Дочь разбойника против дочери брамина События

Дочь разбойника против дочери брамина

Завершились гастроли Красноярского театра оперы и балета в Москве

На Основной и Новой сценах Большого театра гости из Сибири показали три спектакля, поставленные в течение прошлого сезона. В год 60-летия Дмитрия Хворостовского театр, носящий его имя, заявил о себе как о серьезном игроке на российской карте. Можно сказать, что сейчас наблюдается тенденция усиления сразу нескольких региональных театров – Нижегородского, Самарского, Пермского, и красноярцы, безусловно, входят в этот список. Интересный, незаезженный репертуар, разумное привлечение столичных солистов, присутствие которых помогает подтягиваться собственной труппе, приглашение на каждую постановку новых режиссеров и дирижеров – эта стратегия дает возможность сделать качественный рывок и сократить дистанцию, в силу географии отделяющую Красноярск от европейской части материка.

Гастроли открылись оперой «Дон Жуан», и  Моцарт стал вызовом труппе, которая постаралась освоить стиль венского классика так, как это принято на его родине. Дирижер Кристиан Кох (он заменил музыкального руководителя Петера Феранца) добивался аккуратности и прозрачности звучания оркестра, иногда даже слишком «прибирая его» в стремлении не заглушить солистов. Оборотной стороной стала определенная метричность и однообразие исполнения, особенно в первом действии оперы, что не компенсировала добротная режиссура Михаэля Штурмингера.

«Дон Жуан». Фото: Александр Паниотов

Если певцам в «Дон Жуане» можно пожелать большего совершенства в плане точности интонации и эмоциональной наполненности, то во второй привезенной на гастроли опере – «Лакме» – дело обстояло намного благополучнее. Не менее сложный для российских просторов французский романтический стиль был освоен вполне успешно, в чем безусловная заслуга музыкального руководителя постановки Александра Рудина. С момента мартовской премьеры (читайте об этом статью «Индийские брамины в Сибири») спектакль режиссера Сергея Новикова набрал высоту и по темпоритму действия, и по качеству музыкальной интерпретации. Прекрасные, чарующие слух мелодии Делиба погружали зал в нирвану, что вполне соответствовало сюжету о религиозном и социальном противостоянии индусов английским колонизаторам. Новая сцена Большого театра оказалась удачным пространством, куда спектакль вписался как влитой. Компактность зала, приближенность сцены к зрителю позволили оценить не только общее решение драматургических ходов, но и рассмотреть, как виртуозно поработал режиссер в массовых сценах: каждому участнику многолюдной базарной толпы или религиозной службы был придуман рисунок роли, характер. Отлично проявил себя балет в танцевальном дивертисменте во втором действии: Юлиана Малхасянц сочинила красивую хореографию, где руки и ноги танцовщиков воспроизводили символические орнаментальные фигуры и специфические позы индийских богов.

«Лакме». Фото: Сергей Головач

Пестрота действия здесь вносила контраст к ариям и дуэтам, где артистам представилась возможность комфортно, без лишней суеты петь. В одном из составов блистали приглашенные солисты – Анна Гречишкина (Лакме) и Сергей Кузьмин (Джеральд). Запредельно высокие колоратуры Анна щелкала с отменной уверенностью и кристальной чистотой. Присутствовавший в зале Дмитрий Бертман, худрук «Геликон-оперы», где основное место службы певицы, не скрывал удовлетворения от качества ее работы. Солист Михайловского театра Кузьмин порадовал и сладостью тембра, и артистичностью. Были моменты, когда он оставался один на один с музыкой, без всяких режиссерских «подпорок», и этот экзамен на музыкальность и содержательность он выдержал «на отлично». Впрочем, некоторые зрители, посетив оба вечера, утверждали: накануне певцы театра Александра Черпакова и Валентин Колесников также стали достойными интерпретаторами этой виртуозной музыки.

Редкость, коей является в России опера «Лакме» и которая вошла теперь в афишу благодаря инициативе Красноярского театра, была по достоинству оценена просвещенной публикой, собравшейся в этот вечер в Большом. Не превращаясь в таблоид, невозможно все же не отметить зашкаливающую плотность вип-персон. Что ж, привлеченные реноме режиссера, многие из них смогли открыть для себя что-то новое в искусстве, выйти за пределы привычного круга имен и явлений.

Таким же выходом в новые эмпиреи стал балет «Катарина, или Дочь разбойника» (о его премьере журнал публиковал статью «Выстрел в десяточку» Анны Гордеевой). Критики, посетившие показ в Москве, вновь отметили смелость постановочной команды, взявшейся за реконструкцию (а фактически – за воссоздание по отдельным эскизам, наброскам) балета некогда гремевшего хореографа Жюля Перро. Пришлось вообразить и нафантазировать все: музыку  (за нее отвечал Петр Поспелов), танец (Сергей Бобров и Юлиана Малхасянц), костюмы (Елена Зайцева) и сценографию (Альона Пикалова).  Прекрасно проявил себя в этой команде дирижер Иван Великанов: для него участие в этих спектаклях стало в прямом смысле «последней гастролью» – с осени он покидает Красноярский театр.

«Катарина, или Дочь разбойника». Фото: Иван Карнаухов

Директор Светлана Гузий на волне успеха поблагодарила всех, кто способствовал дебюту театра на такой желанной для всех артистов сцене Большого: губернатора Красноярского края, Росконцерт, программу «Большие гастроли» Министерства культуры РФ.

Впереди уже новые интересные планы: постановка режиссером Даниилом Дмитриевым оперы «Бесприданница» Даниила Френкеля (по А. Островскому), перенос «Опричника» Петра Чайковского из Михайловского театра и премьера оперетты Оффенбаха «Синяя борода» – два проекта Сергея Новикова. Так что поводов увидеться с креативными красноярцами – немало.

Жара музыке не помеха События

Жара музыке не помеха

Летний фестиваль в «Сириусе» вновь собрал звезд

Делать меньше События

Делать меньше

Игорь Булыцын представил на сцене БДТ новую постановку «Брух. Сюита» для труппы Театра балета имени Леонида Якобсона

Новая искренность События

Новая искренность

«Лето. Музыка. Музей» в Истре как место нового культурного паломничества

Арт-коллаборации в Судаке События

Арт-коллаборации в Судаке

В Академии «Меганом» прошла первая музыкальная лаборатория Московской консерватории