Кино длиною в жизнь События

Кино длиною в жизнь

Заключительным аккордом празднования 300-летия Екатеринбурга стала премьера спектакля «Полет» в Свердловской музкомедии

Постановка посвящена уникальному свердловскому феномену – четырем сестрам Назмутдиновым, посвятившим жизнь художественной гимнастике и добившимся выдающихся результатов. В центре истории – судьба старшей сестры, Лилии (многократной абсолютной чемпионки СССР, призера первых международных соревнований, более десяти лет – капитана советской сборной и тренера собственных сестер). Именно с нее, в десять лет пришедшей в местный Дворец пионеров заниматься тогда молодым видом спорта, началась выдающаяся спортивная династия. В восемнадцать лет Лилия стала первым в истории мастером спорта; десять лет спустя – заслуженным мастером,  за подготовку своей сестры Альфии, ставшей чемпионкой мира. Все три сестры Лилии – в числе героев спектакля, двух младших исполняют артистки балета, а Розалия – роль «певческая». Безупречно точная Ирина Макарова и непосредственно-трогательная Жанна Бирючинская, а вместе с ними – опытный Алексей Литвиненко и юный Даниил Кузнецов (в качестве оператора Шурика и друга Розалии) создают идеальный образ дружной компании, беззаветно преданной героине и ее делу.

Завязка такова: молодой кинорежиссер (Лев) приезжает в Свердловск, с тем чтобы снимать кино о подающей надежды спортсменке – на пленку попадают самые важные события ее жизни. Лев – герой вымышленный, необходимый для обязательной в мюзикле lovestory. В исполнении опытного Евгения Елпашева он современен и импозантен; молодой солист театра Даниил Огнев замечательно попадает в плакатный типаж «хорошего советского парня». Оба артиста неподражаемы в сцене «звонка Гагарина»: ария «Человек космический», отсылающая к запретным образам королей рок-н-ролла, – музыкально-постановочный хит спектакля, далеко не единственный.

Обе исполнительницы главной героини – Анастасия Ермолаева и Валентина Воронина – героически вживаются и в образ, и в телесность своей героини. Одновременно со своими актерскими задачами и исполнением непростых вокальных партий они выполняют гимнастические комбинации с предметами (обручами, лентой, шарфами), цитируя элементы программ Лилии Назмутдиновой. Освоением основ спортивной техники артистки занимались два месяца под руководством опытного тренера Ксении Метельской. К счастью, художественная гимнастика – это не просто спорт, это еще и искусство пластической и музыкальной выразительности, а этими качествами обе исполнительницы обладают более чем.

Вздох счастья

«Сложить» на сцене музыкального театра байопик реального человека не так-то просто: надо и некоторую достоверность сохранить, но и законы жанра соблюсти. Даже такой опытный и востребованный драматург, как Олег Богаев, не смог избежать здесь некоторых «допущений», при которых простая человеческая логика нарушается. Далеко не сразу, но вдруг Лев и Лилия осознают, что знают друг друга с детства. Оказывается, Лев далеко не первый раз в Свердловске: ребенком он был здесь в эвакуации, родители Лилии воспитывали его вместе со своими детьми. Маленький «Галчонок» помогал юной Лилии, мечтавшей о танце-полете, поверить в себя, что, кстати, дает повод к прекрасному номеру – детскому дуэту с рефреном хора «Есть в этом мире некая сила…». Красивая мелодия отзывается музыкально-смысловой аркой в спектакле еще не раз. Все это прекрасно, но не похожи ли герои, внезапно вспомнившие друг друга, на персонажей ситкома, для которых каждая новая серия начинается с чистого листа?

По своей природе «Полет» – это спектакль-эпос, спектакль-дифирамб. События жизни героини и ее близких, реальные и вымышленные, предстают вне реальной хронологии, а как бы во вневременном континууме «золотого советского века». Посему главными героями спектакля становятся еще и город Свердловск (ему спектакль посвящен), и само время – эпоха 1950–1970-х годов. Это время главных спортивных достижений Лилии Назмутдиновой – от первого призового места на первенстве родного города до звездных побед союзного и международного уровня  и открытия Детско-юношеской спортшколы по художественной гимнастике. И это же время значимых страниц нашей истории, к которому авторы относятся с огромным пиететом как ко времени «великого романтизма, больших надежд, выдающихся свершений и открытий». Конечно, страна, представленная в коллажированной структуре спектакля, – это не совсем СССР, о чем говорит режиссер спектакля Филипп Разенков. К слову, ему удалось найти для героев нормальные человеческие интонации и черты: на сцене мы видим живых людей. Опираясь на исторические факты, постановочная команда реконструирует образ страны, мифологизируя его. «Полет» здесь – и ключевая метафора, и событие (первый полет человека в космос), определяющее всю систему ценностей. Наверное, поэтому слово «полет», также как и слово «мечта», словно заклинание, твердится в диалогах и ариях. «Если сможешь птицей стать, научи меня летать!»; «Если страстно мечтаешь, сильные ты обретаешь крылья за хрупкой спиной!» – автор  стихотворных текстов Ирина Колесникова чутко «слышит» время и поэтику спектакля.  

