Фестиваль молодости и азарта События

Фестиваль молодости и азарта

В Грузии завершился IV Tsinandali Festival

«Хотелось бы иметь в Цинандали маленький Зальцбургский фестиваль, но по идейному смыслу мы ближе к фестивалю Вербье, который также поддерживает молодых музыкантов», – рассказывал год назад в интервью нашему журналу генеральный директор Tsinandali Festival, известный грузинский режиссер Давид Сакварелидзе. Сейчас уже можно смело утверждать: идея реализована. Если два ковидных сезона несколько ограничивали концепцию фестиваля, то теперь недалеко от Тбилиси в историческом винодельном поместье князя Чавчавадзе проект приобрел изначально задуманный масштаб.

Для искушенной публики фестиваль в Цинандали – фешенебельный курорт и еще одна привлекательная точка на карте потрясающих летне-осенних встреч с академическим искусством. «Контекст» для двух ежедневных концертов, собирающих меломанов ровно в полдень и вечером, отвечает самым смелым запросам. В двух шагах от концертных площадок находится пятизвездочный отель Radisson Collection с комфортными номерами и двумя бассейнами, гостей принимают рестораны с разнообразным меню. Главную грузинскую кухню описать получится лишь одним эпитетом – «неприлично вкусно». К слову, и до виноградников там рукой подать, поэтому настоящее вино непременно дополнит и без того атмосферную картину события.

Качество музыкальной программы, действительно, можно сравнить с легендарным фестивалем в Вербье – даже многие артисты, только что выступив в живых декорациях швейцарских Альп, почти сразу же отправились в столь же привлекательную грузинскую Кахетию. Например, отличный пианист Мао Фудзита. Теперь, послушав его в прошлом году и встретившись с ним на нынешнем фестивале, полностью записываешь себя в ряды почитателей его таланта.

Вербье и Цинандали близки по смыслу не случайно. Одним из учредителей грузинского фестиваля стал основатель фестиваля Вербье Мартин Энгстрем. Кроме того, фестивальным оркестром Вербье в этом году дирижировал Джанандреа Нозеда – художественный руководитель Tsinandali Festival. И, наконец, Давид Сакварелидзе также работал в Вербье-2022: стильно и нетривиально поставил концертное исполнение оперы Моцарта «Дон Жуан» с участием Питера Маттеи, Магдалены Кожены, Богдана Волкова, Ольги Перетятько и других певцов.

Надо отдать должное, Цинандали не копирует Вербье, организаторы идут своим путем, лишь опираясь на лучшие традиции «прообраза». Одна из таких важнейших традиций – фестивальный оркестр. В Цинандали сразу же в 2019 году создали Пан-кавказский молодежный оркестр, объединивший более восьмидесяти молодых музыкантов из Армении, Азербайджана, Грузии, Казахстана, Турции и Украины. Два года образовательная часть, к сожалению, «тормозилась» пандемией: в прошлом сезоне не было возможности работать с полноценным интернациональным оркестром, образовательная часть проходила только с грузинами. Но сейчас обстоятельства сложилось удачно, все смогли приехать более чем на два месяца активных репетиций и мастер-классов с хедлайнерами фестиваля.

Сольный концерт Дениса Кожухина

Концертом-открытием дирижировала Оксана Лынив, закрывал сезон оркестр с Василием Петренко за пультом. Безусловной кульминацией стало общение и совместное выступление молодых музыкантов с настоящей легендой – Шарлем Дютуа. Маэстро непостижимым образом буквально накрывает своей энергетикой: его дирижерские жесты точны, в меру эмоциональны. Музыкальные интерпретации он преподносит так, что суть их одновременно и глубока, и предельно понятна. Например, недвусмысленно считывался гуманистический месседж, подчеркнутый дирижером в последней симфонии Дворжака «Из Нового Света». Четвертый концерт Бетховена получился по-настоящему брутальным, но при этом музыка не потеряла ни одной драматургической подробности, ни одного нюанса (солировал пианист Чо Сон Чжин). С азартом можно было наблюдать за оркестрантами на сцене и во время репетиций: моментальная включенность в процесс, внимательность, трудоспособность, талант и музыкальность поражали – все эти качества заставляли их слушать, ими восхищаться.

Камерные концерты – отдельная страница Tsinandali Festival. Поскольку там выступают только лучшие, иногда ловишь себя на мысли: а может ли быть все так хорошо? Но авторитет уже заработан прекрасным вкусом и чутьем организаторов, публика вполне им может доверять.

Разумеется, в искусстве идеал недостижим, но «копаться» в продуманных и вдохновенно исполненных трактовках доставляет безумное удовольствие. В прошлом году, например, трио Чайковского «Памяти великого художника» исполняли Вадим Репин, Миша Майский и Сергей Редькин – тогда их прочтение производило ошеломляющий эффект. В нынешнем году свою трактовку представили скрипач Рено Капюсон, виолончелист Киан Солтани и пианист Мао Фудзита: сыграли точно и выразительно, но Первое трио Мендельсона прозвучало у них по верности музыкальных ощущений все же гораздо убедительнее.

Еще два дуэта подготовили программы, достойные внимания. Альтист Дэвид Аарон Карпентер и пианист Жюльен Квентин, кроме прочего, сыграли шесть пьес из балета Прокофьева «Ромео и Джульетта» в обработке патриарха русской альтовой школы Вадима Борисовского. Александра Конунова и Денис Кожухин удачно выбрали для своего семейного рецитала скрипичные сонаты Энеску и Грига, исполнив перед ними практически на уровне инструментального театра «Румынские танцы» Бартока.

Другой яркий момент Tsinandali Festival – 2022 – дебют знаменитого на весь мир Театра марионеток Резо Габриадзе. Труппа показала спектакль «Осень моей весны», сотканный из грузинского национального колорита, юмора и сердечности. Выступление театра наталкивает на рассуждения о будущем фестиваля в Цинандали: никто не сомневается, что впереди нас еще много чем удивят, явно будет мощное развитие. А мы, зрители, не будем скрывать ожиданий – надеемся, что к разнообразной и захватывающей фестивальной программе когда-нибудь прибавятся выдающиеся оперные проекты. Хочется, чтобы все продолжалось на крещендо!

На фото вверху: Дирижирует Шарль Дютуа

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»