Но кто этот спящий? События

Но кто этот спящий?

В Электротеатре Станиславский начались показы нового оперного сериала по поэме Бориса Юхананова

Продолжая опыт мифоритуального погружения в оперный мир «Сверлийцев», Электротеатр Станиславский запустил новый музыкальный сериал «Нонсенсорики Дримса» из четырех опер и Увертюры. Цикл скреплен единым форматом: эдакий видеокомикс, созданный при помощи искусственного интеллекта, – фильм из красочных, но ирреальных картинок с субтитрами оперы. Музыканты в этот раз никак не участвуют в театральном действии, присутствуя в спектакле лишь звуками. Типичный для жанра оперы уход от реальности превратился в «Нонсенсориках» в постцифровой эскапизм, куда оказалась втянута как персонально трактованная эсхатология, так и фрагменты воспоминаний режиссера-либреттиста-автора Бориса Юхананова.

Одноименная поэма в 2015 году была опубликована в непосредственной связке с иллюстрациями – фотоживописью «Перелет букв из Тель-Авива в Иерусалим», где через каждую страницу с текстом мерцали скользящие огни на фото. Видеокнига получилась и в опере, но уже символически-сюжетная и отчасти автобиографическая. Фотограф Андрей Безукладников, художник Степан Лукьянов и режиссер Борис Юхананов создали видеоряд в типичной для нейросетей мультяшно-игровой цветовой палитре, где мистические существа, звезды и галактики, египетские храмы переплелись с узнаваемой действительностью Москвы, Красной площадью, «квартирниками», барышнями, андеграундной тусовкой, Виктором Цоем и Жанной Агузаровой, голливудскими фильмами и лакшери-автомобилями.

Дримс – как описано в анонсе – это ангел, усомнившийся, что достоин даров создателя, и в облике поэта-отшельника проходящий семидневный путь в Москве в период смены тысячелетий. Он появляется в фильме в качестве виртуального аватара Юхананова, созданного нейросетями, но Дримс – аватар также и в индуистской трактовке слова, так как по сюжету он низошел и воплотился в материальной форме.

Многорукие божества индуизма сами были замечены в виртуальной среде на экране, как и разверзающие пасти демонов, впрочем, теологические отсылки были не только из индуизма. Иллюзия обрела сразу два знаменателя: цифровой и религиозно-философский, когда весь мир есть иллюзия. Возникает мерцание между такой дабл-иллюзией и существующей когда-то исторической правдой, ведь в стык с нарисованными картинками вплетаются вполне подлинные фотографии из архивов Юхананова, словно играя со зрителем: мол, вот я, истинная реальность, не сомневайся! Но на следующем кадре возвращаются искаженные искусственным интеллектом скосившиеся глаза, мультимедийные образы, и начинаешь оглядываться назад – а может и то, раньше – тоже был фейк? Или сон? Как было в культовом сериале «Твин Пикс»: «Мы похожи на спящего, который спит, а затем живет во сне. Но кто этот спящий?» Ведь имя заглавного героя именно Дримс.

Фильм идет совместно с музыкой – и аналоговой, и цифровой, над которой работали четыре композитора: Дарья Звездина, Александр Белоусов, Владимир Горлинский и Кирилл Широков, – поколение 1980–1990-х, с заметным опытом в музыкально-театральной жизни, в числе которых и спектакли в Электротеатре. Авторы цикла не только композиторы, но музыканты-импровизаторы, многие из них работали и в совместных проектах, поэтому их объединение в единую музыкальную композицию смотрится вполне естественно.

Спектакли проходят в четыре вечера, но посетить первую оперу цикла, как оказалось, наиболее продуктивно. Во-первых, в ней две самоценные части – Увертюра и опера Дарьи Звездиной, а во-вторых, Увертюра – это соединение четырех «тизеров» ко всем операм цикла, и она собирает фрагменты всех авторов. Композиторы заранее не обсуждали концепции друг с другом, однако получилась симметричная структура с кольцевой рифмой: открывают и закрывают Увертюру фрагменты Звездиной и Широкова – словно застывшие, остраненные, предельно-минимальные в материале и развитии, c акцентом на вокальные партии (квартет N’Caged и октет Questa Musica), а серединные части Белоусова и Горлинского переключают действие в динамичную стадию, более телесную и будоражащую, с кардинальной, иногда компрессированной интонационностью и интенсивными инструментальными тембрами (расширенный состав Московского ансамбля современной музыки, дирижер – Филипп Чижевский).

