Как взять ми-бемоль События

Как взять ми-бемоль

В Рахманиновском зале Московской консерватории Теодор Курентзис провел мастер-класс для студентов-дирижеров и не только

«Мы получили опыт репетиционной работы именно с певцами, что является важной частью дирижерской профессии, но чему не всегда успевают уделять достаточно внимания в дирижерских классах», – резюмировал итог второкурсник-симфонист Михаил Астафьев. Действительно, темой встречи стала опера «Травиата» Верди. На примере отдельных сцен Теодор Курентзис, расположившийся за столиком перед сценой, показал, как дирижер должен проходить с певцами их партии.

Никаких программных речей в сторону публики, состоявшей в основном из студентов дирижерско-хорового факультета, вокалистов и педагогов преимущественно тех же кафедр во главе с ректором Московской консерватории Александром Соколовым. Курентзис сел спиной к залу и лицом к сцене, говорил в петличку-микрофон и был весь сосредоточен на музыке. Только конкретные указания – как взять вставной ми-бемоль третьей октавы в финальной каденции арии Виолетты, как артикулировать слоги, согласные, как делать снятие в конце фраз. Если Ольге Полторацкой, солистке Оперной студии Московской консерватории, удавалось что-то не сразу, маэстро обращался к Надежде Павловой. Пермская прима, певшая в постановке «Травиаты»  Роберта Уилсона, сидела рядом с клавиром «на стреме» и была готова с любого такта продемонстрировать эталонный образец интерпретации. Но Ольга Полторацкая, обладающая весьма впечатляющими вокальными данными и достаточным сценическим опытом, «ловила» все с ходу.

Наблюдая, как маэстро методично и кропотливо выстаивает нота за ноту партию, мне невольно пришлось задуматься, остается ли в этом случае возможность для проявления индивидуальности певца. Французский писатель Гюстав Флобер говорил: «Госпожа Бовари – это я». Наверное, Теодор Курентзис мог бы сказать так о  любом персонаже вердиевской оперы, настолько ясно и подробно он представлял, что и как надо петь не только Виолетте, но и Альфреду, Жермону; какова психологическая подоплека каждой интонации, каждого нюанса.

«Вы должны управлять певцами», – сделал он замечание дирижеру Климу Катенину. Молодой человек улыбался, но сохранял статичность тела и экономность жестов, тогда как Курентзис буквально «излучал» сгустки энергии в сторону Ольги Полторацкой и Кирилла Панфилова (Жермона), изгибами корпуса и руками «прорисовывая» фразы и создавая некое взаимное поле притяжения. Как восполнять такие энергозатраты? Этот вопрос, кажется, не задавался молодыми маэстро, ошеломленными таким градусом темперамента. А зря – ответ был бы не безынтересен и точно полезен практически.

Мария Курочкина, миниатюрная девушка-дирижер, знакома не понаслышке с принципами Теодора Курентзиса: она посещала его мастер-классы во время «Дягилевского фестиваля» в Перми и даже показала в рамках Образовательной программы в минувшем году оперу «Шаги» Рамазана Юнусова на заводе Шпагина. Уроки явно не прошли впустую: держалась Мария достаточно живо и активно реагировала на реплики маэстро.

Теодор Курентзис с участниками мастер-класса – Михаилом Астафьевым, Климом Катениным, Антоном Лемеховым и Марией Курочкиной

В консерватории такие мастер-классы уже стали неотъемлемой частью образовательного процесса. Только в прошлом учебном году с ребятами занимались Михаил и Дмитрий Юровские, Юрий Темирканов –  дирижеры разных поколений, со своими подходами и взглядами. Но именно это и делает общение с ними столь ценным. «Какое же это счастье – иметь возможность учиться у таких мастеров! – написала Мария Курочкина на своей странице в Фейсбуке (организация, деятельность которой запрещена в РФ) после встречи с Темиркановым. – И спасибо дорогой альма-матер за организацию такого потрясающего события».

Геометрия звуковых натяжений

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди