Алексей Кубышкин: Петрозаводская консерватория не стоит на месте Персона

Алексей Кубышкин: Петрозаводская консерватория не стоит на месте

Более полувека существует Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова – северо-западный культурный форпост. С 2018 года ее возглавляет дирижер Алексей Кубышкин, выпускник РАМ имени Гнесиных. За вклад в развитие вуза и культуры региона в 2025 году ректор был удостоен звания «Заслуженный деятель искусств республики Карелия». О том, как живет Петрозаводская консерватория сегодня, Алексей Кубышкин (АК) рассказал главному редактору журнала «Музыкальная жизнь» Евгении Кривицкой (ЕК).


ЕК Алексей Александрович, когда вы получили назначение в Петрозаводск, вам было только 35 лет. Вы один из самых молодых среди ректоров музыкальных вузов. Не страшно было брать на себя ответственность?

АК Мое назначение было для меня неожиданным. Сейчас, оглядываясь назад, я бы, наверное, не согласился, потому что опыта и знаний для руководства вузом было не то чтобы мало – их практически не было. Тогда меня окрылила поддержка старших коллег, которые уверили, что помогут справиться с вызовами и проблемами на посту руководителя. Было непросто, потому что в консерватории у меня не было ни одного знакомого человека, пришлось по крупицам создавать команду единомышленников, которая была бы готова решать со мной вопросы руководства и развития Петрозаводской консерватории.

Сделать за эти годы удалось, как мне кажется, немало: Петрозаводская консерватория стала звучать на многих концертных сценах и площадках научного направления.

У нас проводится большое количество статусных конкурсов. Но главное – мы возродили Международный конкурс имени Глазунова. Это масштабное состязание, проходящее раз в два года. В 2024 году конкурс собрал более полутора тысяч участников.

ЕК Он идет по всем специальностям – и инструментальным, и вокальным, и дирижерским?

АК Да, и в состязании принимают участие хоровые коллективы и оркестры, причем всех возрастов. В итоге консерватория в 2024 году не просто попала в орбиту внимания, а вышла на первые позиции рейтингов среди музыкальных вузов.

Мы прекрасно понимаем, что являемся самым северным вузом, и в первую очередь наши абитуриенты к нам поступают из ближайших регионов. Но я стремился расширить географию, и на данный момент у нас учатся студенты, приехавшие со всех уголков России – от Сахалина до Калининграда.

В России всего десять консерваторий. Это колоссальная победа и радость, что одна из них открыта в Республике Карелия.

ЕК А есть ли китайские студенты?

АК Конечно, у нас сейчас обучается порядка 200 китайцев, и их количество за последние годы тоже выросло. Когда я пришел в консерваторию в 2018 году, иностранные абитуриенты поступали исключительно из двух провинций Китая. Это в первую очередь наши главные партнеры – Шанхайский педагогический университет, где они заканчивают бакалавриат и к нам поступают в магистратуру, и Даляньский государственный университет. А сегодня к нам едут студенты из всех провинций Китая. В этом я вижу большую заслугу наших педагогов. Работает так называемая челночная дипломатия – выпускники возвращаются обратно в Китай и рассказывают, что в Петрозаводске есть замечательная консерватория, есть прекрасные преподаватели. И вот уже студенты из новых городов приезжают к нам учиться.

ЕК С первых дней руководства вы стали активно утверждать бренд консерватории, делая акцент на имени Александра Глазунова.

АК Когда я приехал в Петрозаводск, был удивлен тем, что творчество этого замечательного русского композитора никак не пропагандируется. В 2020 году, когда праздновалось 155-летие со дня его рождения, я предложил ежегодно отмечать День Глазунова. Учитывая, что 10 августа, когда он родился, все находятся в отпусках и на каникулах, мы выбрали другую дату. 22 октября 2003 года консерватории было присвоено имя Александра Глазунова. И вот на протяжении уже пяти лет мы чествуем нашего классика в этот день: симфонический оркестр, другие коллективы, солисты играют музыку Глазунова. Четыре года подряд мы проводим конкурс «Глазуновский диктант», который охватывает практически всю Россию.

ЕК В этом году Глазунову исполняется 160 лет. Как вы отметите этот юбилей?

АК В октябре консерваторский оркестр выступит на Симфоническом форуме в Свердловской филармонии. Это знаковое событие, куда съезжаются не только коллективы, но и руководители концертных организаций всей страны.

ЕК Я помню прошлый фестиваль в Екатеринбурге, когда обсуждалась тема включения студенческих оркестров наравне с профессиональными. Почетно, что именно ваш оркестр первый получил приглашение.

АК Для нас это большая честь, и мы говорили с организаторами о желании привезти программу «Глазунов и его время» в год юбилея композитора. В нее войдут Четвертая симфония Глазунова и сочинения его старших современников – Анатолия Лядова и Александра Бородина.

ЕК В сфере ваших дирижерских интересов всегда было хоровое искусство. В Карелии есть профессиональные хоровые коллективы? Удалось ли сделать что-то в этом направлении?