Отдельная опера Дарьи Звездиной завершается тем же материалом с аскетичной вереницей медленно раскачивающихся микромотивов у солистов N’Caged, с которых начиналась Увертюра. Монохромное полотно оперы соткано из трех таких протяженных фрагментов, с неровным балансом между нарочитым давлением повторов и бесконечно-выдержанных звуков с их тревожной хрупкостью. Сначала лаконичный материал действительно завораживает, приковывает несимметричными перестукиваниями деревяшек, тихим гудением аккордеона и органа и бесчисленной чередой из слов-точек у голосов, но в какой-то момент ощущаешь буквально физическое давление от тяжести и однообразности. К тому же тексты на экране и звучании не синхронизированы, они то догоняют, то обгоняют друг друга, заставляя слушателя, стремящегося ухватить связи с изображениями и послушать музыкальный материал, изрядно потренировать навыки концентрации.

Ангел с тараканом

Если бы четыре оперы, составляющие новый сериал, можно было представить как единый сонатно-симфонический цикл, то вторая часть была бы в нем скерцо. Столько счастья и веселья не дарил еще ни один спектакль Электротеатра Станиславский.

Это было абсолютно неожиданно: композитор Александр Белоусов раньше воспринимался как строгий каллиграфический мастер, чьи скупые штрихи и запятые артикулировали чистое пространство тишины – по крайней мере, так звучали его «Маниозис» или «Книга Серафима», выпущенные в Электротеатре. Здесь же раскрылась обратная сторона его таланта: умение писать заводной поп.

Это чувствовалось уже в Увертюре-тизере, где вторая часть Белоусова заставила слушателей резво выпрямиться после сумрачно-однотонного опуса Дарьи Звездиной. Но и в самой опере, показанной во второй день тетралогии, энергия и блеск просто хлестали через край.

В составе Московского ансамбля современной музыки, которым четко и точно дирижировал Филипп Чижевский, сидели два барабанщика за ударными установками, а контрабасист Игорь Солохин и клавишник Михаил Дубов подбрасывали им упругие басы. При этом ни о какой импровизации, свойственной джазу или року, речи не шло. Ударники Андрей Винницкий и Александр Суворов играли строго академически написанный нотный текст, ориентируясь по наушникам на не слышный зрителям клик.

Прихотливо написанный ритмический узор был расцвечен тембрами струнных, аккордеона, флейты, бас-кларнета, трубы и тромбона – авангардные приемы игры инструментов были замешаны с попсовыми в тщательно выверенной пропорции. Если добавить электронику, под которую прошел пролог оперы, то можно получить идеальный фон для вокалистов, в чью задачу на этот раз вошло начитывать хип-хоп. Солисты вокального квартета N’Caged упражнялись в рэп-стилистике, радостно куражась – настолько, что даже хмурая Арина Зверева запрыгала перед нотным пультом не хуже пацана на дискотеке. От квартета не отставал вокальный октет Questa Musica во главе с Марией Грилихес. В самом конце они даже не продекламировали, а спели одну ноту: чтобы мы поняли, для чего был нанят высокопрофессиональный ансамбль.

Столь же забавен был и зрительный ряд: началось с библейского Моисея, если бы он записывался на пластинки в 1950-е годы, переключилось на эротику с тараканом и продолжилось дружеским обедом в ресторане «Пушкин», где молодой и нежный Дримс в образе Бориса Юхананова, смешно деформированный нейротехнологиями, приветливо обменивался мнениями о литературе со столь же милым и столь же деформированным Киану Ривзом. Ближе к концу в словесном тексте появляются и соленые словечки, которые композитор Александр Белоусов, впрочем, не акцентирует.

Возможно, Дримс – это новый образ Бориса Юхананова, каким когда-то был «Гуманоид Иванов». Это подтверждают вставленные в монтаж черно-белые фотоснимки Андрея Безукладникова, на которых Борис является в компании творческой богемы 1980-х.

Сегодня Борис дожил до той точки своей карьеры, когда знающий себе цену мастер имеет право открыто и громко посмеяться вместе со своими коллегами и поклонниками.

Сны о чем-то главном

Королева фуг События

Королева фуг

В Концертном зале имени Чайковского состоится концерт к 100-летию со дня рождения пианистки, композитора, педагога Татьяны Николаевой

Не кантовать События

Не кантовать

Шестой Балтийский культурный форум подвел итоги

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии