ЕК Как возникла идея частного концертного пространства?
АБ Это наш семейный проект. Мы с моей супругой Евгенией купили инструмент в начале пандемии: орган пришел к нам 1 апреля 2020 года. Орган вначале стоял у нас дома, во время локдауна я на нем занимался, сын готовился к поступлению в консерваторию, а наш кот забирался на него и тоже пытался извлечь звуки (улыбается). Но возникла идея найти помещение, чтобы делать публичные концерты, проводить уроки. Искали достаточно долго и вдруг увидели объявление о сдачи этого места в аренду. Тут раньше была парикмахерская «Фигаро», потом хотели сделать художественную галерею, выставлять современную живопись. Но владелец отказался от этих планов. В этот момент мы и позвонили, посмотрели и сразу влюбились в это пространство. Тем более что оно было полностью отремонтировано, можно было въезжать и обустраивать студию.
ЕК Вы обозначали концепцию места как арт-пространство. Что вы предлагаете людям?
АБ Мы не только проводим концерты, но ведем большую просветительскую и образовательную работу. К нам приходят группы школьников, для которых мы проводим тематические лекции. В зале помещается 30 человек, звучности органа благодаря встроенным колонкам хватает, чтобы наполнить все пространство гостиной.
ЕК Вы назвали студию Sebastian. Есть ли символика?
АБ Писатель и композитор Владимир Одоевский дал такое имя своему домашнему инструменту, на котором тоже проводил частные органные вечера. Но имя, прежде всего, в честь Иоганна Себастьяна Баха – кормильца всех органистов, который не даст нам умереть с голоду.
С Евгенией мы делали программу о гипотетическом ужине Баха и Генделя, который на все смотрит как делец.
ЕК Но, смотрю, вы играете не только Баха, но и музыку кино, например.
АБ Это не только веяние времени: я сам люблю смотреть фильмы, и в них есть замечательные мелодии.
ЕК Как проходят концерты в таком камерном зале? Вы рассказываете слушателям о музыке?
АБ Люди хотят получить не только слуховые впечатления, но и информацию – об истории создания сочинения, об авторе. Мы с моей супругой активно развиваем музыкально-литературные программы, где Евгения читает стихи, прозаические фрагменты, а я играю специально подобранные произведения, а иногда и импровизирую. Раньше стеснялся это делать, а теперь с удовольствием погрузился в эту область исполнительского искусства.
ЕК Мне помнится, что вы сотрудничали как пианист с какой-то джазовой группой. Там же надо было импровизировать?
АБ Было дело. Когда-то в Красноярской филармонии был ансамбль «Ренессанс», мы играли вначале старинную музыку, а потом расширили репертуар до современной эстрадно-джазовой. С нами выступали и вокалисты, мы аккомпанировали песням Элвиса Пресли, Франка Синатры.
ЕК Есть ли официальный день рождения вашей гостиной?
АБ Гостиная открылась в 2022 году 1 октября, в День музыки. Мы довольно долго готовились к этому моменту, обсуждали и делали список, что бы нам хотелось делать, что нужно приобрести, – мы закупали стулья, стеллажи, вот этот красивый декоративный камин. Многим занималась Евгения, без нее этот проект не смог бы состояться.
ЕК У вас необычная фотозона с инсталляцией из нотных страничек.
АБ Это «Сонеты Шекспира» Микаэла Таривердиева.
ЕК И в этом тоже своя символика?
АБ Конечно. Все-таки Международный конкурс органистов имени Таривердиева, где я получил звание лауреата и ряд спецпризов, сыграл в моей жизни большую роль. Горжусь и дружбой с Верой Гориславовной Таривердиевой. Так что этот композитор – один из моих талисманов.
ЕК Вы вывозите орган в другие города Красноярского края?
АБ Нет, мы бережем инструмент, на концерты в школах берем синтезатор или электронное пианино.
ЕК В Красноярске – известный Органный зал, с филармонией не возникает конфликта интересов?
АБ Абсолютно нет. Когда начинали, то думали, что публика, приходящая в Органный зал, пойдет и сюда. Но получилось, что сложилась своя аудитория, пришли новые люди, которым нравится наша обстановка, возможность общения.
