Всенародно любимый и обожаемый нами композитор, на музыке которого уже выросло несколько поколений россиян, помимо сочинения произведений «легкого» и «серьезного» жанров, является инициатором и руководителем крупных музыкальных проектов, среди которых проходящий на Истре и уже набравший обороты open air музыкальный фестиваль «Лето. Музыка. Музей».
Татьяна Эсаулова (ТЭ) поговорила с Максимом Дунаевским (МД) о том, для чего проводятся уличные фестивали, почему музыкой Рахманинова нельзя «перенасытиться», и зачем нужно резко повысить требования к людям, которые занимаются созданием российских телесериалов…
ТЭ Максим Исаакович, на открытии вы назвали место проведения фестиваля «культурным центром Московской области»… Как возникла идея создания столь уникальной площадки?
МД Шесть лет назад с тогда еще директором Государственного историко-художественного музея «Новый Иерусалим», а теперь министром культуры и туризма Подмосковья Василием Кузнецовым мы придумали это мероприятие. Уверен, что за шестилетний период существования нашего фестиваля в этом году мы провели, может быть, один из лучших! Изначально так и было задумано: совместить музейное пространство с музыкальным… и название дали соответствующее – «Лето. Музыка. Музей». В этом году на открытой площадке слушали музыку каждый день 1600 человек!
ТЭ Какие возникают проблемы при организации концертов open air?
МД Трудности есть. Прежде всего, это строительство сцены, обычно на фестивалях, проходящих в концертных залах, об этом заботиться не надо. Уличный фестиваль также требует своей многофункциональной инфраструктуры: помимо устройства большой сцены, зрительного зала, нужна организация входа и выхода, санитарной зоны (простите за подробности) и т.д. и т.п. Требуются также звуковая, световая техника, персонал, ее обслуживающий, но зато есть и очень большие плюсы. Во всем мире публика любит open air фестивали, потому что они создают праздничную атмосферу, их посещают семьями с детьми, большими компаниями, ведь кроме самой музыки, искусства, это еще и определенный способ и дух времяпровождения!
ТЭ Что вам особенно понравилось на фестивале в этот раз?
МД Запомниться должно не мне, но зрителю! Конечно, были знаковые, узловые моменты: прежде всего, программа, посвященная Рахманинову и русской музыке, блистательно составленная художественным руководителем фестиваля великолепным дирижером Дмитрием Юровским, младшим из династии выдающихся дирижеров. Это было само по себе интересно! В нашем фестивале всегда участвовал один из лучших мировых оркестров – ГАСО имени Е. Светланова, а в этом году он выступал на всех фестивальных днях как наша главная звезда! Это очень здорово, ведь «Лето. Музыка. Музей» сосредотачивается именно на оркестровой и симфонической музыке. И, конечно, солисты. В этом году фестиваль украсили выступление молодого дарования (считаю, с большим будущим) – пианиста Ивана Бессонова, а также участие Большого театра, поднимающего престиж и уровень любого мероприятия.
ТЭ Подавляющее большинство музыкальных событий этого года проходит под знаком Сергея Васильевича Рахманинова. Может быть, мероприятий, посвященных Рахманинову в этом году уже слишком много? Можно ли перенасытиться рахманиновской музыкой?
МД Рахманинов – один из самых исполняемых композиторов в мире, независимо от юбилейных событий. Нет! Перенасытиться красивой настоящей музыкой невозможно. Кстати, на нашем фестивале Рахманинов был представлен очень разнообразной палитрой, буквально всеми жанрами крупной формы, за исключением, пожалуй, камерной музыки…
Перенасытиться красивой настоящей музыкой невозможно.
ТЭ Что в творчестве великого русского композитора особенно созвучно вам?
МД Однозначно сказать невозможно… Считаю его одним из самых выдающихся мелодистов в русской музыке и вообще в мире и называю его «душой всей русской музыки»…
ТЭ В вашем творчестве знаменитые кинохиты были предварены «театральными университетами»… Чем отличается работа композитора над музыкой к театральному спектаклю от музыки к кинокартине?
МД Это абсолютно разные жанры, так же как и симфоническая музыка и камерная, вокальная и инструментальная… Это абсолютно разная стилистика и разные подходы.
ТЭ Музыка в театре… Вы стали одним из учредителей «Театрального агента» – агентства по охране авторских прав…
МД Я был одним из тех, кто ратовал за создание такого агентства, потому что в нем уже давно созрела необходимость. Театральный жанр неимоверно разросся, имеет много направлений, требует большого количества различных юридических документов, особых подходов в работе с авторами, композиторами, а РАО – всеобъемлющая, мультижанровая организация, объединяющая всех авторов во всех областях творчества. Театру необходимо было обособиться в свою организацию. Но так происходит не только с театром – это зов времени.
