Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

Художественное образование и инклюзия, дефицитные исполнительские специальности и целевое обучение, школы креативных индустрий и менеджерские практики, музейные и театральные коллаборации. Эти и многие другие аспекты российской культурной жизни обсуждались в Янтарь-Холле в Светлогорске.

Философия культуры

Открывая первое заседание БКФ, министр культуры Калининградской области Андрей Ермак признался: «Такой глобальной темы, как философия культуры, у нас еще не было ни разу. Термин ввел американский философ Лесли Уайт, и он определил культуру как способность человека создавать символы. И культура становится особенно значимой тогда, когда человечество переживает крутые повороты истории. Что дает интересную пищу для дискуссий в рамках форума».

На первом пленарном заседании соревновались действительно выдающиеся умы, чье присутствие в Светлогорске обозначило статусность события. Вести дискуссию было делегировано спецпредставителю Президента РФ Михаилу Швыдкому, умело разряжавшему пафос некоторых высказываний шутливо-ироничными репликами. Его главный тезис: «Калининград – это перекресток культур: Восток и Запад, Север и Юг здесь сплетаются воедино, рождая самые удивительные феномены».

Министр культуры Ольга Любимова и губернатор Калининградской области Антон Алиханов говорили о реализации национального проекта «Культура», о Пушкинской карте, о культурном кластере.

Музейное сообщество представляли тузы – повелитель Эрмитажа Михаил Пиотровский и глава Российского национального музея музыки Михаил Брызгалов. Первый очаровал изяществом формулировок: «Культура – это не наследуемая генетически память поколений», «Как сделать, чтобы музей был и храмом, и Диснейлендом, и не только храмом, и не только Диснейлендом», «Музей занимается дизайном впечатлений» и так далее. Михаил Брызгалов, отвечающий за все музыкальные музеи страны, входящие в возглавляемую им Ассоциацию музыкальных музеев и коллекционеров, поделился конкретикой – сотрудничеством с Китаем. Со свойственной ему непосредственностью он обратился «в прямом эфире» к Ольге Любимовой с просьбой предоставить площадку новым партнерам – Китайскому комитету музеев и коллекций музыкальных инструментов – на Санкт-Петербургском культурном форуме и был обласкан начальством. Драматические театры представлял недавно вышедший в лигу тяжеловесов директор Вахтанговского театра Кирилл Крок, а лоббистом художественного образования стал ректор Российской академии музыки имени Гнесиных Александр Рыжинский: «Балтийский форум говорит о приоритетах, значимых для процветания культуры». Он подчеркнул значимость диалога между концертными организациями и вузами, а также поблагодарил за возможность презентации юбилейных мероприятий к 150-летию со дня рождения Елены Фабиановны Гнесиной.

«Для музыкального сообщества Калининградская земля привлекательна тем, что тут много градообразующих культурных проектов. Ожили потрясающие архитектурные, исторические объекты: их восстановление и строительство новых комплексов дает импульсы для развития территории, и такой опыт важен и для других регионов, – отметила председатель правления Союза концертных организаций России (СКОР) Ольга Хомова.

После таких блиц-визиток все разошлись по секциям, где вброшенные глобальные идеи были рассмотрены под микроскопом представителями профессиональных сообществ.

Инвестиции в будущее

Тематика панелей, круглых столов и дискуссионных площадок поражала воображение, однако на деле не все они открывали новые горизонты. Например, с театральными менеджерами делилась лайфхаками команда петербургского театра «Приют комедианта». И больше запомнились конкретные советы – как выявить своего потенциального зрителя, как узнать, что он ждет от вас, а вы – от него, – чем расплывчатые соображения о работе с персоналом. Яркость, умение оперировать статистикой, практическая направленность – вот то, что обеспечивало успех спикерам БКФ. В этом отношении удачей стала дискуссия, организованная СКОР и Ассоциацией музыкальных образовательных учреждений, касающаяся взаимоотношений работодателей и молодых специалистов. Уже давно говорится о наличии дефицитных оркестровых специальностей, о неукомплектованности симфонических (да и народных) оркестров, о кадровом голоде на педагогов детских музыкальных школ в глубинке. Эти вопросы с цифрами и фактами обсудили руководители обеих институций Ольга Хомова и Александр Рыжинский, проректор РАМ, вице-президент Ассоциации Святослав Голубенко, замдиректора Санкт-Петербургского дома музыки Мария Ханько. Поделились опытом директора Саратовской филармонии Анэта Николаева и Белгородской филармонии Светлана Боруха. Укрепление кадрового потенциала видится, прежде всего, через активное приглашение педагогов к игре в оркестре, а с другой стороны – к привлечению студентов через целевые места в конкретные региональные коллективы.

