Александр Сладковский: Музыка Стравинского – на все времена Персона

Александр Сладковский: Музыка Стравинского – на все времена

25 апреля Государственный академический симфонический оркестр Республики Татарстан начинает свое турне по России, посвященное  140-летию со дня рождения Игоря Стравинского. Минувшим летом коллектив под управлением своего руководителя – народного артиста России и Республики Татарстан Александра Сладковского записал музыку русских балетов Стравинского –  сочинений, с которыми он ворвался в музыкальный мир и обрел мировую известность. С этой музыкой оркестр познакомит публику Перми, затем выступит в «Зарядье» в Москве, в «Мариинке-3» в Санкт-Петербурге и в БКЗ имени С. Сайдашева в Казани. О том, как сложилась программа и отвечает ли творчество Стравинского вызовам времени, Александр Сладковский (АС) рассказал Евгении Кривицкой (ЕК).

ЕК Госоркестр Татарстана отправится в турне к юбилею  Стравинского в четыре города. Насколько я помню, первоначально планировалось выступить также и в Сочи?

АС Эта поездка – первый пробный камень в организации больших гастролей по России. Четыре города – для нас это первый такой проект. Да, мы должны были после Петербурга лететь в Сочи, где нас пригласили сыграть в «Сириусе». Я лично рассказывал о нашем проекте со Стравинским Елене Владимировне Шмелевой, руководителю Фонда «Талант и успех», на базе которого создан этот Образовательный центр для одаренных детей. Этот разговор состоялся прошлым летом, когда мы как раз начинали записывать диск. И я получил одобрение и приглашение приехать нынешней весной в «Сириус». К сожалению, в силу новых логистических условий, мы теперь не сможем вовремя долететь из Петербурга в Сочи. Наш приезд пришлось пока перенести на сентябрь.

ЕК Вы записывали музыку к балетам «Петрушка», «Весна священная» и сюиту из балета «Жар-птица». Но на концертах «Петрушка» заменен на Скрипичный концерт Стравинского. С чем связано такое построение программы?

АС Играть «Петрушку» и «Весну священную» в один вечер практически нереально. У меня ведь один состав оркестра, и при всей блистательной форме моих солистов-духовиков, они эти сочинения идеально подряд не сыграют. Любой, кто знает эти партитуры, подтвердит, что это физически невозможно. Поэтому я продумывал программу, исходя из реального понимания сил музыкантов, и выстроил ее в «классическом» варианте. Сюита из «Жар-птицы» в версии 1919 года достаточно компактная и ясная для исполнения. Она выполняет своего рода функцию увертюры, за ней идет Скрипичный концерт Стравинского с Павлом Милюковым. Замечу, что приглашение солиста всегда приветствуется в филармонической программе, тем более такого прекрасного скрипача и моего друга, каким является Милюков. И, наконец, будет «Весна священная».

Павел Милюков и Александр Сладковский. Фото: Иван Андреев

ЕК Почему вы все же сделали выбор не в пользу «Петрушки», оставив «за кадром» эту красочную партитуру?

АС Мне приходилось как-то говорить, что «Весна священная» является для меня мерилом уровня симфонического оркестра. Музыка «Петрушки» – чудесная, но построение программы должно идти на крещендо. Если сочинение в конце вечера заканчивается на пианиссимо – это драматургически не очень хорошо. Публика даже может не сразу понять, что концерт окончен (смеется). «Весна священная», безусловно, эффектнее. Не могу сказать, что она сложнее технологически, но, на мой взгляд, намного ярче показывает оркестр как единый организм. В «Петрушке» много ансамблей, камерных эпизодов, где оркестр представлен тоже красиво, но не сравнить с «Весной».

ЕК В июне мы отметим 140 лет со дня рождения Стравинского. Остается ли его музыка по-прежнему актуальной и современной?

АС Конечно, это музыка на все времена, отражающая сегодня вибрации уже нашей души. Времена всегда непростые, какую эпоху не возьми. Стравинский пережил много драматических событий – и Первую, и Вторую мировые войны. В его музыке все: жажда и воля к жизни, и страх, и ужас, и надежда на просветление, на торжество добра. Она невероятно многообразна, она – обо всем. Недаром столько десятилетий его сочинения не сходят с афиш и имеют такой успех везде. Уверен, что и нашим слушателям она откроется во всей полноте, во всяком случае, мы сделаем для этого все, что от нас зависит.

Павел Милюков: Мы живем в веке интерпретаций

Валерий Полянский: Когда дирижируешь по авторской рукописи, от нее исходит особая энергетика Персона

Валерий Полянский: Когда дирижируешь по авторской рукописи, от нее исходит особая энергетика

Луис Горелик: Работа у микрофона восхищает меня так же, как и дирижирование Персона

Луис Горелик: Работа у микрофона восхищает меня так же, как и дирижирование

Ольга Пащенко: <br>Моцарт мыслил оперой Персона

Ольга Пащенко:
Моцарт мыслил оперой

Филипп Чижевский: <br>Темные сферы музыки Циммермана мне созвучны Персона

Филипп Чижевский:
Темные сферы музыки Циммермана мне созвучны