Балетам быть! События

Балетам быть!

В Петербурге обсудили стратегии создания новой балетной музыки

На первый взгляд, в российском балетном театре с современной композиторской музыкой все в порядке. МАМТ недавно представил «Перигелий» на музыку Владимира Горлинского, в «Новой Опере» с успехом продолжаются показы «Свадебки» Стравинского с искусной инкрустацией пролога и эпилога Николая Попова, а петербурженка Настасья Хрущева усиленно работает над своей восьмой балетной партитурой. Балетный театр дал старт карьере Юрия Красавина, ньюсмейкера прошлого театрального сезона, когда сразу три балета с его музыкой увидели свет на Исторической и Новой сценах Большого театра в Москве, сцене Нижегородского театра оперы и балета имени А.С. Пушкина. Эти факты, однако, не исчерпывают проблем, которые давно назрели в балетном театре с новой музыкой. Обозначу самые «горячие».

Проблема первая. Выпуск спектакля – качественно сложный и многоплановый процесс. Взаимодействие творческих людей (хореографа, композитора, художников-постановщиков, дирижера, а иногда и приглашенного режиссера) зашкаливает, отчего в паре хореограф – композитор благоприятный творческий исход не всегда на стороне последнего. Увы, не всегда человек, безупречно разбирающийся в танцевальной стихии, может расслышать тонкие звуковые идеи, предложенные композитором.

Проблема вторая. Директора российских музыкальных театров заинтересованы в новых именах. Парадоксально, но факт – руководители театров жаждут заполучить молодых композиторов с опытом театральной работы. Но вот незадача, где взяться такому опыту? Даже самым талантливым авторам (тем более, если это недавние выпускники консерваторий!) необходимо понимание процессов и погружение в театральное закулисье.

Решением может стать специализированная балетная лаборатория, которую задумали Союз композиторов России и международный фестиваль «Дягилев P.S.». Для обсуждения направлений этой лаборатории представители двух институций встретились в Петербурге с ведущими композиторами, хореографами, кураторами и директорами театров. В уютном пространстве Гранд-отеля на Мойке, 22 прошел открытый паблик-ток, модерировал дискуссию директор Александринского театра Александр Малич.

Каждый из участников паблик-тока поделился соображениями о том, какой может стать новая балетная лаборатория и как сделать ее максимально полезной. Художественный руководитель Нижегородского театра оперы и балета имени А.С. Пушкина Алексей Трифонов и хореограф Ольга Цветкова отметили значимость фигуры драматурга (к слову, в европейских театральных спектаклях это полноправный участник процесса, как и композитор, хореограф, дирижер или режиссер). Цветкова рассказала, как в разговоре с драматургом Михаилом Дурненковым смогла описать для себя взаимодействие двух сил: «Вы – хореографы – создаете облака, а мы – драматурги – говорим, на что они похожи». Как точно и красиво сказано!

Композиторы Настасья Хрущева и Дмитрий Мазуров поделились опытом коллективной работы над музыкой к спектаклю «Сказки Перро». Хореограф Максим Петров и его соавтор Богдан Королёк предоставили композиторам четкую план-партитуру с конкретными задачами, драматургией и набором танцевальных номеров. Работа получилась слаженной и четкой – композиторы спокойно реагировали на то, что написанную для оркестра музыку важно приспособить под новаторскую хореографию. В апреле этого года «Сказки» с успехом были показаны в екатеринбургской «Урал Опере», в ноябре – с неменьшим успехом на фестивале «Дягилев P.S.» в Петербурге.

Ксения Тернавская, Настасья Хрущёва, Николай Попов, Максим Петров, Ольга Цветкова, Дмитрий Ренанский, Дмитрий Мазуров

Композитор и руководитель Центра электроакустической музыки Московской консерватории Николай Попов рассказал о нюансах диалога между оригинальной композиторской работой и «чужой» музыкой. Он привел в пример опыт взаимодействия со «Свадебкой» (1923) Игоря Стравинского, а также обратил внимание на непростую коммуникацию с командой театра, где проходила премьера. Артисты «Новой Оперы» не сразу приняли новаторские решения Попова и его звуковые эксперименты.

Музыкальный куратор Дома культуры «ГЭС-2» и программный директор Пермской оперы Дмитрий Ренанский отметил, что сейчас то самое время, когда новое искусство рождается в недрах знакомого и известного. На ум приходят кейсы Пермской оперы – пролог и эпилог Валерия Воронова для оперы Бартока «Замок герцога Синяя Борода» или интро и аутро Владимира Горлинского к опере Пуленка «Человеческий голос». Теперь дело за балетным театром? Вопрос дискуссионный.

Владимир Горлинский, один из самых востребованных российских композиторов, впервые ступил на территорию балета лишь в этом году. Спектакль «Графит» (хореограф – Антон Пимонов) – уникальный пример коллаборации Дома культуры «ГЭС-2» и театра «Урал Опера». Новый балет был показан на обеих площадках: в первом случае как отдельный ивент, во втором – «Графит» обрамляли два других одноактных балета на музыку Антонио Сальери и Отторино Респиги. «Перигелий» (хореограф – Слава Самодуров) – балет, написанный Горлинским по заказу Театра Станиславского.

Владимир Горлинский: Создаю молекулу движения в звуках

С позиции колоссального композиторского опыта на территории contemporary dance, кураторства танцевальной лаборатории фестиваля Context Дианы Вишнёвой в 2023-м и опыта создания сразу двух балетов в 2024-м Владимир Горлинский акцентировал такое понятие, как «ресёрч»: «Это практически отсутствующее понятие в процессе постановки, но крайне важное. Это время для эксперимента с артистами балета и музыкантами, когда создаются и проверяются новые идеи. Далее идеи отбираются творческой командой, и дальнейший процесс постановки может происходить как обычно. Но начало с исследования, ресёрча, позволит привлекать в работу совершенно новые энергии».

Новой балетной лаборатории в 2025-м быть! Здорово, что причастные к балетному театру профессионалы смогли сформировать векторы для нового проекта. «Идея танцевать под сонаты/симфонии/концерты за сто лет амортизировалась, – резюмировал мысль коллег Богдан Королёк, музыкальный критик, драматург и помощник худрука по балету екатеринбургской «Урал Оперы», – специальных партитур (высокого качества) мало. Пришло время заказов, мы возвращаемся к здоровому ремесленному производству. Композиторам, хореографам и театральным директорам нужно учить профессиональные словари друг друга – и действовать. Диалог фестиваля “Дягилев P.S.” и Союза композиторов России затеян вовремя. Уверен, скоро получится перейти от слов к делу».