Место «Стрелки» изменить нельзя События

Место «Стрелки» изменить нельзя

В Нижнем Новгороде завершился VI Международный фестиваль искусств «Стрелка»

Его площадка, расположенная в Концертном пакгаузе на Стрелке, в течение месяца принимала публику, с равным интересом посещавшую концерты не только серьезные и раритетные, но и юбилейные, и… познавательно-развлекательные.

Разностильные программы шестой по счету «Стрелки» в пространстве Концертного пакгауза сообщали каждому сюжету неповторимость и очарование. Звуковые эпохи от Ренессанса до немецкого кабаре и от «Песни о Земле» Малера до киномузыки Шнитке, казалось, не выпадали, а, наоборот, по-умному встраивались в новую реальность. Стрелкой издавна названо место слияния двух рек – Волги и Оки. Со времен знаменитой Нижегородской ярмарки оно ассоциировалось с процветанием купечества, затем – русской буржуазии, именно здесь идентифицировавшей себя в европейском качестве, под стать участникам какой-нибудь Парижской промышленной выставки. Ажурные металлические конструкции двух пакгаузов (архитекторы – Паукер и Вышнеградский) настолько внятно зарифмованы с конструкциями Эйфелевой башни, что чего уж говорить! В 2020 году эти конструкции идеально обыграл архитектор Сергей Чобан, придумавший для Выставочного и Концертного пакгаузов зеркальную обшивку и технологически современную «начинку». И теперь два здания-призрака с отражаемыми в них небом, облаками и музейной графикой металлоконструкций, ошеломляют невесомостью наружных форм и плотностью «внутреннего содержания». В Выставочном пакгаузе публику встречает великолепная выставка «Русская ярмарка» (последний кураторский проект историка искусства Аркадия Ипполитова), а в Концертном – VI Международный фестиваль «Стрелка».

В девяти фестивальных программах, кроме свежайшего букета голосов Нижегородской оперы (сопрано – Мария Калинина и Татьяна Иващенко, меццо – Наталия Ляскова, Валерия Горбунова, Карина Хэрунц, тенора – Сергей Кузьмин и Сергей Писарев, баритоны – Константин Сучков и Тигрий Бажакин), приняли участие пять дирижеров: петербуржец Федор Леднёв, москвичи Иван Великанов и Федор Безносиков, нижегородец Игорь Бобович и живущий в Берлине француз Клеман Нонсьё. Программой музыки Леонида Десятникова предсказуемо воодушевил публику пианист Алексей Гориболь: на сей раз к вокальному циклу «Любовь и жизнь поэта» на стихи Хармса и Олейникова удачно подключилось выступление Вениамина Смехова в качестве чтеца обэриутской поэзии. В формате «Моцарт-гала», помимо прочих, блеснула бесподобным исполнением арии Царицы ночи одна из лучших российских сопрано – Надежда Павлова. Российский национальный оркестр с фирменным симфоническим шиком почтил 90-летие Альфреда Шнитке четырьмя сюитами из музыки к фильмам «Экипаж», «Маленькие трагедии», «Мертвые души», «Сказка странствий». Тем самым фестиваль «Стрелка» в альянсе с Союзом композиторов России начал юбилейные акции памяти композитора, происходившего, как известно, из «поволжских немцев»: в рамках августовского Фестиваля современной музыки в том же Нижнем Новгороде ожидается реконструкция Первой симфонии мятежного позднесоветского авангардиста.

