«Лолита»: обвинить и заклеймить События

«Лолита»: обвинить и заклеймить

На сцене Большого театра в рамках фестиваля «Золотая Маска» Мариинский театр представил постановку оперы Родиона Щедрина «Лолита»

Интерес к «Лолите» всегда был колоссальным. Год назад Валерий Гергиев осуществил перенос спектакля режиссера Славы Даубнеровой из пражского Национального театра на сцену Мариинского театра и недавно представил оперу Щедрина в Москве. «Музыкальная жизнь» поэтапно освещала этот «путь», но споры и обсуждения вокруг нашумевшего спектакля не утихают. На сей раз о концепции произведения размышляет музыковед, куратор проектов в области современной музыки Татьяна Яковлева.

Содержание романа «Лолита» Набокова знают примерно все, но читают не так часто: останавливает, возможно, как раз знание фабулы и неготовность столкнуться с надломом столь искаженного и болезненного свойства, что приводит к растлению двенадцатилетней девочки и убийству. Тема кажется чужой, будто из криминальных сводок, и привычная книжная эмпатия не хочет даже заглядывать в это зеркало – нет, у меня такого нет, и читать я это не буду.

Но история «Лолиты» не так далеко от нас: буквально рядом возникают неоднозначные ситуации, о которых наша социальная мораль говорит однозначное «против». Одни влюбляются сразу в двух женщин/мужчин, другие – в сестер или братьев, третьи – в отчимов, приемных детей, и список подобных сюжетов можно легко продолжить. Если бы не было таких отходов от общепринятых норм, «Лолита» бы никогда и не появилась. Да, у Набокова не просто про отход, а про неконтролируемую страсть, про переход к точке невозврата, до страшных, трагически-ломающих человека вещей.

И все же «Лолита» – не только про одержимого нимфеткой Гумберта, и не только про типаж русского страдающего героя, это отчасти и про вполне реальных людей, наших современников – про свихнувшегося профессора Олега Соколова, жестоко расчленившего свою молодую любовницу, про отца сестер Хачатурян, сексуально и насильственно домогавшегося до дочерей, которые затем его убили. Открыто мы обсуждаем только самые громкие, ужасающие дела, проговоренные в прессе, но большинство сталкивается с ними гораздо чаще. Мы так спешим ужаснуться их деяниям, что не успеваем понять, что на самом деле произошло. Сегодня темы о харассменте, домашнем и детском насилии, абьюзивных отношениях начали обсуждать вслух, открыто и пробовать отвечать на острые вопросы.

 Появление «Лолиты» Родиона Щедрина на русской сцене сегодня, спустя почти тридцать лет после премьеры в Стокгольме, маркирует этот момент настоящего. Правда, видеть маниакальную историю, да еще и на догматически-традиционной площадке – опыт необычный. Одно дело читать книгу, находясь тет-а-тет со своими мыслями и проживать внутри болезненную историю героя, осциллируя между сочувствием и неприязнью, или смотреть на экране дома, и совсем другое – сидеть в огромном красно-белом зале в царских позолотах Большого театра, с соседями, число которых приближается к полутора тысячам человек, и лицезреть эротический вуайеризм героя с трансляцией на экране и последующее насилие Лолиты – согласитесь, довольно специфично. Но неудобно ерзать и ощущать физический зажим зрителю предстоит не только от этого противоречия.

Щедрин сделал очевидный акцент на состоянии Гумберта. Поначалу обращаешь внимание на огромные речитативные фрагменты, скручивающую атмосферу из напряженно сдвигающихся линий в оркестре – им назначено, словно дьявольским силкам, медленно сдавливать что героя, что слушателя. Чем дальше – тем больше музыка стремится утянуть в жерло, в неконтролируемые зыби бессознательного и мучений совести, уже давно владеющие Гумбертом. Внутренняя борьба с искушениями и с чувством вины у Набокова сопровождается постоянным диалогом с «господами присяжными» – исповедальная форма возникает от желания объяснить прежде всего себе, как все произошло и насколько герой в этом виноват. У Щедрина этим барометром совести становится хор, преследующий Гумберта. Если в первом акте оперы герою удается объясниться с ним (хотя и ведет он себя в постановке Славы Даубнеровой как сексуальный маньяк, неприглядно снимающий Лолиту на камеру), то во втором, после совершения насилия, хор уже отчетливо кричит ему: «Мразь!». У Набокова растление – это единственная вещь, которую Гумберт действительно признает своей виной, а все остальные события он и пытается прояснить в своей исповеди.

Если бы Набоков, как и Щедрин, ограничились этим, получилась бы прямолинейная история про человека, не справившегося со своей болезненной страстью к приемной дочери и про его мучительные страдания. Но роман Набокова причислен к высокой литературе не за это: его определяющая черта – тончайший поэтизм. Несмотря на весь стягивающий внутренний зажим и изнуряющий соблазн, Гумберт относится к Лолите с самой искренней нежностью и очарованием – в каждом слове, взгляде, мысли – возносит непослушную девчушку до сверкающего ангела, стремясь уберечь от внешних невзгод. Соединение мужского желания, отцовской заботы и упоенного восторга соединились в одной точке и почти свели с ума героя, а читателя оставили в состоянии невозможности ответа, как в задаче о коте Шрёдингера. Именно на изломе этого странного искажения и возникает музыка «Лолиты».

Правда, Щедрин приоткрывает окно света в прекрасный Эдем буквально на считанные мгновения: среди плотной тембровой вязи возникают нежнейшие женские хоры (в оригинале детские) удивительной проникновенности, флейтовые соло упоительной теплоты и бережности и кристально светящаяся тема, уносящая к небесным высям буквально по обертоновому звукоряду. Сиюминутность этих моментов, возможно, и раскрывает мысль композитора: бесконечно мучительные попытки внутреннего оправдания уравновешиваются даже кратким ароматом рая, который удается почувствовать герою, уже давно попавшему в сжимающие бездны.

Этой тонкой поэзии, света и доли симпатии к герою в постановке не хватило. Вроде бы сложно судить режиссера за позицию защиты юной девочки и вынесения обвинительного приговора взрослому герою, но, по сути, главную начинку истории буквально вырезали.  Да, может, и Щедрин эту идею несколько нивелировал, но для постановки это только удача: можно поработать с акцентами, подсветить детали, избежать иллюстративности. Здесь же получилась почти очевидная история с перекосом на эротическое желание Гумберта, на материальный мир с клиповыми рекламами, понятной диспозицией между маньяком и молодой жертвой и самоприговором главного героя. В результате от погружения во тьму спасло лишь невероятно деликатное и глубоко музыкальное воплощение оркестром и солистами Мариинского театра глубинного замысла композитора.

Первая реакция людей на насильников или убийц – обвинить и заклеймить, не разбираясь в мотивах и причинах. Этот «курок» работает в нас автоматически, без всяких предохранителей. Но теперь мы чаще пробуем проверить, откуда взялся тот самый «курок», и, может быть, не всегда можно так легко поделить все на черное и белое даже в самых зверских ситуациях. Возьмем самый нашумевший фильм 2019 года – «Джокер». Думал ли кто-то до этого фильма про внутреннюю суть этого персонажа всерьез? Пытался ли представить, а почему, собственно, он себя ведет именно так? Комикс обычно не говорит о психологии, он ставит рамки доступной ребенку морали.

В «Лолите», как и в любой хорошей литературе и музыке, нет ясно прочерченных выводов. И учиться разбираться в причинно-следственных связях не менее важно, чем подвергать наказанию виновных: это единственный шанс не только найти свет в столь противоречивые времена, но и избежать ошибок во имя его достижения.

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди