Ирина Никитина: Наша публика достойна самых лучших и великих исполнителей Персона

Ирина Никитина: Наша публика достойна самых лучших и великих исполнителей

На берегах Невы стартует ежегодный международный фестиваль «Музыкальный Олимп». В нем принимают участие молодые талантливые музыканты со всего мира, лауреаты крупнейших международных конкурсов, выступающие вместе с симфоническими оркестрами на лучших концертных площадках Санкт-Петербурга. Об истории конкурса, его перспективах и значении в мировой музыкальной жизни размышляет в беседе с Виктором Александровым (ВА) президент Фонда «Музыкальный Олимп» Ирина Никитина (ИН).


ВА Ирина, в этом году фестиваль пройдет в двадцать восьмой раз, а Фонд «Музыкальный Олимп» отметит свое тридцатилетие. Изменилась ли как-то за это время направленность фестиваля?

ИН Наш проект был задуман как вечно юный, поэтому возраст фестиваля совершенно не имеет значения. Ведь в нем всегда участвуют молодые музыканты, победители международных музыкальных конкурсов последних лет.

При создании фестиваля я стремилась к четкой и понятной концепции, что стало залогом его успеха. Важно, чтобы публика понимала идею проекта и то, что она получает, посещая наши концерты. Мне всегда приятно видеть новые лица. Мы приветствуем всех – и дирижеров, и исполнителей, и композиторов. Нередко на нашем фестивале звучат новые произведения. За эти тридцать лет могу с уверенностью сказать, что наши концерты всегда желанны, и слушатели с нетерпением их ждут.

Оркестр Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга. Дирижер – Винченцо Миллетари (Италия). II премия, Международный конкурс дирижеров имени Артуро Тосканини, Парма (Италия). 2017

ВА Как удается сегодня сохранять международный статус фестиваля?

ИН Прежде всего хочу отметить, что наша публика заслуживает самых лучших и великих исполнителей! Не имеет значения, идет ли речь о Москве, Петербурге или провинции, где люди даже зачастую более любознательны и стремятся к чему-то интересному, новому и недоступному. Они не избалованы. Мы не изменяем формату нашего фестиваля. В этом году к нам на фестиваль приедут исполнители из Китая, Австралии, Казахстана, Франции, Мексики и других стран. Практически все они петербургской публике не знакомы. Кстати, дирижировать на открытии «Музыкального Олимпа» будет Федор Безносиков.

ВА Да, очень яркий и перспективный молодой музыкант, заявивший о себе не только в Москве, но и в других регионах страны. Насколько я знаю, в Петербурге у него будет дебют с Заслуженным коллективом филармонии?

ИН Да! Мне очень приятно будет увидеть его с молодыми музыкантами. Во все, даже самые сложные, времена в мире проходят музыкальные конкурсы, в которых определяются лауреаты. Именно они участвуют в нашем фестивале.

Петербург – это моя родина, но я живу везде, и внутри у меня мир во всей его красоте, всем его многообразии, как в музыке, у которой нет границ.

ВА По какому принципу производился отбор музыкантов в этом году? Как я понимаю, география представлена шестью странами.

ИН Да, совершенно верно! В поле нашего внимания – недавние музыкальные состязания, как, например, XVII Международный конкурс имени Чайковского. Мне особенно приятно отметить одного из его победителей – талантливого трубача Семена Саломатникова. Он сыграет редко звучащий в России Концерт для трубы с оркестром эстонского композитора Эйно Тамберга. Прекрасно, что на Конкурсе Чайковского появилась такая новая специализация, как «духовые инструменты». Мы включили в программу два концерта с победителями Детского телевизионного конкурса «Щелкунчик». Каждый из них нам, Фонду «Музыкальный Олимп», особенно дорог. Мы одинаково внимательно относимся ко всем участникам конкурса. Почему я об этом говорю? На последнем конкурсе «Щелкунчик» в декабре 2024 года наш фонд поддержал совершенно уникального мальчика китайского происхождения. Его зовут Феликс Со. Он приехал с папой из Австралии и на первых двух турах, на мой взгляд, сыграл настолько ярко, что я была уверена в его триумфальной победе. Но решение жюри оказалось другим. И когда Со не прошел в финал, я была опечалена и решила его поддержать таким способом – пригласила снова приехать в Россию. Тем более что у Феликса так и не было возможности сыграть с оркестром в финале «Щелкунчика». Ему сейчас десять лет, и надо думать, куда дальше продвигаться.

