Гроза над Театром Гоголя События

Гроза над Театром Гоголя

Антон Яковлев поставил свою версию известной пьесы Островского

Первый сезон в статусе худрука режиссер Антон Яковлев посвятил обустройству театрального быта: сделал ремонт в Большом зале и фойе, набрал 25 новых актеров взамен тех, кто вслед за Кириллом Серебренниковым решил пуститься в свободное плаванье. Теперь настал черед для творчества.

Антон Яковлев сделал свою инсценировку пьесы юбиляра этого года Александра Островского, назвав спектакль «Гроза. Искушение». Впрочем, дело не в государственном указе о праздновании 200-летия главного русского драматурга. Антон Яковлев подчеркивал в разных интервью, что давно хотел поставить эту пьесу и имел четкое представление, в каком ключе это делать. Теперь, став художественным руководителем столичного театра и получив возможность работать с актерами, готовыми разделить его эстетику, он реализовал свою мечту.

Антон Яковлев хоть и имеет репутацию приверженца классики и крепких академических традиций (все же за плечами школа МХАТ и общение с Василием Марковым, передавшим ему азы школы Станиславского), на деле обладает своим почерком и театральным языком, что позволяет ему «вытаскивать» из классических текстов Чехова, Толстого, Сологуба, Достоевского новые смыслы. Вот и Островского он прочел как мистика, разглядев в нем эдакую достоевщину. Сценография выдержана в сюрреалистическом ключе: ряды столов и лавок (сценография Марии Митрофановой), сквозь которые, как в лабиринте, ходят герои (а иногда, как Тихон, ездят на велосипеде). На заднике – экран, где транслируются изображения песьих голов и всякой иной «чертовщины», о которой то и дело идет речь в диалогах героев. «Мистика есть в самой пьесе, – объясняет режиссер. – Пожилая барыня, старушка, ходит и говорит: “Все сгорите в геенне огненной”. Странный персонаж, ни с кем не связанный. Фёкл с его пространными речами о странных псах. Я не знаю ни одной пьесы Островского, где на страницах бы создавался такой сюрреалистический мир, как тут. Это быт, доведенный до абсурда. Мистика и в фантазиях Катерины, составляющих ее внутренний мир. То, как она описывает свои сны, желания. Эти ниточки собираются для меня в единый клубочек».

Островского Антон Яковлев прочел как мистика, разглядев в нем эдакую достоевщину…

Яковлев делает свою версию последовательности сцен и не только переосмысляет характеры, но и укрупняет каждый образ, и даже в одном случае «меняет пол». Вместо странницы Феклуши у него Фёкл в блистательном исполнении Андрея Ребенкова. Его герой – родственник Варлаама и Мисаила из пушкинского «Бориса Годунова», – приживал, умеющий вовремя поддакнуть господам (Яковлев пишет для него уморительные реплики, заставляющие зал похохатывать), ханжа в рясе. Моменты иронии призваны усилить трагедию, разворачивающуюся на наших глазах. Мы наблюдаем за взаимоотношениями людей, вынужденных жить в зависимости от самодуров. Таков – Савел Дикой, абсолютно соответствующий своей фамилии. Мощная игра Олега Гущина превращает его в почти инфернальную личность. Ему подстать – Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), которая беспрестанно пилит и унижает своих близких. Это великолепная работа Ольги Науменко (помните Галю из «Иронии судьбы»?): она несет себя как царица, но при этом откровенно вампирит свою дочь Варвару (Алена Гончарова), сына Тихона (Марк Бурлай) и невестку Катерину. Они словно куклы на веревочках, за которые дергает Кабанова: в разговоре с ней молодые люди постоянно вздрагивают, словно от нервного тика.

Любовь Константинова – из нового набора молодых артистов, приглашенных Яковлевым в Театр Гоголя. Роль Катерины, как ее себе представил режиссер, села на нее как влитая. Подавленная до поры до времени семейством Кабановых, она сжигаема изнутри желаниями и мечтами. Этот образ совсем не такой, как привычно учат в школе, «не луч света в темном царстве» по Добролюбову, а факел, испепеляющий все вокруг. Внутренние монологи она ведет с загадочной женщиной, которая смущает и даже подталкивает Катерину к измене мужу. «Альтер эго, собеседница, которую Катерина себе выдумывает, словно ребенок, страдающий от одиночества, – говорит Яковлев. – Знаете, как это бывает в детстве, когда хочется с кем-то поговорить, поделиться своими сомнениями. И вот у меня появляется такой персонаж, скорее карамазовского толка, ближе к Достоевскому. Катерина склонна к иллюзорности, и Борис оказывается жертвой ее фантазии. Я бы не стал делать из нее жертву только из-за обстоятельств ее жизни: она, в конце концов, могла убежать, бросить. Но она не может убежать от себя, поэтому ей нужно создать кумира, придумать страсть, в огне которой она и сгорит».

Все это очень внятно прочерчено через характеры и мизансцены, и вообще сильная сторона режиссера Яковлева в том, что все подтексты и новые смыслы в его постановке ясно считываются, не остаются только декларациями.

Музыка 33-летнего композитора Андрея Зубца усиливает режиссерский замысел. Начать с того, что спектакль имеет необычный «эпиграф»: в первую минуту мы видим на экране изображение людей, держащих виолончели, потом на затемненной авансцене появляется фигура с этим инструментом. Это, процитируем еще раз режиссера, – символ, «образ чего-то тонкого, изящного, что выделяется из общего контекста и противопоставляется окружающему миру».

Последний поезд в светлое будущее

«Гроза. Искушение» не музыкальный спектакль, музыка скорее здесь помогает создавать атмосферу той самой недосказанности, «мистики», предчувствия трагедии. Тут есть и фоновое «электронное звучание», и стилизация под этно, и русский мелос. «Музыка рождалась сразу на сцене, во время репетиций, – рассказал Андрей Зубец. – Я брал с собой портативную электронную студию и импровизировал на ходу, откликаясь на идеи Антона Юрьевича». В спектакле есть и сквозная тема – вальс. Она вначале появляется неявно, искажаясь с помощью наложений сложных микрохроматических созвучий, но в кульминационный момент – в сцене объяснения в любви Катерины и Бориса (Илья Антоненко) – музыка заполняет все пространство, в котором в иступленных объятиях кружатся герои. Через музыкальный символ решен и финал спектакля. Катерина, прощаясь с Борисом, в тоске напевает известную народную песню «Прощай, радость, жизнь моя», на которую накладывается электронный саунд, создавая вокруг сложное звуковое облако. Она так и не смогла обрести внутреннюю свободу, но за нее в полет отправляется Кулигин (Дмитрий Высоцкий) – еще один фантазер, пытавшийся переустроить мир. На экране мелькают неясные очертания крыльев самолета, словно гигантской фантастической птицы, уносящейся прочь.

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди