Шаляпин, Горький и нетворкинг События

Шаляпин, Горький и нетворкинг

150-летие Шаляпина отметил Оперный фестиваль в Казани, носящий его имя

Театр оперы и балета имени Мусы Джалиля чтит память великого певца вне зависимости от круглых дат. В день его рождения, 13 февраля, тут много лет показывают оперу «Борис Годунов», в которой некогда блистал Шаляпин. В этом году весь фестиваль, проходящий в течение февраля, сфокусирован на юбилейной дате. О некоторых событиях – рассказ ниже.

Первый народный артист

Катался ли Россини на самокате?

Фестиваль в Казани – это, прежде всего, выставка голосов, солистов, которых приглашают спеть в имеющиеся в афише постановки. Премьеры – не обязательный компонент, но в нынешнем году организаторы подгадали с выпуском новой версии «Севильского цирюльника» Россини. Фестиваль открылся премьерой Джузеппе Морасси, и приглашение этого итальянского режиссера объяснилось просто: вот уже тридцать лет он специализируется на интерпретации этой оперы и заслужил репутацию знатока, точно следующего замыслу Россини.

Приверженность к исторической точности позволила ему создать добротный академический спектакль, в котором всего понемножку – юмора, лирики, драмы. Будучи сам сценографом, Морасси ограничился двумя декорациями: улица и дом Розины, которая, как и положено, выходит на балкон, чтобы пококетничать с Линдоро (он же – граф Альмавива), и  гостиная доктора Бартоло, где переодетый солдатом Альмавива пытается поухаживать за Розиной. Большая лестница на второй этаж, обрамляющая комнату, дает возможность создать эффектные массовые сцены. Пришедший полк солдат выстраивается на ступеньках в каре, и на его фоне участники интриги за право жениться на Розине виртуозно поют канон «Si, Signor». А во втором действии в аналогичной мизансцене солдаты меняют ружья на музыкальные инструменты, напевая примерно такой идиллический текст: «Вам радости желаем и счастья без конца».

Однако оригинальных постановочных идей в спектакле не так много, поэтому именно качественная музыкальная сторона спектакля обеспечила ему зрительский успех. Итальянский дирижер Марко Боэми сотрудничает с театром с 2001 года и с полуслова чувствует, где надо придержать темп, где пойти за певцом, как выстроить ансамбль. Он не увлекается сверхскоростями, в его интерпретации нет брызгов шампанского, зато она надежна, аккуратна и точна. На втором премьерном спектакле практически не было никаких шероховатостей, и аккомпанемент звучал стильно и прозрачно.

Ровным был и певческий состав. Приглашенный из Театра Станиславского и Немировича-Данченко тенор Дмитрий Никаноров (Альмавива), имеющий крепкое актерское образование в Щукинском училище, был гибок, подвижен и с задором отыгрывал все комические положения. Открытием спектакля стал Артур Исламов, казанский баритон, оказавшийся таким же голосистым и артистичным, как и столичные гости. Кроме того, режиссер придумал для него «фишку»: его Фигаро эпатажно выезжает на самокате через партер к сцене, оттягивая на себя все внимание зала. Самокат, разумеется, стал главным предметом дискуссий – был или не был сей вид транспорта во времена Россини. Режиссер гордо доказывал, что был, и формально он прав. Хотя выглядели первые самокаты как велосипеды без колес, и, в общем-то, дальше эта тема развития в действии не получила. Зато Исламов отлично провел свою партию, демонстрируя владение и скороговоркой, и техникой речитатива, и тембристость голоса. Симпатию вызвал и его земляк Ирек Фаттахов, обладатель приятного баса, довольно комично сыгравший доктора Бартоло – скрягу и тирана.

Безусловной удачей стало приглашение из Мариинского театра великолепной сопрано Антонины Весениной: жаль только, что Морасси одел ее в белый пеньюар, который совершенно не шел к ее фигуре. А поставленный свет и вовсе «старил» красотку. Зато фокусы света омолодили артистку, певшую Берту: издали казалось, что Вера Позолотина из Екатеринбургского театра оперы и балета – молодая девушка, вот только ходила она, согнувшись, словно в припадке радикулита.

Как гласит история, одной из коронных ролей Шаляпина был Дон Базилио. Ария о клевете дает простор для проявления актерских талантов, и свой шанс не упустил Станислав Швец из московского театра «Геликон-опера».

