Кафка идет в кино События

Кафка идет в кино

Борис Юхананов поставил в Электротеатре новый спектакль

«Кафка в Афинах» свободно переплетает произведения Франца Кафки с древнегреческими трагедиями Еврипида, Эсхила и Софокла, а также с демонстрацией фрагментов топовых зарубежных кинофильмов. На четыре вечера Электротеатр «Станиславский» захватили выпускники Мастерской Индивидуальной Режиссуры Бориса Юхананова и молодые композиторы. Музыканты настроили свои инструменты, а именно ведро, воздушные шары, обрывки ткани, куски пенопласта и бокалы. Просьбу отключить звук мобильных телефонов зачитал Федор Софронов, выступивший в проекте в качестве музыкального консультанта, композитора, актера.

В коробке малой сцены Электротеатра – полное отсутствие декораций и минимум реквизита: обыкновенные стулья, разбросанная по сцене бумага, кирпичи, офисный стол для совещаний. «Процесс» проходил прямо посреди стульев и пюпитров, брошенных музыкантами. В углу – простое, как в сельском клубе, пианино, на котором пьяница Ясон в исполнении Софронова залихватски играл «Турецкое рондо» Моцарта. Оформление вполне соответствовало скудно обставленной прозе Кафки, рассказы которого порой занимают несколько строк. Длинные утомительные диалоги с невыразительной игрой актеров воссоздавали художественный мир немецкоязычного писателя, состоящий из серых будней и бюрократических проволочек.

Сопоставление прозы Кафки с древнегреческими трагедиями выглядит одновременно оригинальным и естественным. В рассказе «Братоубийство» действует персонаж по имени Паллада – но не богиня мудрости и войны, а «местный обыватель, следящий за всем из своего окна на втором этаже соседнего дома». Так же и актеры в спектакле Бориса Юхананова могут играть богов или царей, а затем, не переодеваясь, – тюремных священников в выдуманных Кафкой мирах.

Музыкально-драматические эпизоды в этом киноконцерте чередовались с актерскими диалогами без музыки, а музыка сопровождалась беззвучным показом фильмов на экране. И все же: «То, с чем вы встретитесь, конечно, спектакль», – резюмировал Юхананов. Для спектакля были отобраны киноленты, известные каждому: «Люди в черном» и «Криминальное чтиво», «Парк Юрского периода» и «Вечное сияние чистого разума», «Пятый элемент» и «Сумерки», «Бриллианты навсегда» и «Дикарь», «Крестный отец» и «Дьявол носит Prada», «Римские каникулы» и «Завтрак у Тиффани», «Алиса в Стране чудес» и «Индиана Джонс».

Приевшиеся картины из списка «Топ-100 фильмов всех времен» рождали в голове зрителя сеть неуловимых пересечений с музыкой. Сцепления мотивов происходили по самым неожиданным поводам. Волки из киносаги «Сумерки» сочетались с грозными эриниями, готовящими месть Орфею в музыке Александра Перова. Сирены композитора Ольги Бочихиной соответствовали «сиренам» из мира моды в фильме «Дьявол носит Prada». Пение же сирен в пьесе Алины Мухаметрахимовой сопровождалось немым пением оперной дивы Плавалагуны из фильма «Пятый элемент». Твист Винсента и Мии из «Криминального чтива» происходил под музыку «Машин» Бочихиной, представляющую собой захватывающий и увлекательный танец смерти. Кафкианский диалог землемера К. (Екатерина Любимова) и сельского старосты (Александр Титенко) протекал на фоне раскопок из «Парка Юрского периода», а электронная композиция Артема Цёсь передавала низкий голос покойного царя Дария, явившегося из царства мертвых, то есть из-под земли.

 

«Подбор (а не выбор!) фильмов – это часть той художественной стратегии, которую Борис Юхананов обозначил как “опыт исследования алеаторики”. Они создают второй текст проекта и ни в коем случае никуда не ложатся, тем более на музыку. Их результат – результат параллельного непересекающегося существования, которое случайным образом открывает их связь. Они не синхронизированы, более того, каждый раз их столкновение открывает новые истории. Музыка играется по мне, поэтому смена структур и их продолжительность целиком зависят от моего внутреннего ощущения. А я существую вне картинки и понятия не имею, что происходит на экране», – рассказала музыкальный руководитель проекта, композитор Ольга Бочихина.

В рамках спектакля она представила собственное прочтение Кафки. Ее герои не погибают в лабиринтах чувства вины, но протестуют против несправедливого суда. Эпизод «Суд» по притче «Врата Закона» из романа «Процесс» показал хористов МИР-хора, которые взбунтовались против своего дирижера (Дарья Князева) и вместо музыки Бочихиной стали исполнять «куиновскую» We Will Rock You. В рассказе Кафки «Посейдон» верховный морской бог низведен до уровня канцелярского служащего, считающего волны и никогда не видевшего мир за пределами рабочего кабинета. Бочихина выделяет слова «ему плохо только от одной этой мысли» и ставит над ними восклицательный знак, выражающий протест против однообразной жизни: «Посейдону плохо! Он почти не видел морей! Работа не доставляла ему радости!» (Цитата из рассказа Кафки – в вольном пересказе.)

Свою музыку к спектаклю она называет «звуковыми картинами», в которых звук рождается одновременно с театральным жестом. Эпизод «Мойры» для трех вокальных групп представлял собой сценку-игру, где артисты МИР-хора персонифицировали богинь судьбы, прядущих и перерезающих нить жизни. Музыканты изображали жестами разные причины наступления конца жизни – неудачный прыжок с парашютом, утопление, смерть от переохлаждения. Музыка же для вокального ансамбля напоминала звучание натянутой нити.

Как ни относись к «Кафке в Афинах», где порой на протяжении многих минут на сцене ничего не происходило, «эффект Бориса Юхананова» тем не менее был достигнут. Герои на сцене кажутся настолько невыдуманными, что зритель, направляющийся из театра в метро, уверен: спектакль продолжается.

Подбирая слова События

Подбирая слова

Семинар «Журналистские читки» снова прошел в РАМ имени Гнесиных

Зигфрид в мире грез События

Зигфрид в мире грез

В Нижегородском театре оперы и балета имени А.С. Пушкина появилось эксклюзивное «Лебединое озеро»

Тишина за юбилеем События

Тишина за юбилеем

О «Другом пространстве» от Булеза до Раннева

В «Созвездии» «Сириуса» открыта новая звезда События

В «Созвездии» «Сириуса» открыта новая звезда

На федеральной территории «Сириус» объявлены имена лауреатов VII Всероссийского конкурса молодых музыкантов «Созвездие»