Спектакль Белгородской филармонии стал специальным гостем Десятого, юбилейного фестиваля «Видеть музыку», проходящего при поддержке Минкультуры РФ и Президентского фонда культурных инициатив.
Современные композиторы в оперном творчестве чаще обращаются к сюжетам бытовым, фантастическим или же психодраматическим, героико-эпические либретто при этом – скорее не в моде, если их не сопровождает пафос деконструкции или «повестки». Представленный спектакль в этом плане – одно из немногих исключений: сюжет его строится вокруг нескольких картин из жизни Белгородского полка накануне Полтавской битвы. Впрочем, самого сражения в опере нет – действие происходит в ожидании его и сконцентрировано на образах русских воинов и их думах в преддверии кровавой сечи. В подобном развертывании событий – явные параллели с русскими эпическими операми XIX века, в особенности – с «Князем Игорем» Бородина.
Оперу справедливо можно назвать эпической не только в прямом, но и в переносном смысле: обстоятельства ее появления на свет и масштаб команды постановщиков к этому располагают. Так, композиторы Николай Бирюков и Елена Латыш-Бирюкова работали над опусом более 18 лет, взяв в качестве либретто сочинение историка Виктора Овчинникова. Режиссер-постановщик и сценограф – Петр Татарицкий, хорошо известный многим отечественным меломанам как актер-чтец и ведущий. Его голос прозвучал «за кадром» в прологе, где в резонанс с раздольной мелодией у оркестра вошли строки из стихотворения «Бел-город» Игоря Чернухина.
Арт-директором проекта выступила Евгения Кривицкая, профессор Московской консерватории. Главные роли в спектакле взяли на себя солисты Белгородской филармонии: Василий Задорожный (рекрут Григорий Прозоровский), Ирина Хубаева (Любушка Аладьина), Наталья Воскресенская (набожная Мария), Константин Кривцов (солдат-калека Антоний), Николай Бирюков (старый солдат Иван Бирюков). В сплоченную команду также вошел приглашенный солист Большого театра Владимир Байков, убедительно и трагично воплотивший фигуру старого фельдмаршала Шереметева. Алексею Аносову из Донецка была доверена одна из ключевых партий – бригадира Белгородского полка Саввы Айгустова, а солист Самарского театра оперы и балета Иван Григорьев выступил в образе мудрого митрополита Иустина. Опера создана для русского народного оркестра, и в этом качестве блестяще показал себя Белгородский академический русский оркестр под управлением Евгения Алешникова. Нельзя не подчеркнуть, что коллектив Белгородской филармонии в целом в данной постановке взял на себя функции полноценного оперного театра, и результат оказался вполне убедителен! В городе, что по сей день стоит у «засечной черты», отдельного музыкального театра как учреждения пока еще не существует, и «Белгородский полк» – прямой сигнал властям региона о том, что в культурном плане для создания новой труппы вверенная им область вполне готова. Так или иначе, в рамках жанра semistage Белгородская филармония уже сейчас может обходиться собственными силами, и можно надеяться, что подобные постановки превратятся в традицию.
Основной нерв действия в спектакле без прямого показа славной Полтавской баталии – в отношении к происходящим событиям главных его героев. Бригадир Айгустов поглощен мыслями о будущей битве, размышляет о родной земле и предках, веками живших на ней, рекрут Прозоровский не может забыть свою невесту Любушку Аладьину, как и она его. Философский оттенок возникает в противоборстве скорбящего о будущих жертвах фельдмаршала Шереметева и уверенного в своем уповании на Бога митрополита Иустина: в метафизическом споре побеждает последний. Каждый из солистов по-своему раскрывает образный потенциал своего героя: кто-то поет ближе к эстрадной манере, кто-то чуть ближе к стилю народного пения, кто-то вносит нотки литургического стиля, но все – убедительны по-своему, и именно в таком контрасте и создается широкая эпическая палитра народных судеб на фоне героических событий.
Темная сторона истории воплощена в роли Кассандры Войны, исполненной Евгенией Кривицкой. Помимо ряда мизансцен, Кассандра занимает свое место и за пультом органа: масштабная интерлюдия (с явной отсылкой к началу сцены битвы из прокофьевского «Александра Невского») олицетворяет собой вторжение захватчиков, несущее ужас, кровь и смерть. Впрочем, в последней сцене оперы под триумфальный хор в духе знаменитого «Славься» Глинки Кассандру берут в плен русские воины, приковывая к одной из сторожевых башен: победа в войне означает и победу над войной.
Идея героической оперы, посвященной русским победам, приносила весьма плодотворные плоды и в XIX, и в XX веках, но в 90-е годы прошлого столетия воспринималась как устаревшая в контексте переосмысления наследия соцреалистической музыки и связанного с ним жанра песенной оперы. Очевидно, что подобный взгляд снова нуждается в пересмотре. Наша история богата славными победами, героизмом русских воинов, великими свершениями и великими трагедиями: это было, есть и будет, такова уж воля музы Клио. Музыкально-сценические произведения, посвященные эпохальным историческим событиям, вполне могут сочетать в себе историзм и актуальность: спектакль «Белгородский полк. Засечная черта» наглядно это показал.