Художник-постановщик Елена Вершинина нашла идеальные визуальные решения. Сталинская эпоха сменяется оттепелью: первая же «картинка» – массивная дверь московского метро на фоне которого двое будущих знаменитых режиссеров Марлен (!) и Эльдар (!) подтрунивают над своим однокашником, «сосланным» по распределению в Свердловск. Сакральные фигуры сварщиков и сталеваров сурово взирают на артистическую молодежь с нависшего над сценой фронтона (прямая цитата барельефов станции «Электрозаводская»). Впрочем, барельефы, фронтоны, а еще – время от времени опускающиеся с колосников гипсовые статуи в духе Шадра и Иодко – это не всё. Визуальная доминанта зрелища – иконические советские мозаичные панно 1960–1970-х, с их цельными героями, устремленными к светлому будущему. Герои спектакля – подтянутые гимнастки в купальниках, платьях-туниках и спортивных костюмах, рабочие в касках и комбинезонах, космонавты, военные, пионеры – словно вышли на сцену прямо с них. Хореография массовых сцен, физика их синхронных жестов, имитирующих производственные процессы или массовое веселье, статуарные позы и поддержки «подсмотрены» балетмейстером спектакля Натальей Москвичевой там же.

Музыка движущая сила этого проекта. Евгений Кармазин мастерски пользуется разными музыкальными ключами. О стилистике мюзикла, с целым фейерверком запоминающихся тем, уже сказано. Здесь и современная академическая музыка: встретив необычную девушку в первый же день приезда, Лев устремляется за ней и попадает… на концерт в филармонию. Здесь ему приходится выслушать развернутый дуэт на стихи Гийома Аполлинера «Золотой сон» (солисты труппы Маргарита Левицкая, Наталья Пичурина, Олег Прохоров открываются как качественные исполнители серьезной камерной музыки). Импрессионистски-завораживающая лирика этого номера-состояния – вторжение иной звуковой реальности в мир героев. Лилия словно грезит наяву и видит танец двоих, отсылающий к античным стилизациям и свободной пластике босоножек начала XX века. Авторы как бы дают нам гиперссылку: предтеча художественной гимнастики, сложившейся  в отдельную дисциплину в 1930-е годы в стенах Ленинградского института физкультуры имени Лесгафта, – «танец будущего» Дункан.

Но в первую очередь композитор стремится к воплощению  героики  послевоенного строительства, патетики освоения космоса, энтузиазма спортивных достижений. В лучезарном вступлении ощутимы шумы и ритмы производственных процессов, вращающихся турбин, энергия масс. Духоподъемные танцевально-хоровые сцены (хормейстер – Светлана Асуева) поддержаны поэтикой советских маршей, массовых танцев; в связи с приездом… Фиделя Кастро возникает зажигательная сальса. В какой-то момент увлеченность композитора звучаниями, исполненными пафоса, форте, барабанов, медных труб (дирижер-постановщик Антон Ледовский старается удерживать эту стихию, стремящуюся выйти из-под контроля), иногда кажется чрезмерной. Дело доходит даже до гимна СССР, во время которого зритель, не ожидающий такого «перформативного поворота», лихорадочно соображает: вставать или  не вставать?

Особого драматизма в спектакле нет: понятно, что, пройдя все испытания судьбы, герои сумеют «взлететь». «Зло» в этом мире – источник не столько конфликта, сколько искрометных шуток и пародий.  Это товарищ Арбузов, за время спектакля «вырастающий» из директора киностудии в  высокопоставленного чиновника (со своей арией «со списком» дел и забот градоначальника), и его секретарша Тамара. Она пытается «приручить» своего вечно занятого начальника и в ироничном танго в паре с «мужчиной мечты» видит себя «мэршей». Оба дуэта (Светлана Кадочникова – Леонид Чугунников, Ирина Цыбина – Павел Дралов) находят свои оттенки в шаржировании этой парочки, показывая высокий класс на грани оперы-буфф/опереточного гротеска.

Полагаю, до премьеры «Полета» большинство зрителей не смогло бы ответить на вопрос, кто такие сестры Назмутдиновы (к стыду своему, я бы не смогла). Ценность этого мозаично-яркого, необычного, хотя и небеспроблемного, спектакля – в обращении к истории. Не только всей  страны, но и города, в котором живешь. В обращении к тем истинным проявлениям высоты человеческого духа и воли к жизни, которые, как показывает время, нам жизненно необходимы сегодня.

Под счастливой звездой События

Под счастливой звездой

В Москве завершился VIII Международный вокальный конкурс имени Валентины Левко

Спасти капитана Крюка События

Спасти капитана Крюка

На Камерной сцене Большого театра представили оперу Андрея Рубцова «Питер Пэн»

Шесть взглядов на Шостаковича События

Шесть взглядов на Шостаковича

В Московской филармонии прошел концерт в честь столетия со дня рождения Татьяны Николаевой

Мистер Икс на Эйфелевой башне События

Мистер Икс на Эйфелевой башне

В театре Оперетты поставили новую версию «Принцессы цирка»