Сам себе режиссер События

Сам себе режиссер

Музыкальный театр Республики Карелия показал на Малой сцене театра имени Н. Сац одноактную оперу М. Таривердиева «Ожидание»

Пустая, мягко освещенная сцена. Одинокая скамейка. Вокруг разбросаны кленовые листья багряных оттенок. Слева, в углу – рояль. Какой резкий контраст со всеми другими спектаклями в этом фестивале! Но какое интересное завершение пост-программы фестиваля «Видеть музыку», проходящей при поддержке Фонда президентских грантов.

Одноактная опера Микаэла Таривердиева «Ожидание» в Камерном театре у Бориса Покровского шла и возобновлялась несколько раз с бессменной Марией Лемешевой, ставилась и в Мариинском театре, а вот теперь прозвучала в версии Музыкального театра Республики Карелия. Обычно ее  играют в один вечер с другим мини-операм, даже самого Таривердиева, но в этот раз, по разным причинам, не получилось, и хронометраж явно не дотягивал до полноценного оперного вечера.

Как и во многих одноактных операх, действие в «Ожидании» сконцентрировано во внутреннем мире героини, которая пришла на свидание раньше на 32 минуты и ждет своего избранника. Хотя вокруг ничего особенного не происходит – по улице идут пешеходы, проезжают машины, – в душе у нее кипят страсти. Музыка тонко отражает ее переживания. В легкую песенность неожиданно вплетаются старинные барочные жанры, вроде токкаты или сарабанды. Но все равно узнается стиль Таривердиева, его неповторимая интонация.

Минимализм оформления также привычен для «Ожидания», тем более, что оперу часто дают в сопровождении фортепиано. Музыканты выступают сами себе режиссерами, так что правильнее говорить не о постановке, а скорее о концертном исполнении. В каком-то смысле это усиливает камерность и чувственность сочинения. В этот раз в дуэте с ведущей солисткой театра Эльвирой Муллиной выступил пианист Александр Онькин, солист Карельской филармонии. Оба опытных и высококлассных музыканта с любовью и бережностью вслушиваются в тонкие грани таривердиевской фактуры – где-то «бисерная» элегантность верхних нот, где-то драматические пассажи в среднем регистре.

В такие серые, слякотные дни депрессивные метания главной героини особенно понятны и знакомы. Однако музыка открытого финала оперы (Женщина уходит за сцену, напоследок многозначительно обернувшись) все же оставляет надежду на лучшее продолжение, угасая на мажорном аккорде. Приятно, что по-прежнему оперы Микаэла Таривердиева (чье 90-летие будет отмечаться в следующем году) продолжают жить в театральном репертуаре и появляются в крупных фестивалях, таких как «Видеть музыку».

Постарайтесь не болеть

Как звучит «Криптотишина»? События

Как звучит «Криптотишина»?

Stella Art Foundation представил новую выставку композитора Дмитрия Курляндского

Цинандали: уму и сердцу События

Цинандали: уму и сердцу

В Грузии состоялся III Фестиваль классической музыки Цинандали

Любитель крайностей События

Любитель крайностей

Музыка Эльмира Низамова прозвучала в цикле «Я – композитор!»

Высокие технологии Востока События

Высокие технологии Востока

Ростовский государственный музыкальный театр завершил гастроли на сцене Большого театра оперой Джакомо Пуччини «Турандот»