курсив
Оркестр La Voce Strumentale и Федор Безносиков

Абсолютным «гением места» на фестивале предстал оркестр Нижегородского оперного театра La Voce Strumentale, чья нынешняя прописка только добавляет ему «очков» в смысле принадлежности к долгожданному «региональному чуду». Музыканты коллектива, первоначально ассоциировавшегося с барочной мастеровитостью инструменталистов musicAeterna, оказались универсалами, которым по силам всё: дивный Моцарт и его предшественник – мечтатель и один из основоположников оперы-буффа Перголези; немецкий кабаретный гений ХХ века Курт Вайль и трагический Малер. Причем всей музыке этих авторов, как выяснилось, очень «идет» открывающийся со стеклянного задника сцены вид на противоположный нижегородский берег с величественной панорамой Кремля и помпезной набережной. «Распахнутость в сегодня» (вообще-то, для академических фестивалей – редкий гость) сообщает фестивалю «Стрелка» нюанс актуальности. Право же, когда под изумительные звуки мотета Перголези Salva Regina (солистка – Яна Дьякова) за стеклянным задником сцены видишь резвящуюся ребятню, трудно отделаться от чувства, что более актуальной сценографии тексту древнего марианского гимна «Радуйся, Царица небесная» и не придумать. Ну а в малеровский или моцартовский вечера панорама Нижнего Новгорода воспринимается в неожиданно «зальцбургской» оптике, ведь на главном в мире оперном фестивале что-то очень похожее открывается взору по выходе от Фестшпильхауса к набережной Зальцаха. В общем, хоть стой, хоть падай!

Шесть лет фестивальной истории «Стрелки» – срок очень обозримый и именно поэтому обезоруживающий неправдоподобностью случившихся перемен. Если первая «Стрелка» была недолгой и запомнилась, прежде всего, накрывшим публику ливнем, то шестая одаривает совершенно европейским ощущением акустической безупречности, кастинговой точности и репертуарной продуманности, усиленной эстетской составляющей (художественный руководитель фестиваля – Алексей Трифонов). Тот же Перголези, в наших широтах известный единственной Stabat Mater, вдруг преподносится большой монографической программой, в частности, с двумя совершенно разными версиями мотета Salva Regina в идеальном исполнении двух совершенно разных певиц – Диляры Идрисовой и Яны Дьяковой, а еще – пожалуйте вам три кантаты, одна из которых – «Орфей» – написана на «сквозной» для большой истории музыки сюжет. Самое удивительное, что в соседнем пакгаузе на выставке «Русская ярмарка» дух захватывает от аналогичных комментариев главной – ярмарочной – темы «сквозными» для большой истории искусства сюжетами, в частности, живописной и оформительской стратами эпохи Серебряного века.

курсив
Диляра Идрисова и ансамбль La Voce Strumentale

Подобным же сочетанием «высокого» и «низкого» ошеломил заключительный фестивальный концерт «Курт Вайль. Happy End». Автора знаменитой «Трехгрошовой оперы» представили не столько создателем более-менее популярного театрально-полемического полотна «Махагони», сколько вдохновенным «поэтом характеров», в живописании которых ему действительно не найти равных. Допустим, зонги из «Трехгрошовой оперы» были на слух так или иначе узнаваемы, но восемь песен, созданных на родине и в изгнании (1927-1934, на стихи от Брехта до Кокто), – это уже вызов. Вызов, после которого открывшую рот публику ждало – и дождалось! – настоящее лирическое чудо: музыка к парижскому спектаклю 1934 года «Мария Галанте», которую с упоительным артистизмом исполнили нижегородские красавицы Мария Калинина, Валерия Горбунова, Наталия Ляскова и ансамбль музыкантов La Voce Strumentale с тремя саксофонами под высоковольтным управлением Клемана Нонсьё.

Столкновение противоположностей События

Столкновение противоположностей

В «Зарядье» прозвучала музыка Брамса и Шостаковича

Балетам быть! События

Балетам быть!

В Петербурге обсудили стратегии создания новой балетной музыки

Ремонт старых поездов События

Ремонт старых поездов

В рамках «Ночи искусств» на Рижском вокзале состоялся концерт неоклассики

Прыжки между безднами События

Прыжки между безднами

Завершился Шестой сезон фестиваля Союза композиторов России «Пять вечеров»