АК В 2020 году, в период пандемии, был образован первый профессиональный хоровой коллектив в Карелии. Это мужской хор, им руководит энтузиаст своего дела, доцент нашей консерватории Алексей Умнов. Буквально с первых дней существования этот хор принимает активное участие в жизни консерватории.

ЕК В регионах довольно часто творческие институции живут своей обособленной жизнью. Была ли задача подружиться с карельскими коллегами в музыкальном театре, филармонии?

АК Вы правы, консерватория, как мне представлялось, находилась немного в стороне от культурной жизни Карелии. Может быть, это связано с юридическим моментом: наш вуз является федеральным учреждением и подчиняется Министерству культуры Российской Федерации, а все концертно-театральные организации Петрозаводска и Карелии находятся в ведомстве Министерства культуры Республики Карелия. Буквально через неделю после приезда в Петрозаводск у меня состоялось знакомство с директорами Карельской филармонии, Музыкального театра и музея-заповедника «Кижи», с руководителями музыкальных школ, Петрозаводского музыкального колледжа имени К.Э. Раутио и Карельского колледжа искусств.

И за эти годы сделано очень много для того, чтобы мы вместе занимались развитием музыкальной жизни и в целом культуры республики. Безусловно, консерватория – ключевой элемент, мы поставляем кадры в оркестр, театры, учебные заведения. Я часто повторяю, что в России всего десять консерваторий. Это колоссальная победа и радость, что одна из них открыта в Республике Карелия.

ЕК Расскажите о совместных акциях.

АК Если говорить о первой ступени образования – музыкальных школах, то это фестиваль «Together – Вместе», который с 2020 года объединяет вокруг консерватории музыкальные школы. Важно, чтобы юные музыканты не просто имели представление о существовании консерватории, а знали, где она находится, выступали в ее залах. Мы каждый год совершенно бесплатно предоставляем наш Большой концертный зал для отчетных концертов музыкальных школ, тем самым поддерживая начальное профессиональное музыкальное образование.

С нашей замечательной филармонией мы проводим совместные фестивали. Два года назад отмечали юбилей Рахманинова. Это был недельный марафон музыки композитора на концертных площадках филармонии и консерватории, где звучали все его фортепианные концерты и симфонии.

Наши студенты участвуют в так называемых вокальных мастерских – их ежегодно проводит Музыкальный театр Республики Карелия. В декабре прошедшего года в Петрозаводск приезжал знаменитый баритон Сергей Лейферкус, и в консерватории состоялась творческая встреча с ним и мастер-классы. Что касается музея-заповедника «Кижи», то мы очень плотно сотрудничаем в организации выставок музея и взаимодействуем в процессе подготовки кадров – этномузыкологов. А в Музее изобразительных искусств есть своя концертная площадка, где каждую неделю выступают наши студенты.

ЕК Студенческий оркестр с вами выступает не только в Петрозаводске, но вы, кажется, выезжали в Москву и в Петербург.

АК Наши первые гастроли состоялись по приглашению моего коллеги и друга – ректора Санкт-Петербургской консерватории Алексея Николаевича Васильева. В 2022 году он пригласил наш коллектив на фестиваль «Международная неделя консерваторий», посвященный юбилею Санкт-Петербургской консерватории. И оркестр Петрозаводской консерватории дал концерт в Капелле Санкт-Петербурга. Опять же звучала музыка Александра Глазунова, и совместно с Камерным хором Московской консерватории под управлением Александра Соловьева и хором Санкт-Петербургской консерватории под управлением Сергея Екимова были исполнены «Половецкие пляски» Бородина. Через год, в мае 2023 года, по приглашению ректора Московской консерватории Александра Сергеевича Соколова наш оркестр приехал на Декаду выпускников творческих вузов. Это стало историческим событием – впервые наши ребята вышли на легендарную сцену Большого зала Московской консерватории. Мы исполняли огромную программу в двух отделениях, имели честь аккомпанировать лучшим выпускникам российских консерваторий – из Донецка, Саратова, Владивостока, фактически всех крупных городов России. Затем по приглашению Псковской филармонии наш оркестр принял участие в юбилейном Фестивале русской музыки, посвященном юбилеям Римского-Корсакова и Мусорского.

Алексей Васильев: Необходимо движение вперед

Будущий октябрь у нас будет насыщенным: помимо поездки в Свердловскую филармонию, 20 октября мы снова выступим в Большом зале Московской консерватории. По приглашению ректора РАМ имени Гнесиных Александра Рыжинского примем участие в интересном проекте, посвященном музыке Танеева и презентации новой редакции его кантаты «Иоанн Дамаскин», где кроме хора и оркестра звучит орган.

ЕК Многие из перечисленных вами событий организованы по инициативе ректоров разных вузов. И мне кажется, что в последние десять лет сложилось такое уникальное ректорское сообщество, когда вузы себя не противопоставляют и не пытаются доказать первенство. А общаются на правах творческой дружбы.

АК На следующий год после моего прихода в Петрозаводскую консерваторию должность ректора РАМ имени Гнесиных получил Александр Сергеевич Рыжинский. В своей деятельности он стал объединять вокруг себя руководителей музыкальных вузов нашей страны. И то, что сейчас между многими ректорами существует не только деловое или творческое общение, но и большая настоящая человеческая дружба, во многом его заслуга.

Александр Рыжинский: Елена Фабиановна Гнесина – титаническая личность

Также я не могу не отметить уникального человека, о котором уже говорил, – Алексея Николаевича Васильева, виолончелиста, дирижера, руководителя нашей старейшей консерватории. Он всегда тепло принимает нас в Санкт-Петербурге, находит время, чтобы приехать и выступить с нашим оркестром. Благодаря теплому общению с ректором Нижегородской консерватории Юрием Ефимовичем Гуревичем воплощаются в жизнь многие творческие и научные проекты. Я мог бы перечислять и дальше, но это заняло бы много времени и места. Возможно, общность наших интересов связана с тем, что почти все ректоры – действующие дирижеры, среди которых я назову еще Александра Занорина, ректора Саратовской консерватории, и Александра Соловьева, ректора Академии хорового искусства. Мы стараемся друг друга поддерживать и помогать, если это необходимо.

ЕК Петрозаводская консерватория всегда славилась своими контактами со скандинавскими странами. Какова ситуация сейчас?

АК До границы с Финляндией буквально 300 километров, и поэтому с музыкальными вузами Финляндии, Норвегии, Швеции было реализовано много совместных проектов. Через Скандинавию мы выезжали и в другие страны Европы, в том числе в Испанию и Италию. В настоящее время эти проекты заморожены, и консерватория сейчас развернулась в сторону музыкальных вузов СНГ. Мы – первый вуз, который в прошлом году организовал обмен студентами с Казахской национальной консерваторией имени Курмангазы. Вначале к нам приезжали студенты из Казахстана, а зимой наши обучающиеся уехали на полгода в Алматы. В прошлом году мы подписали меморандум о сотрудничестве с Национальной консерваторией Узбекистана. Сейчас намечен обмен студентами между Петрозаводском и Ташкентом, и в перспективе хотелось бы развивать международное сотрудничество и с другими консерваториями, которые находятся на территории бывшего Советского Союза.

Безусловно, мы не стоим на месте, активно развивая и концертную деятельность: сотрудничаем с выдающимися музыкантами, которые сейчас представляют цвет исполнительской школы нашей страны. Но в прошлом году мы запустили необычный абонемент «НеСовсемКонцерты для юношества» – они проходят для студентов СПО немузыкальных профилей и школьников старших классов, которые никогда не были в консерватории и не имеют представления о музыкальных инструментах. Идея оказалась успешной: на эти мероприятия собирается полный зал.

ЕК А находится ли время для современной музыки?

АК В декабре мы подготовили премьеру Виолончельного концерта Кузьмы Бодрова, где солировал Василий Степанов. Играем музыку карельских авторов, причем не только современных, но и ушедших, поддерживая память о них.

ЕК Консерватория – это не только образовательное учреждение, но и научное.

АК Скажу, что научные школы Петрозаводской консерватории известны не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Безусловно, одним из столпов является выдающийся ученый XX века Юзеф Гейманович Кон. Традиции, которые он когда-то заложил в нашей консерватории, продолжают развивать следующие поколения музыковедов.

В настоящий момент среди ярких ученых и педагогов хочется назвать доктора искусствоведения Екатерину Окуневу, заведующего кафедрой теории музыки и композиции доцента, кандидата искусствоведения Ирину Копосову, заведующего кафедрой истории музыки доктора искусствоведения, профессора Веру Нилову. Профессор, кандидат искусствоведения Любовь Купец активно взаимодействует с новым направлением, условно назову его популярным музыковедением, находящимся на стыке с музыкальной журналистикой.

Под руководством проректора по научной и творческой работе Татьяны Красковской в консерватории регулярно проводятся научные конференции, наши педагоги и студенты участвуют в проектах РАМ имени Гнесиных и других вузов, в международных симпозиумах иных организаций. Здесь мы тоже не стоим на месте. А если говорить о долгосрочных целях в научном направлении, то нам нужен свой диссертационный совет – это моя мечта.

ЕК Наша беседа выйдет, когда в День республики Карелия глава Артур Парфенчиков вручит вам почетное звание «Заслуженный деятель искусств Республики Карелия».

АК Я воспринимаю эту награду как признание того, что Петрозаводская консерватория движется в правильном направлении.

ЕК Вы родились и начали свою деятельность как музыкант в Омске, потом учились в Москве, теперь живете в Петрозаводске. Как вы себя ощущаете в этом регионе?

АК Мне нравится Карелия. У нас уникальная природа. Когда я уехал в Петрозаводск, моему старшему сыну было два года, а младшему – полгода. Можно сказать, что свою сознательную жизнь они проводят в Карелии. Два года назад у меня в Петрозаводске родились дочки-двойняшки. Я иногда шучу, что мотивирую своих коллег исполнять указ президента об исправлении демографической ситуации. Но если серьезно, то вся моя семья воспринимает Карелию и Петрозаводск как свою малую родину.