Ассоциация музыкальных образовательных учреждений провела еще ряд важных дискуссий, осветивших возможные формы профориентации молодых музыкантов. Исполнительный директор Ассоциации Антон Варенцов презентовал два больших проекта. Фестиваль-смотр выпускников музыкальных училищ (колледжей искусств), проводимый в РАМ имени Гнесиных, стал своего рода ярмаркой, на которую съезжаются руководители вузов России, чтобы дать экспертные оценки выступлений, уровня исполнения выпускной программы, рекомендации о поступлении в вуз. Фестиваль – это и хорошая возможность заинтересовать будущих работодателей – представителей концертных организаций и филармоний. Поговорили также и о взаимодействии с Ассоциацией музыкальных театров: в рамках фестиваля «Видеть музыку» уже второй год показывают работы студенческие оперные студии.

Еще одной темой стала инклюзия в образовании в сфере искусств. В ней приняли участие ректор Российской государственной специализированной академии искусств Елена Пахомова и директор единственного в России Музыкального колледжа-интерната слепых Михаил Коротких. Речь шла и о социализации таких студентов, и об адаптации программ, и об учебных пособиях, в частности, о готовящейся разработке компьютерного перевода нотных изданий в шрифт Брайля.

Животрепещущая тема – креативные индустрии. Это относительно молодое понятие, возникшее в нашей жизни благодаря пандемии. С 2021 года начинается процесс утверждения равной значимости результатов деятельности людей искусства, важности не только производства материальных продуктов, но и рождения смыслов, амбициозных творческих проектов, способных повернуть ход жизни. Об этом подробно, с цифрами и статистическими данными рассказала директор Центра креативной экономики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Татьяна Абанкина. А вышедший на связь в онлайн-режиме гендиректор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов выразил обеспокоенность затягиванием принятия закона о креативных индустриях: «ПФКИ не может бесконечно поддерживать одни и те же проекты и креативные команды: хорошо зарекомендовавшие себя проекты должны затем получать поддержку из бюджета правительства, но отсутствие закона тормозит процесс».

Идей, мнений на заседаниях было высказано немало, однако далеко не всегда организаторы могли спрогнозировать градус важности проблем и оставить время на вопросы и реплики из зала. Увлеченные своими выступлениями, докладчики порой не оставляли времени для обсуждения поднятых ими тем. А ведь обратная связь – неотъемлемая часть дискуссии.

Золотая лестница и автоматический гардероб

На форуме частенько можно было услышать слово «кластер», и оно вовсе не означало музыкальный термин. В данном случае шла речь о музейно-образовательно-театральном комплексе, который частично строится, частично уже функционирует на острове Октябрьский в Калининграде. Кластер подобен музыкальному созвучию, где соседние ноты объединяются в вызывающе-терпкий аккорд, а тут соседствуют четыре филиала крупнейших творческих институций – Большого театра, Третьяковской галереи, Центральной музыкальной школы – Академии исполнительского искусства и Московской хореографической академии.  Два последних филиала уже активно ведут занятия в корпусах, симметрично расположенных друг против друга, которые внутри оборудованы по последнему слову техники. Концертные залы, музыкальные инструменты (в ЦМШ около 80 роялей), компьютерные классы, уютные комнаты интерната (каждый жилой отсек включает две комнаты, общую ванную, отдельную гардеробную) – все новенькое, с иголочки. Большой театр пока еще возводится, постепенно обретая очертания. А музейный комплекс скоро распахнет двери посетителям: картин и экспозиции пока нет, но отделанная позолотой лестница и автоматический гардероб готовы к приему гостей. Параллельно сюда фрахтуют кадры – открыты магистерские программы в Балтийском федеральном университете, где обучаются будущие музейные работники, кураторы, искусствоведы.

Как воспринимают внезапно выросший квартал искусств сами калининградцы? Директор Калининградского областного музыкального колледжа, депутат Наталия Курьянович отмечает: «Появление в четырех регионах РФ филиалов московской ЦМШ (а сегодня это уже Академия) – блестящий проект Правительства РФ! Условия, в которых занимаются избранные, – фантастические!  Однако поступить в Академию, учитывая жесткий конкурс, достаточно сложно. Получается, что выпускники колледжей того региона, где есть филиалы московской ЦМШ-Академии, вынуждены ехать за высшим образованием в другие города. Тогда напрашивается вопрос: зачем иметь в регионе высшую образовательную ступень, куда не могут попасть его жители? Не секрет, что в настоящий момент во многих регионах дефицит кадров. Не хватает преподавателей в ДШИ, в музыкальных колледжах, в оркестрах! Решением могло бы быть следующее: выделить целевые бюджетные места для поступающих. Желающие получить высшее образование, не выезжая за пределы региона, по условиям такого договора, обязаны будут отработать три года в учреждениях культуры конкретного региона».

