впечатление, полностью противоположное сценическому: застенчивый и деликатный молодой человек. «Заниматься музыкой я начал по нынешним меркам достаточно поздно – в восемь лет. У меня совершенно не музыкальная семья, но прекрасные родители, которые меня не останавливали, когда мне нужно было переехать из одного города в другой, потом в Москву, – они всегда меня поддерживали», – рассказал Кирилл. Он также поделился своими композиторскими предпочтениями: это в первую очередь Рахманинов и Скрябин («хотя я стараюсь играть музыку всех эпох, не считаю, что нужно зацикливаться на романтике или классике, репертуар должен быть обширным»). На вопрос об отдыхе после конкурса Кирилл ответил: «Для меня отдых – это время с друзьями, и время, когда я могу спокойно почитать книжку, подумать о чем-то своем». Что же касается новых возможностей после «Созвездия», то, по словам пианиста, в его случае это сольные концерты в «Сириусе» и Академической капелле Санкт-Петербурга. Наверняка появятся и другие.

 

На стройке музыки

Тем временем на федеральной территории «Сириус» множатся образовательные объекты. На 1 сентября запланировано открытие музыкальной школы общей площадью 11 тысяч квадратных метров. Внутри – более 120 учебных помещений с комфортным микроклиматом (как обещают строители). Главный архитектор проекта Андрей Литвинов задумал здание в форме морской волны, с визуальной отсылкой и к римскому Колизею. Как сказал скрипач Павел Милюков, музыкальный руководитель департамента искусства Фонда «Талант и успех» и член жюри конкурса «Созвездие», к первому сентября этого года в новую школу планируется набрать на конкурсной основе 65 человек, а в течение четырех-пяти лет реально выйти на полную мощность – около 300 человек. Будут представлены все академические специальности. «Конечно, будут и дополнительные курсы. Я бы очень хотел, чтобы изучались основы звукозаписи. Для детей-музыкантов записать самого себя – это достижение», – подчеркнул Милюков.

Руководитель проекта ООО «РК Строй» Елена Кудряшова, в свою очередь, рассказала, что на всех этажах школы (функциональных этажей три, четвертый этаж – технический, на минус первом этаже – гардероб, гримерные, помещения для музыкальных инструментов) предусмотрена шумоизоляция, а в классах – две двери, чтобы не доходили никакие посторонние звуки. Отделка стен – в спокойных тонах: дети не будут отвлекаться. В школе два зала: камерный репетиционный, площадью 150 квадратных метров, и большой концертный – 350 квадратных метров с возможностью разместить до 350 зрителей. Акустика концертного зала, по словам Кудряшовой, позволит играть без подзвучки. В большом лифте можно будет свободно перевозить рояль. Центральная лестница – не только эстетическая «изюминка», но и «ядро жесткости объекта», здание сейсмостойкое (9 баллов). Строящаяся школа будет «самой современной на территории Краснодарского края», – заключила Кудряшова.

Параллельно продолжает строиться концертно-театральный комплекс – с вместимостью зала 1200 человек. «В настоящий момент ведутся фасадные работы, – говорит Елена Кудряшова, – инженерия – на этапе завершения». Открытие планируется на 22 декабря. «Главная особенность концертного зала – в его сцене, она мобильная, как поезд, может перемещаться по залу, позволяет быстро – буквально за 30 минут – приспособить зал к другому формату: театр может смениться оперой, а опера – балетом. Фасад комплекса очень сложный, повторяет силуэт кавказских гор. Есть 64 точки, с которых можно на него смотреть, и всякий раз он выглядит по-другому», – сообщили в пресс-службе «Сириуса». На открытие комплекса будут приглашены выпускники Образовательного центра «Сириус», лауреаты и победители «Созвездия», отметила председатель Совета федеральной территории «Сириус» и руководитель упомянутого центра Елена Шмелева.

 

Отстройка к музыке

В программах финалистов была музыка разных эпох: от барокко до XX века. У Ксении Курлович в первом туре был Скарлатти, у Андрея Пережогина – Бах, у Владислава Резникова – Пуленк, у Кирилла Рогового – Бетховен. Во втором туре Роговой играл Листа, Резников – Сен-Санса, Пережогин – Моцарта, Курлович – Чайковского. На мой вопрос, какое из направлений лучше удавалось конкурсантам, члены жюри ответили уклончиво. Валерий Пясецкий, ректор ЦМШ, заявил, что «есть специальная программа конкурса, которая создавалась экспертами, ведущими вузами страны, она включает все». «Нам нужно было оценить все многообразие музыкальных, технических и образных возможностей конкурсантов. Поэтому им был предложен определенный ряд произведений, в которых можно все эти качества музыканта лицезреть», – сказал Сергей Ролдугин. Он же отметил важность качественных инструментов: «На “Запорожце” не победишь в “Формуле-1”, будь ты хоть семи пядей во лбу. Я руковожу Санкт-Петербургским Домом музыки, и у меня огромная коллекция шикарных инструментов, лучших практически. На некоторых из них играют ребята. Крайне важно, чтобы они представили свое искусство в наиболее комфортных условиях. К политике импортозамещения российскими инструментами нужно подходить очень избирательно и внимательно. Просто производство российских инструментов без учета качества недопустимо. Могут быть какие-то послабления, но качество – превыше всего», – подчеркнул Ролдугин в комментарии «Музыкальной жизни».

Победа над собой События

Победа над собой

Госоркестр Башкортостана и Денис Мацуев дали концерт в Большом зале Московской консерватории

Луч света во тьме безысходности События

Луч света во тьме безысходности

Новую «Силу судьбы» Верди в Метрополитен-опере, которая не обновлялась там на протяжении тридцати лет, поставил польский режиссер Мариуш Трелиньски. В партии Леоноры выступила норвежская звезда Лиз Давидсен, а ее озлобленного мстительного брата Дона Карлоса исполнил Игорь Головатенко

Диалектика Валерия Полянского События

Диалектика Валерия Полянского

В Концертном зале имени Чайковского художественный руководитель Государственной академической симфонической капеллы России отметил свое 75-летие

Из Казани с оркестром Персона

Из Казани с оркестром

В Москве впервые представили молодой симфонический коллектив из Татарстана «Новая музыка» и отметили 85-летие Союза композиторов республики