С итальянским темпераментом, с южной страстью События

С итальянским темпераментом, с южной страстью

В «Сириусе» впервые выступил знаменитый тенор Витторио Григоло

На федеральной территории вновь прошел Большой летний музыкальный фестиваль, объединивший за полтора месяца 24 концерта с участием самых востребованных артистов современности. Яркие опен-эйры на Медальной площади и вечера в Университете «Сириуса» собрали в общей сумме 25 тысяч зрителей – впрочем, в последний раз. В октябре концерты и фестивали фонда «Талант и успех», вдохнувшего в «Сириус» музыкальную жизнь, официально переедут в новенький концертный зал (его называют «концертный центр»). Затянувшееся строительство, наконец, закончено: на улице Чемпионов теперь возвышается причудливой формы архитектурное сооружение, вмещающее в себя Большой и Камерный залы, в которых будет создаваться «творческая лаборатория для экспериментов и мастерская для классики». Почти наверняка можно сказать, что Ханс-Йоахим Фрай пригласит выступить в этом свежем пространстве постоянных «хедлайнеров» летних фестивалей «Сириуса» – Дениса Мацуева, Юрия Башмета, Игоря Бутмана, Филиппа Чижевского, Валерия Гергиева (маэстро лично проверял акустику концертного центра). В этом году вышеперечисленные звезды представили ярчайшие сольные и симфонические программы, но, пожалуй, одним из самых ярких событий Большого летнего музыкального фестиваля стал концерт итальянского тенора Витторио Григоло с Заслуженным коллективом России академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии имени Шостаковича под управлением Александра Сладковского.

С легендарным оркестром маэстро связывают теплые воспоминания. В финале Конкурса имени Прокофьева, который он выиграл в 1999 году, Сладковский дирижировал именно оркестром ЗКР – и тогда еще получил благословение председателя жюри Юрия Темирканова. «Это музыканты с подлинно аристократическими традициями. Мне приятно работать с людьми, которых я знаю больше четверти века», – признался Сладковский в «Сириусе». На концерте в Большом зале Университета их тандем начал ощущаться с первых подвижных тактов «Итальянской симфонии» Мендельсона. Свойственная маэстро любовь к нюансам и деталям партитуры оказалась близка сдержанным петербургским академистам. Четыре части цикла, созданного композитором под впечатлением от живописной итальянской природы, Сладковский и ЗКР представили как изысканные музыкальные открытки по следам путешествия. Погружение в такой далекий сегодня мир продолжилось в «Итальянском каприччио» Чайковского, где оркестр Санкт-Петербургской филармонии под неукротимой энергией Сладковского буквально обрушивал на публику звуки и краски римского карнавала и сверкающего веселья. А на бис ЗКР сыграл мгновенно узнаваемую эффектную увертюру из оперы «Сорока-воровка» Россини.

Если и маэстро Сладковский, и Заслуженный коллектив России в «Сириус» приезжали уже неоднократно, то знаменитый оперный певец Витторио Григоло здесь оказался впервые. Завоевав сердца московской публики своим сногсшибательным темпераментом и недюжинной красоты тембром, тенор решил повторить успех в другом российском городе, вполне схожем по климату и атмосфере с его родной страной. Это получилось с лихвой: и пусть синьор Григоло на сцене был сдержаннее, чем обычно (букеты в зал, как в Московской филармонии, он не метал), его эффектное, зрелищное выступление в тандеме с ЗКР и Сладковским наверняка останется в памяти многих присутствующих.

Начав в качестве «разогрева» с песенки Герцога из «Риголетто», Григоло продемонстрировал мощный экзальтированный голос, заполняющий и накрывающий собой благодаря подзвучке абсолютно все уголки пространства. Его подчеркнутая театральность – ужимки, вскидывания рук, танцевальные движения – пришлась по вкусу не только публике, но и маэстро Сладковскому. Будучи не самым откровенно танцующим дирижером, Александр Витальевич легко подхватил кураж и легкость, которые излучал Григоло, – и вот уже степенный концертмейстер ЗКР Лев Клычков не выдерживает этого напора и покачивается в такт музыке. Во втором отделении Витторио Григоло в буквальном смысле ворвался на сцену: выбежал из-за кулис, призывая слушателей не скупиться на аплодисменты. Знаменитая «Гранада» прозвучала с неистовым размахом и блеском, а последовавшая за ней неаполитанская песня «Неблагодарное сердце» Сальваторе Кардилло заставила почувствовать то, что итальянцы называют dolce far niente. В завершение этого феерического концерта Григоло спел, конечно же, O sole mio – и где-то вдалеке зашумели, поднялись волны Черного моря.

Бельканто без границ

Цирк приехал События

Цирк приехал

На Бакинском фестивале искусств показали спектакль Даниэле Финци Паски Titizé. A Venetian Dream

По ту сторону черной дыры События

По ту сторону черной дыры

Десятая лаборатория «Открытый космос» сформировала звездную систему

«Броненосец “Потемкин”» взял новый курс События

«Броненосец “Потемкин”» взял новый курс

Легендарный фильм Сергея Эйзенштейна озвучили молодые композиторы

Человек, который смеется и убивает События

Человек, который смеется и убивает

В Нижнем Новгороде прошла премьера «Риголетто»