Оркестр Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга. Дирижер – лауреат Международного музыкального конкурса дирижеров в Токио Диего Мартин Эчебаррия (Испания). Солистка – лауреат телеконкурса «Щелкунчик» Лея Чжу (Великобритания)

ВА Какие конкурсы в мире и их тенденция развития наиболее респектабельны на ваш взгляд?

ИН Поскольку я являюсь членом попечительского совета Конкурса имени Гезы Анды, этот швейцарский конкурс для меня всегда остается в приоритете в смысле серьезности программ, он сравним с Международным конкурсом королевы Елизаветы в Брюсселе. На последнем Конкурсе имени Гезы Анды премии получили два россиянина: Илья Шмуклер и Дмитрий Юдин, они оба стажируются за рубежом. Этот цюрихский конкурс – престижный, там по-прежнему очень высокая планка, как и у Конкурса королевы Елизаветы. Конкурс имени Артура Рубинштейна в Тель-Авиве тоже никогда не разочаровывает. Вообще, творческий путь каждого исполнителя складывается сугубо индивидуально, не все ведь участвуют в конкурсах. Но, на мой взгляд, победа на музыкальных состязаниях по-прежнему является сильным толчком для развития музыкальной карьеры.

Неутомимые олимпийцы

ВА Почему?

ИН Ну, во-первых, проявляется бойцовский характер участников, их выдержка и умение владеть собой. Жизнь музыканта стала значительно сложнее и быстрее: концертов много, репертуар расширяется, и нужно постоянно придумывать что-то новое, чтобы идти в ногу со временем. Публика в разных точках земного шара абсолютно разная, поэтому и успех тоже разный. Кого-то любят в Азии, кого-то предпочитают в Америке, кого-то в России, а кого-то обожают везде. Для меня музыка – особое пространство, космос, где нет преград и барьеров.

ВА Время проведения «Музыкального Олимпа» выбрано неслучайно – период белых ночей на берегах Невы и день города. Какое место в вашей жизни занимает Санкт-Петербург?

ИН Петербург – это, конечно, моя родина, но я живу везде, и внутри у меня мир во всей его красоте, всем его многообразии, как в музыке, у которой нет границ. Я русский человек и горжусь этим! Каждый раз, общаясь в западном обществе, я подчеркиваю это. Культурный мир – особый, он созидает, а не разрушает.

Сопрано Анна Касьян (Грузия), дирижер Даррел Анг (Сингапур)

ВА Как удается следить за творческими судьбами лауреатов, в том числе новоиспеченных звезд?

ИН На примере конкурса «Щелкунчик» проследить это легко. Назову лишь несколько имен – Софья Тюрина, Сергей Давыдченко, Даниил Харитонов… Молодые музыканты, сформировавшиеся как личности на моих глазах.

ВА Ирина, я знаю, что у Фонда «Музыкальный Олимп», помимо фестиваля, есть много других проектов. И редкий случай, когда обходится без сюрпризов. В этот раз вы запускаете новый международный юношеский конкурс музыкантов. Расскажите, пожалуйста, немного об этом уникальном проекте. В чем его основная задача?

ИН После десяти лет сотрудничества с «Щелкунчиком» я поняла, что есть некоторая конкурсная брешь, связанная с подростками от четырнадцати до восемнадцати лет. Период взросления, может быть, самый важный, поскольку в этом возрасте определяется выбор профессии. Мы разработали новый проект – международный телевизионный конкурс «Санкт-Петербургский Олимп», который стал возможен благодаря телеканалу «Культура». Наш фонд выступает в роли идейного вдохновителя.

ВА Новый конкурс начнется сразу после фестиваля?

ИН Да. Он пройдет в старейшем концертном зале Санкт-Петербурга – Капелле имени Глинки при участии симфонического оркестра Капеллы. Соревнование будет проводиться в одной номинации и охватит несколько специальностей: фортепиано, струнные (скрипка, альт, виолончель, арфа, контрабас), духовые и ударные инструменты. В конкурсе примут участие двенадцать талантливых музыкантов. В состав жюри войдут известные представители музыкальной культуры. Несмотря на то, что участниками конкурса станут инструменталисты, мы рады пригласить в жюри и прославленных вокалистов – Сергея Лейферкуса и Екатерину Семенчук. Поскольку премия одна, здесь особенно важно отметить артистизм молодых музыкантов, их творческий потенциал.

Флейта Андреа Бочелли и собака Теодора Курентзиса