Директор Татарского академического государственного театра оперы и балета имени Мусы Джалиля Рауфаль Мухаметзянов – из «коренников» профессии. За более чем сорок лет на лидерском посту он утвердил за казанским оперным театром репутацию коллектива, придерживающегося классических традиций и так называемого «большого» стиля. При этом лучшие из работ труппы свободны от академизма, дышат живой художественной правдой. Квинтэссенцией этих принципов можно считать программу Международного оперного фестиваля имени Ф. И. Шаляпина, тоже придуманного Мухаметзяновым и в эти дни проходящего в сорок первый раз. Афиша праздника 2023 года составлялась с особой ответственностью, ведь он посвящен 150-летию со дня рождения Федора Ивановича – наверное, самого знаменитого казанца всех времен и народов. Об этом Рауфаль Мухаметзянов (РМ) побеседовал с Сергеем Бирюковым (СБ).
СБ Рауфаль Сабирович, уже начало смотра произвело на меня сильное впечатление: премьера постановки «Севильского цирюльника» вышла живой, притом очень лихо исполненной, никакой премьерной сырости.
РМ Вот, чего я не понимаю – когда про новый спектакль говорят «он еще устоится». Работа сразу должна зацепить зрителя.
СБ Роскошно прошел и камерный концерт в Зале имени Сайдашева, особенно меня захватил крайне редко звучащий в России вокальный цикл Яначека «Дневник исчезнувшего» в исполнении солиста московской «Новой Оперы» Ярослава Абаимова, вашей солистки Любови Добрыниной и пианистки Алсу Барышниковой… Это сознательный шаг – на старте фестиваля показать, что Татарстан и Казань суть Европа?
РМ Над этим, если честно, не задумывался, но могу сказать, что нас обязывает бренд. Шаляпин – явление мировой классики. А такой театр, как наш, считаю, должен опираться, прежде всего, на нее.
Очень точно назвал наше направление телеканал «Культура», снимая о нас фильм: просвещенный консерватизм.
В российской музыкально-театральной жизни есть два флагмана – Большой и Мариинский. Вот они могут себе позволить рисковать и экспериментировать. Конечно, без поиска никакое творчество невозможно, но мы должны еще учитывать и лежащую на нас, как на единственном оперно-балетном театре региона, образовательную функцию. Приходящему к нам зрителю необходимо, прежде всего, дать основу основ музыкально-театрального репертуара. Если речь об опере – то, что я называю «первой линией»: главные произведения Верди, Россини, Пуччини, Чайковского, Римского-Корсакова… Эксперимент тоже не забыт: это те новые произведения, которые мы заказываем современным авторам и ставим их, так сказать, с нуля.
СБ В этом году фестиваль особенный, юбилейный…
РМ Прежде всего мне было ясно, что начинать надо с оперы, в которой блистал Шаляпин. Выбор пал на «Севильского цирюльника», где Федор Иванович был потрясающим Базилио. На моей памяти – несколько казанских «Цирюльников», но спектакли же со временем амортизируются, нуждаются в перестановке. Стал прицельно смотреть записи – и вот по каналу Mezzo увидел традиционного, без переписывания сюжета, но совершенно очаровательного «Цирюльника» венецианского театра La Fenice. Мы связались насчет приобретения прав на постановку, но это оказалось невозможным.
Тогда я вышел напрямую на постановщика, режиссера Джузеппе Морасси – специалиста по Россини, Доницетти и другим итальянцам. Спросил: «Можете у нас поставить в той же стилистике?» Он: «Конечно»…
Дальше мне очень захотелось, чтобы на фестивале присутствовали оба российских театра-флагмана. Мы в давнем хорошем контакте и с Валерием Гергиевым, и с Владимиром Уриным. Так удалось договориться о показе у нас мариинской «Хованщины» – спектакля, который никогда не был представлен в репертуарной афише Татарского оперного театра. А Большой поддержит финальный гала-концерт – своим оркестром и примерно половиной солистов вечера.
СБ У вас и большая параллельная программа: камерные концерты, музыкально-литературный спектакль, круглые столы…
РМ Еще заострю ваше внимание на такой новой для нас форме работы, как открытые репетиции с комментариями специалиста. Впервые это осуществила в прошлом году Любовь Казарновская, прокомментировавшая репетицию «Трубадура». Было очень интересно. В нынешнем году мы позвали таких медийных людей, как телеведущий Артем Варгафтик, главный редактор журнала «Музыкальная академия» Ярослав Тимофеев, журналист и пушкиновед Александр Минкин.
СБ Отчего у вас, российского театра, в репертуаре всего четыре русских оперных названия…
РМ Зато каких: «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Борис Годунов» и «Царская невеста» – это самые масштабные шедевры русского искусства! Репертуарную политику каждый театр определяет самостоятельно. С нашей точки зрения, в репертуаре должно быть разумное соотношение европейской и русской классики: сочинения итальянских композиторов – основоположников жанра, французская оперная школа; наверное, должны быть представлены и Моцарт, и Бах… Мы не обошли вниманием классическую оперетту – у нас идет «Летучая мышь» Штрауса. Современные сочинения представлены операми национальных композиторов – идут «Любовь поэта», «Джалиль», «Сююмбике», в 2020 году появился мюзикл на татарском языке «Алтын Казан». Может быть, неправильно, что у нас, например, совсем нет советской оперы. Задумываюсь о постановке «Леди Макбет Мценского уезда». Сезон 2024/2025 года будет посвящен 150-летию оперного театра в Казани. Постоянная труппа с оркестром и хором появилась здесь летом 1874 года, первым ее спектаклем стала «Жизнь за царя».
Я вас приглашаю на Шаляпинский фестиваль – 2025. Планируем открыть его премьерой оперы «Жизнь за царя»…
СБ В вашем репертуаре – фирменные, только у вас идущие постановки по Реквиему Моцарта и Си-минорной мессе Баха, выполненные легендарным мастером Владимиром Васильевым.
РМ Да, это тоже бренд нашего театра, и мы, надеюсь, продолжим работать с Владимиром Викторовичем. Конкретнее пока не скажу: идут переговоры. Еще в планах – постановка «Кармен» с режиссером, ассистировавшим Дзеффирелли. А следующий сезон откроем балетом о монахе и китаеведе Никите Бичурине, уроженце Казанской губернии, выпускнике Казанской духовной семинарии, выдающемся ученом, который одним царем был сослан на Соловки, а другим – возведен в академики.
СБ Возвращаясь к «Цирюльнику», казанские солисты ничем не уступали звездным гостям из столиц, других стран. Как вы формируете исполнительские составы?
РМ В кастинге на каждую постановку могут участвовать и члены труппы, и приглашенные артисты. И, конечно, учитываем, что певец – дар природы. Бывают годы и даже десятилетия без ярких приобретений, а потом вдруг появляется плеяда – Гульнора Гатина, Венера Протасова, Артур Исламов, Ирек Фаттахов… И мы в расчете на них строим репертуар.
СБ Наверное, в это трудное время театр испытывает дефицит гастролей?
РМ Мы всегда были одним из самых гастролирующих коллективов. Посмотрите справочники Министерства культуры – например, в 2016 году у нас было 122 выезда, самое большое количество среди российских театров. Это важный импульс для развития! Сейчас ситуация изменилась – ну так что, больше будем работать на стационаре. Нам грех жаловаться, театр очень устойчиво поддерживается руководством республики. И, кстати, гастроли тоже есть: вот сегодня после вас ко мне придут представители одной арабской страны – там также хотят приобщаться к искусству европейского уровня.