Одним нажатием кнопки можно превратить инструмент из романтического в барочный и наоборот.
ЕК Вы много лет выступали на «живом» духовом органе, здесь у вас электронный цифровой орган, который многие органисты не признают за полноценный инструмент. Ваше мнение?
АБ Действительно, я большую часть жизни играл на духовых органах и повторял расхожие штампы, что электронный орган это «порнофон», но теперь пришел к мысли, что электронные органы предоставляют больше возможностей. Например, одним нажатием кнопки можно превратить инструмент из романтического в барочный и наоборот. Можно выбрать тип темперации – взять какую-то историческую темперацию или равномерный темперированный строй. Недавно был отчетный концерт органного класса Колледжа искусств, и ребята играли старинную музыку в среднетоновой темперации по системе Кирнбергера, а в сочинениях XIX века переходили на равномерную настройку, меняли типы инструмента. В педагогической работе это открывает новые перспективы, а на духовом органе все это не так просто сделать. Современное электронное органостроение развивается семимильными шагами, и на слух порой отличить звук цифрового от духового органа трудно.
ЕК В Красноярске единственный духовой орган выпущен чешской фирмой Rieger–Kloss: клавиатура требует выравнивания, у него нет системы компьютерной памяти (зетцер-комбинаций). Органист сильно ограничен, когда играет романтическую или современную музыку, где требуются быстрые динамические смены. А кроме того, музыкант оказывается в абсолютной зависимости от ассистента, который не всегда обладает быстрой реакцией, знанием музыки. И так бывает во многих городах – не пора ли обновлять парк российских органов?
АБ К проблеме нужно подходить адресно. Орган фирмы Rieger–Kloss, который стоит в Концертном зале Чайковского в Москве, можно с полным правом назвать историческим, и язык не повернется сказать, что его нужно заменить на электронику. Другой вопрос, стоит ли произвести деликатную модернизацию, как это делают с ретроавтомобилями, которым ставят современный мотор, к примеру. Или оставить инструмент как есть, фиксируя этап развития исполнительства середины прошлого века.
Напомню, что органы Rieger–Kloss стоят, кроме Красноярска, в Омске, Барнауле, Волгограде, Сочи, в Калининградской филармонии, часть из них была модернизирована. В Барнауле фирма Klais провела серьезную реконструкцию, так что от первоначального инструмента мало что осталось. В Омске также сделана модернизация пульта. Без изменений остаются инструменты у нас в Красноярске, в Волгограде, в Калининградской филармонии, в Сочи, в Иркутске. Я все же считаю, что если в городе один концертный орган в главном филармоническим зале города, то реконструировать его необходимо.
ЕК Технологически это возможно?
АБ Без сомнений. И это проблема не только с органами фирмы Rieger–Kloss. Есть ряд инструментов фирм Sauer, Schuke, которые в технологическом плане морально устарели.
ЕК Андрей, как вы себя сейчас позиционируете? Как городской органист, как когда-то был Бах?
АБ Раньше я, может быть, льстил себя надеждой, что могу оказывать художественное влияние на музыкальную жизнь города, но сейчас я в первую очередь ощущаю себя предпринимателем. И смотрю на все процессы с этой стороны. Не знаю, хорошо это или плохо, но реальность такова.
ЕК Это современно.
АБ Недавно с Евгенией мы делали программу по пьесе «Возможная встреча» Пауля Барца о гипотетическом ужине Баха и Генделя, который на все смотрит как делец. Но далее по ходу сюжета их позиции начинают меняться, выясняется, что и Гендель не чужд идеализма, и у Баха есть амбиции. Так что нет однозначного ответа, все зависит от жизненной ситуации.
ЕК Мы сейчас с вами беседуем под звон колоколов соседнего храма. Вам приходится расписание концертов увязывать с церковным?
АБ Они обычно звонят дважды в день: в десять утра и в пять вечера. Но бывают и дополнительные службы, наша публика с пониманием к этому относится, да и колокола органично вплетаются, внося духовную нотку в великую музыку.