Программа, знаменующая начало творческого года, всегда маркируется масштабностью замысла, привлекательностью и художественной «манкостью» для профессионалов и меломанов. Выбор сочинения для нынешнего концерта-открытия – своего рода заявка, заданная новым главным дирижером симфонического оркестра филармонии Владимиром Понькиным, который не так давно официально вступил в должность, заменив скоропостижно ушедшего год назад многолетнего руководителя коллектива Александра Скульского.
Месса Баха прозвучала накануне Дня музыки и спустя день после объявления Нижнего Новгорода победителем федерального конкурса «Культурная столица года – 2024». В этой хронологической траектории выбор Мессы приобрел особое смысловое значение и символичность, на которые в своем приветственном слове обратила внимание публики директор и художественный руководитель Нижегородской филармонии Ольга Томина.
Месса си минор Баха – не самое репертуарное для нижегородских музыкантов произведение. Ее первое и единственное на тот момент полномасштабное исполнение в Нижнем Новгороде состоялось более двадцати лет назад – в европейское Рождество (25 декабря) 1999 года, прошедшее под руководством маэстро Александра Скульского.
Александр Скульский: Стремлюсь воспитать универсальный коллектив
Сочинение требует от исполнителей не только колоссальной творческой энергии, но и недюжинных физических сил, поскольку его звуковая партитура длится почти два часа. За это время важно не потерять слушательское внимание к развертыванию бесконечных баховских полифонических «лент», драматургии смысловых акцентов, к захватывающим аффектным переключениям, выразительной риторической символике.
Дирижер избрал вектор на аутентичную интерпретацию. Это угадывалось не только в лаконичном исполнительском составе, но и в сценической диспозиции оркестра, напомнившей расположение ансамбля English Baroque Soloists в парижском исполнении Мессы Монтеверди-хором в 2015 году под управлением сэра Джона Элиота Гардинера – корифея аутентичного исполнительства, автора грандиозной, недавно изданной и на русском языке монографии о Бахе.
Сохранить аутентичное «лицо» нижегородскому коллективу на порядок сложнее. В отличие от сэра Элиота и его ансамбля нижегородские музыканты не обладают бесценной сокровищницей исторических инструментов. Вместо выписанных в баховской партитуре гобоев д’амур на концерте выразительно звучали два английских рожка (Елена Хоходра и Екатерина Метелева), для приближения к большей стилистической точности альтернативу corno da caccia составил благородный тембр флюгельгорна (Михаил Полунов). Музыканты струнной группы также обошлись без жильных струн и лукообразных смычков.
Тем не менее в звуковой атмосфере ощущалось стремление к европейскому аутентичному стандарту: ясная артикуляция, выверенные темпы, упругая ритмика, стремящаяся к танцевальной моторике барокко; деликатность в обращении с вибрато, элегантная звучность, лишенная нажима даже в форте.
В сольных фрагментах Мессы – ее ариях и дуэтах – все инструментальные позиции были выдержаны на высококачественном исполнительском уровне: интонационно точная, мелодически гибкая скрипка (Владимир Добровольский), изысканная, ансамблево «внимательная» флейта (Наталья Полунова), надежные и уверенные басы continuo – Татьяна Чикалова (виолончель), Надежда Хлынова (чембало, орган), «живой», ритмически и стилистически точный фагот (Николай Кустов).
Достойным партнером симфонического оркестра стал Камерный хор «Нижний Новгород» (художественный руководитель и главный дирижер Иван Стольников). Прекрасная выучка коллектива, его солидный концертный опыт позволили рельефно и художественно точно воплотить полифонические хитросплетения баховской партитуры. Дискантовые, прозрачно-чистые, почти мальчиковые тембры хоровых сопрано – важнейший, образцово реализованный компонент гендерной специфики баховских исполнительских составов.
В хоровой интерпретации особенно одухотворенно прозвучала «тихая» кульминация Мессы – два центральных номера Credo: Et incarnatus est («И воплотившегося») и Crucifixus («Распятого») – трагико-мистическая хоровая пассакалия. Акцентную «пассионную ноту» восприняли даже далекие от профессиональной музыкантской специфики слушатели. Эти номера и последующий ослепительно-парящий Et resurrexit («И воскресшего») были исполнены в абсолютной, непрерываемой аплодисментами тишине в почти тысячном Кремлевском зале. Хотя после первой хоровой фуги Kyrie слушатели получили своеобразную «индульгенцию» от дирижера, который произнес: «Если вам очень нравится – хлопайте».
Дополнительные стилистические «бонусы» интерпретации добавили певцы, неплохо владеющие спецификой барочного звукоизвлечения и фразировки. Наиболее опытным «игроком» на этом «поле» выглядела Екатерина Лукаш – узнаваемое имя в отечественном оперном пуле. Неповторимую вокальную краску эпохи обеспечил молодой контратенор Вадим Волков, исполнивший две альтовые арии – Qui sedes ad dexteram Patris из части Gloria и Agnus Dei.
Уверенно, ансамблево точно звучали и другие молодые московские исполнители Алёна Кузнечикова (сопрано), Артем Попов (тенор) и Игорь Подоплелов (бас). Отсутствие опыта периодически сказывалось в разбалансированности вокального строя, но свежесть тембров добавляла исполнению молодую энергию и витальность.
Для яркого, акцентного начала концертного сезона маэстро Владимиру Понькину удалось не только собрать профессиональную и заинтересованную команду, но в единый энергетический «кулак» объединить разные по опыту и стилистическим пристрастиям исполнительские силы, убедительно выстроить драматургически целостную титаническую композицию одного из самых значительных баховских полотен.