ТЭ А какие существуют проблемы во взаимоотношениях авторов и театров? Как их помогает решать «Театральный агент»?
МД Никаких проблем сейчас не существует! «Театральный агент» для этого и создан – вовремя, быстро и профессионально решать все задачи по взаимоотношениям театра и автора.
ТЭ Может ли любой автор рассчитывать на юридическую помощь, ведь далеко не все композиторы знают, что вообще существует такая структура…
МД Да, любой автор может рассчитывать на юридическое сопровождение в «Театральном агенте». Для этого ему надо подписать срочный договор с агентством, и все переговоры, решение проблем и возникающих коллизий возьмет на себя «ТА».
ТЭ Зачастую театры стремятся заключить договоры, чтобы композитор не получал отчислений со спектаклей. Предлагается единовременная выплата гонорара и все. Ваша позиция в этом вопросе?
МД Я считаю, что единовременное вознаграждение вместо постоянных отчислений от проката – это разрушение основополагающего, фундаментального принципа существования автора, а также реальная угроза его авторскому праву. У бизнесмена его принцип жизни – постоянная прибыль от деятельности бизнеса. Так же и здесь – творчество обеспечивает жизнь автора постоянно приходящим гонораром. Он может быть большим или маленьким, но ключевое слово здесь – постоянный! Порой театры не от хорошей жизни предлагают авторам единовременную выплату, чтобы сбросить с себя долговременную обузу. Но, во-первых, эта сумма наверняка окажется намного меньше той, что будет в результате всего проката; во-вторых, не подписав долгосрочной лицензии, автор рискует иметь возможные проблемы с авторским правом.
ТЭ Существует довольно устойчивое мнение, что композитор, постоянно пишущий для кино, «потерян» для серьезной музыки.
МД Сегодня в мире уже нет разделения на кинокомпозиторов и композиторов-симфонистов: лучшие из них одинаково успешно работают и в симфонических жанрах, и в музыкально-театральных, и в кино. Многожанровость сегодня присуща большинству ведущих композиторов в мире. Это главная примета современного музыкального творчества.
ТЭ Что в зарубежной киномузыке вы считаете шедеврами?
МД Множество кинофильмов имеют музыку, которая стала самостоятельным явлением в жизни. Это есть и в советских, и в российских картинах, например, музыка Прокофьева, Шостаковича, И. Дунаевского, Шнитке, которая стала совершенно отдельным явлением, исполняемым в концертных залах… Музыка к сотням американских, британских, итальянских, французских картин стала достоянием мировой музыки, теми самыми шедеврами, о которых вы спрашиваете. Это Нино Рота, Джон Уильямс, Говард Шор, Джеймс Хорнер, Джерри Голдсмит, Томас Ньюман, Эннио Морриконе, Ханс Циммер, Генри Манчини, Людовико Эйнауди, Филип Гласс и многие другие.
Назвать сегодня один шедевр киномузыки невозможно в принципе! Надо просто согласиться с тем, что кино открыло дверь множеству талантливых композиторов самых разных жанров и дало им возможность создать поистине мировые музыкальные шедевры.
ТЭ Вопрос про музыку в современных отечественных сериалах…
МД А я считаю, ее просто там нет… Об этом даже говорить не приходится.
Кино открыло дверь множеству талантливых композиторов самых разных жанров и дало им возможность создать поистине мировые музыкальные шедевры.
ТЭ Что необходимо сделать для того, чтобы главная миссия, которую призвана выполнять музыка, все-таки доносила до зрителя то, что задумал автор?
МД Вот вы сказали слово «миссия», что напомнило мне серию ярчайших шпионских боевиков «Миссия невыполнима». Там звучит музыка знаменитого Ханса Циммера, которая уже вошла в историю; это суперхиты, которые играют симфонические оркестры, поют хоры, это давно вошло в репертуар мировых концертных площадок! Чтобы это как-то получалось или приблизилось к этому в нашем кино, нужно резко повысить требования к самим создателям фильмов: образованность и грамотность тех людей, которые занимаются кино! А больше, пожалуй, ничего. Потому что, как показывает мировая практика, талантливых композиторов везде достаточно. Их надо просто разглядеть и уметь поставить правильные задачи…
ТЭ Над чем сейчас трудитесь?
МД У меня сейчас достаточно много работы: я восстанавливаю старые произведения, мою рок-оперу «Саломея», которую ставит выдающийся режиссер современного музыкального театра Борис Мильграм в пермском, не менее знаменитом академическом театре «Театр-Театр». Начинается работа над постановкой большого музыкально-театрального проекта в Санкт-Петербургском театре Музкомедии «Святая Анна». Это масштабная историческая драма-трагедия… И еще целый ряд работ, которые, как мне кажется, должны быть интересны зрителю.