Композиторы Гнесинского Дома и категорический императив

Культурный форум не мыслим без творческих проектов, где теория будет подтверждена практикой. Все три дня интенсивно работал Лекторий, где можно было посмотреть фильмы, послушать лекции. В один из дней десант музыкантов переместился из Светлогорска в Кафедральный собор Калининграда, где показал программу «Композиторы Гнесинского Дома». Его основательница Елена Фабиановна Гнесина умела пестовать таланты. Арам Хачатурян, Микаэл Таривердиев, Арно Бабаджанян, Николай Пейко, Андрей Эшпай, Владимир Дашкевич, Борис Чайковский – все они или учились, или работали под крылом Гнесиной. Эту линию «коллекционирования гениев» продолжает и нынешнее руководство: возглавить кафедру композиции недавно был приглашен Кузьма Бодров, чья музыка востребована не только в России, но и за рубежом. Мировая премьера его пьесы «Заклинание пастуха» завершала вечер, в котором слушатели «перелистали» страницы истории славного прошлого и удостоверились в не менее блистательном настоящем. За рождение чуда отвечали Калининградский областной оркестр народных инструментов и его руководитель Антон Жуков, солисты Святослав Голубенко (флейта), Евгений Варавко (кларнет), певцы: сопрано Жанна Худавердян и Анаит Мкртчян, меццо Елена Дядянова, баритон Антон Варенцов. За пульт КООРНИ также встал ректор Петрозаводской консерватории Алексей Кубышкин, а специальный гость вечера актер Петр Татарицкий и автор этих строк за органом исполнили мелодекламацию, где элегическая мелодия Вальса Таривердиева окутала философские строки Гоголя: «О, будь же нашим хранителем, спасителем, музыка!»

 

Трехсотлетие со дня рождения философа Иммануила Канта стало сквозной нитью, лейтмотивом и одновременно мемом БКФ. Отметить солидную дату можно по-разному. Например, подготовить выставку «Кант и русская культура», торжественно открытую в Янтарь-Холле Ольгой Любимовой и Антоном Алихановым. Семьдесят экспонатов, раскрывающих и грани творчества, и даже подробности внешнего облика философа, который в оные лета безуспешно пытался получить должность при дворе императрицы Елизаветы Петровны. Теперь именем Канта назван Калининградский университет, остров, где расположен Кафедральный собор, музей и место захоронения, а образ императрицы осеняет аэропорт – история всех расставила по местам.

Можно отметить юбилей, показав Канта не просто гением места, не портретом на музейной витрине, а человеком со слабостями и смешными чертами. Спектакль «Не КАНТовать» в буквальном смысле сорвал оградительные ленты (наклеенные на балаганную конструкцию) и выплеснул на площадь историю жизни автора «Критики чистого разума». Эстетика старинного площадного театра соединилась с драйвом современной эстрады, бодрившей из динамиков. Актеры в камзолах, париках и масках то ерничали над своими героями, то пускались в лирические откровения. На выставке в Янтарь-Холле была сделана инсталляция – «Чаша мудрости, или 300 цитат Канта». В спектакле команды профессионального уличного театра «Странствующие куклы господина Пэжо» из Петербурга, по замыслу автора и режиссера постановки Анны Шишкиной, цитаты и факты «оживали» с помощью масок (как в античном театре), материализуя такие абстрактные понятия, как «чистый разум», «априори», «мир ноуменов». Получилось смешно и поучительно. А в конце, когда мы прочувствовали, что Кант и его моральный закон – среди нас и внутри нас, прозвучало главное: «Человек – это не средство, а цель. Человек – это целая вселенная». Пожалуй, это хороший итог Балтийского культурного форума.

Мистер Икс на Эйфелевой башне События

Мистер Икс на Эйфелевой башне

В театре Оперетты поставили новую версию «Принцессы цирка»

Царь иудейский События

Царь иудейский

Йорн Бойзен продирижировал в Москве собственной реконструкцией «Страстей по Марку»

Рахманинов в диалоге с Респиги События

Рахманинов в диалоге с Респиги

В Московской филармонии выступил Российский национальный оркестр под управлением Александра Рудина

Лучше, мама, не пищи События

Лучше, мама, не пищи

В Театре Сац поставили «Сказку о глупом неразумном мышонке»