Кафка идет в кино События

Кафка идет в кино

Борис Юхананов поставил в Электротеатре новый спектакль

«Кафка в Афинах» свободно переплетает произведения Франца Кафки с древнегреческими трагедиями Еврипида, Эсхила и Софокла, а также с демонстрацией фрагментов топовых зарубежных кинофильмов. На четыре вечера Электротеатр «Станиславский» захватили выпускники Мастерской Индивидуальной Режиссуры Бориса Юхананова и молодые композиторы. Музыканты настроили свои инструменты, а именно ведро, воздушные шары, обрывки ткани, куски пенопласта и бокалы. Просьбу отключить звук мобильных телефонов зачитал Федор Софронов, выступивший в проекте в качестве музыкального консультанта, композитора, актера.

В коробке малой сцены Электротеатра – полное отсутствие декораций и минимум реквизита: обыкновенные стулья, разбросанная по сцене бумага, кирпичи, офисный стол для совещаний. «Процесс» проходил прямо посреди стульев и пюпитров, брошенных музыкантами. В углу – простое, как в сельском клубе, пианино, на котором пьяница Ясон в исполнении Софронова залихватски играл «Турецкое рондо» Моцарта. Оформление вполне соответствовало скудно обставленной прозе Кафки, рассказы которого порой занимают несколько строк. Длинные утомительные диалоги с невыразительной игрой актеров воссоздавали художественный мир немецкоязычного писателя, состоящий из серых будней и бюрократических проволочек.

Сопоставление прозы Кафки с древнегреческими трагедиями выглядит одновременно оригинальным и естественным. В рассказе «Братоубийство» действует персонаж по имени Паллада – но не богиня мудрости и войны, а «местный обыватель, следящий за всем из своего окна на втором этаже соседнего дома». Так же и актеры в спектакле Бориса Юхананова могут играть богов или царей, а затем, не переодеваясь, – тюремных священников в выдуманных Кафкой мирах.

Музыкально-драматические эпизоды в этом киноконцерте чередовались с актерскими диалогами без музыки, а музыка сопровождалась беззвучным показом фильмов на экране. И все же: «То, с чем вы встретитесь, конечно, спектакль», – резюмировал Юхананов. Для спектакля были отобраны киноленты, известные каждому: «Люди в черном» и «Криминальное чтиво», «Парк Юрского периода» и «Вечное сияние чистого разума», «Пятый элемент» и «Сумерки», «Бриллианты навсегда» и «Дикарь», «Крестный отец» и «Дьявол носит Prada», «Римские каникулы» и «Завтрак у Тиффани», «Алиса в Стране чудес» и «Индиана Джонс».

Приевшиеся картины из списка «Топ-100 фильмов всех времен» рождали в голове зрителя сеть неуловимых пересечений с музыкой. Сцепления мотивов происходили по самым неожиданным поводам. Волки из киносаги «Сумерки» сочетались с грозными эриниями, готовящими месть Оресту в музыке Александра Перова. Сирены композитора Ольги Бочихиной соответствовали «сиренам» из мира моды в фильме «Дьявол носит Prada». Пение же сирен в пьесе Алины Мухаметрахимовой сопровождалось немым пением оперной дивы Плавалагуны из фильма «Пятый элемент». Твист Винсента и Мии из «Криминального чтива» происходил под музыку «Машин» Бочихиной, представляющую собой захватывающий и увлекательный танец смерти. Кафкианский диалог землемера К. (Екатерина Любимова) и сельского старосты (Александр Титенко) протекал на фоне раскопок из «Парка Юрского периода», а электронная композиция Артема Цёсь передавала низкий голос покойного царя Дария, явившегося из царства мертвых, то есть из-под земли.

 

«Подбор (а не выбор!) фильмов – это часть той художественной стратегии, которую Борис Юхананов обозначил как “опыт исследования алеаторики”. Они создают второй текст проекта и ни в коем случае никуда не ложатся, тем более на музыку. Их результат – результат параллельного непересекающегося существования, которое случайным образом открывает их связь. Они не синхронизированы, более того, каждый раз их столкновение открывает новые истории. Музыка играется по мне, поэтому смена структур и их продолжительность целиком зависят от моего внутреннего ощущения. А я существую вне картинки и понятия не имею, что происходит на экране», – рассказала музыкальный руководитель проекта, композитор Ольга Бочихина.

В рамках спектакля она представила собственное прочтение Кафки. Ее герои не погибают в лабиринтах чувства вины, но протестуют против несправедливого суда. Эпизод «Суд» по притче «Врата Закона» из романа «Процесс» показал хористов МИР-хора, которые взбунтовались против своего дирижера (Дарья Князева) и вместо музыки Бочихиной стали исполнять «куиновскую» We Will Rock You. В рассказе Кафки «Посейдон» верховный морской бог низведен до уровня канцелярского служащего, считающего волны и никогда не видевшего мир за пределами рабочего кабинета. Бочихина выделяет слова «ему плохо только от одной этой мысли» и ставит над ними восклицательный знак, выражающий протест против однообразной жизни: «Посейдону плохо! Он почти не видел морей! Работа не доставляла ему радости!» (Цитата из рассказа Кафки – в вольном пересказе.)

Свою музыку к спектаклю она называет «звуковыми картинами», в которых звук рождается одновременно с театральным жестом. Эпизод «Мойры» для трех вокальных групп представлял собой сценку-игру, где артисты МИР-хора персонифицировали богинь судьбы, прядущих и перерезающих нить жизни. Музыканты изображали жестами разные причины наступления конца жизни – неудачный прыжок с парашютом, утопление, смерть от переохлаждения. Музыка же для вокального ансамбля напоминала звучание натянутой нити.

Как ни относись к «Кафке в Афинах», где порой на протяжении многих минут на сцене ничего не происходило, «эффект Бориса Юхананова» тем не менее был достигнут. Герои на сцене кажутся настолько невыдуманными, что зритель, направляющийся из театра в метро, уверен: спектакль продолжается.

Генеральная репетиция Конкурс Рахманинова 2025

Генеральная репетиция

Завершился первый этап второго тура Рахманиновского конкурса в композиторской номинации

Поговорим об «Утесе» Конкурс Рахманинова 2025

Поговорим об «Утесе»

Жюри подвело итоги первого тура по специальности «Дирижирование»

Интрига нарастает Конкурс Рахманинова 2025

Интрига нарастает

Завершился второй тур пианистов на Международном конкурсе имени Рахманинова

Смерть и исчезание События

Смерть и исчезание

Île Thélème Ensemble представил программу памяти Эрика Сати