Посвящение идеалу События

Посвящение идеалу

В зале «Зарядье» прошел концерт к столетию Ирины Архиповой

Сегодня от тех судьбоносных дней, когда в наш мир приходили великие певцы прошлой эпохи, ставшие символом международного вокального искусства, нас отделяет уже целый век. Два года назад праздновалось столетие великой Марии Каллас, в скором времени мы отметим эту дату со дня рождения Галины Вишневской, не за горами и другие крупные юбилеи. 2025 год также начался с одного долгожданного события – 2 января отмечалось столетие народной артистки СССР, «царицы русской оперы» Ирины Константиновны Архиповой.

Архипову нельзя и, впрочем, невозможно забыть, но человеческая память все же немилосердна. В последнее время вокруг имени певицы чувствовалось излишне скромное «затишье», теперь в связи с юбилеем наконец-то ситуация меняется. Ирина Архипова – уникальное явление академического вокального искусства. Да, можно по-разному оценивать ее темперамент на сцене и созданные интерпретации, поскольку немалую роль в таких вопросах играет личный вкус, но безупречный вокал Ирины Константиновны, тщательно выверенный и не допускавший просчетов, ее внутреннюю культуру и музыкальность оспорить не сможет никто. Удивительно, но в конце пятидесятых годов XX века столь высокое качество пения даже в главном Большом театре страны не было чем-то само собой разумеющимся: именно Архипова задавала золотой стандарт.

Ирина Константиновна, до почтенного возраста оставаясь востребованной певицей и прославляя искусство нашей страны во всем мире, неустанно заботилась о новом поколении артистов. Она часто говорила: «Самое главное для меня – это вырастить и сохранить талантливую оперную молодежь». Ирина Архипова занималась педагогической деятельностью в Московской консерватории, неоднократно возглавляла жюри Международного конкурса имени П.И.Чайковского и, конечно, много сил отдавала знаменитому Конкурсу имени М.И.Глинки. Последний «путешествовал» по всему Советскому Союзу и открывал потрясающие имена, в числе лауреатов разных лет – Анна Нетребко, Мария Гулегина, Дмитрий Хворостовский, Ольга Бородина и Альбина Шагимуратова, которая сейчас достойно продолжает этот конкурс, всегда считавшийся делом жизни Архиповой.

Не случайно на одном из больших юбилейных концертов в зале «Зарядье» выступала исключительно «оперная молодежь». Большинство из них – артисты Молодежной оперной программы Большого театра под руководством профессора Дмитрия Вдовина, в чьей профессиональной жизни Ирина Архипова сыграла ключевую и значительную роль. Кстати, во вступительном слове Дмитрий Юрьевич весьма поучительно заметил: «Сегодняшний концерт организовал Фонд Елены Образцовой, и остается только догадываться, как бы на это отреагировала Ирина Константиновна, ведь отношения у них были непростыми. Однако всегда и несмотря ни на что между ними было взаимоуважение, в самые трудные моменты жизни они приходили друг другу на помощь». Также в концерте приняли участие лауреаты последнего Конкурса имени Глинки бас Константин Федотов и меццо-сопрано Полина Шароварова. По причине болезни на сцену не смогла выйти победительница – Екатерина Лукаш, меццо которой особенно хотелось услышать, но чувствовалось в этом и некоторое «мистическое провидение»: ария Марины Мнишек, в образе которой Ирина Архипова взглядом непревзойденно осеняла зрительный зал с экрана, так и не прозвучала.

Программа вечера, разделившая русскую и зарубежную музыку на два отделения, продемонстрировала продолжение молодыми певцами именно «архиповской линии»: каждый стремился к той благородной недосягаемой вершине академизма, на которой царила великая русская певица. Сегодня оперный театр все дальше отходит от того стиля и мастерства, когда эмоциональный накал и музыкальное содержание передавалось бы исключительно голосом, как это умела делать Ирина Архипова или еще раньше нее, например, Надежда Обухова, не прибегая к излишним внешним эффектам. С первых прозвучавших нот «Рассвета на Москве-реке» из «Хованщины» Мусоргского стало понятно, что дебютировавший в «Зарядье» Ярославский академический губернаторский симфонический оркестр под управлением их нового главного дирижера Василия Валитова солистов в этом творческом стремлении удачно и грамотно поддержит – так и вышло.

Современное поколение певцов вполне конкурентоспособно, и они очевидно на правильном пути. Особенно порадовал новый набор Молодежной программы, уже представивший результат первых месяцев их интенсивной работы. По-новому и гораздо интереснее теперь раскрывается тембр Тихона Горячева, а его природное чутье к музыкальному времени и фразировке обеспечили настоящий успех: он исполнял каватину Владимира Игоревича из «Князя Игоря» Бородина и пел дуэт Сюзель и Фрица из «Друга Фрица» Масканьи с опытной обладательницей прекрасного сопрано Рамилей Баймухаметовой, показавшей впечатляющую технику и настоящее бельканто в речитативе и романсе Матильды из «Вильгельма Телля» Россини. Еще одна «новенькая», сопрано из Китая Чжан Мэнвэнь, которую многие заприметили и запомнили на XV Международном конкурсе молодых оперных певцов Елены Образцовой, спела каватину Людмилы и арию Джильды так, что можно, не боясь ошибиться, смело назвать ее будущей звездой колоратурного репертуара. Возможно, Ольга Глебова и Медея Чикашвили не совсем справились с волнением и трепетом перед авторитетом главной героини вечера, но «они еще себя покажут», их природные данные исключительно богаты. Их старшая коллега Анна Юркус замечательно спела арию Керубино, но все же вокально и с точки зрения амплуа не убедила в сцене Шарлотты с письмами, как и Полина Шароварова, с успехом исполнившая каватину и кабалетту Ромео из оперы Беллини «Капулетти и Монтекки», музыке которой ее тип голоса очень подходит, а Хабанера из «Кармен» Бизе получилась «листком из “Детского альбома”» – не иначе как опять мистическое влияние знаковых партий из репертуара Ирины Константиновны.

Интересно и по-настоящему серьезно сцену смерти Родриго из «Дона Карлоса» Верди исполнил Чингис Баиров, а затем, спустя несколько минут, лихо перестроился на дуэт Надира и Зурги из «Искателей жемчуга» Бизе, который у них с тенором Ильей Легатовым прозвучал в финале концерта с искренним теплом как гимн и посвящение идеалу – Ирине Архиповой. Однако в контексте несомненного общего успеха главной звездой концерта следует по праву назвать Игоря Онищенко. Он в ариозо Германа, а затем и Канио доказал, что идет семимильными шагами и будет петь партии драматического тенора так, что мы сможем им гордиться. А чего, если не таких открытий и откровений, публика ждет на подобных концертах? И пусть одна потрясающая эпоха безвозвратно ушла, но, к счастью, яркого созвездия новых оперных певцов мы сегодня точно не лишены.