Предыдущий «Севильский цирюльник» в постановке Юрия Александрова шел восемь лет вплоть до нынешнего сезона. Пожелаем новой версии достичь по крайней мере такого же возраста, а может быть, и дожить до совершеннолетия.

XLI Международный оперный фестиваль в Казани пройдет под знаком 150-летия со дня рождения Федора Шаляпина

Сны о чужих и дальних странах

Кроме спектаклей в фестивальной афише – несколько камерных концертов. Первый из них был посвящен испанской и чешской музыке: сочинения не входили в шаляпинский репертуар, но в название концерта была вынесена строчка из письма юбиляра, который исколесил с гастролями полмира. В первом отделении вышли две казанские певицы – Венера Протасова и Любовь Добрынина, обе с циклами испанских композиторов, и это создало невольную конкуренцию в сознании части публики. «Где же испанский темперамент, жгучая страсть?!» – такие упреки потом можно было услышать в кулуарах относительно исполнения «Поэмы в форме канцон» Хоакина Турины Венерой Протасовой. Однако такие мнения могли возникнуть, только лишь из-за клише – напротив, певица продемонстрировала прекрасный европейский вокал, точность интонации и тонкость понимания музыки, где есть не только страсть, но и меланхолия, и ностальгия.

Свой вкус и музыкальность Венера Протасова подтвердила затем, спев две песни Рихарда Штрауса – «К Цецилии» и «Завтра», передав их мечтательность и пряную чувственность.

Любовь Добрынина показалась более экстравертной и предсказуемой, и в испанских народных песнях Мануэля де Фальи выдала ожидаемый публикой высокий градус эмоций – иногда в ущерб вокальной стороне исполнения. Свою артистическую натуру певица раскрыла во втором отделении, участвуя в исполнении «Дневника исчезнувшего» Яначека вместе с тенором Ярославом Абаимовым из «Новой Оперы». Вот уж где полыхала страсть: накал чувств был настолько испепеляющим, что помешал певцу правильно распределить силы и выдержать до конца всю тесситурную нагрузку.

Два огромных человека

За эксперимент и поиски новых форматов в фестивальной афише «отвечал» концерт-спектакль «Два огромных человека: Шаляпин и Горький». Сама идея и создание сценария принадлежали музыкальному обозревателю «Радио России», музыковеду Ольге Русановой. Она придумала интересный формат, в котором ее комментарии (она читает их сама,  «от первого лица») и исторические экскурсы «перетекают» в диалоги «от первого лица» двух героев и юбиляров – Шаляпина и Горького. Ее соратником стала режиссер из Башкирского театра оперы и балета Ляйсан Сафаргулова, собственно, придавшая сценарию театральную форму и придумавшая мизансценические решения.

Для показа необычного проекта избрали зал Казанской ратуши – место, где когда-то пел Шаляпин и играл Рахманинов. Красивый прямоугольный зал с боковым рядом колонн, но плоский и без сцены, не совсем подходит для таких представлений. Но организаторы сделали все, чтобы зрители могли максимально видеть и слышать артистов: был повешен экран, куда транслировалось действие. Особенно важны были крупные планы, поскольку приглашенный на роль Шаляпина певец Алексей Тихомиров оказался актерски очень выразительным – его мимика, жесты, тело и, конечно, голос передавали всю многогранную палитру переживаний его героя. В канву сюжета, включившего рассказы о наиболее ярких эпизодах певческой карьеры Федора Ивановича, вплетались вокальные номера. Алексей Тихомиров не побоялся сравнений, взяв шаляпинские коронные партии – Дона Базилио, Бориса Годунова, песни «Блоха», «Дубинушка». И более того, в прологе как бы с потрескивающей граммофонной пластинки звучит голос Шаляпина в «Элегии», к которому в деликатном унисоне вживую присоединяется его альтер эго Алексей Тихомиров: «Нам важно было взять душу этого звука, попросить: “Федор Иванович, благослови, дай ниточку, которую пронесу сквозь всю историю и верну в конце тебе”». Поразил Тихомиров и драматическим даром, легко переходя от пения к разговорным диалогам со своим другом – Максимом Горьким. Его сыграл актер Казанского Русского Большого драматического театра имени В. И. Качалова Иван Крушин – высокий, типажный, внешне и внутренне соответствовавший писателю-бунтарю, натура которого была подвержена резким сменам настроений – от восторженности до агрессивных нападок. Возможно, поэтому не безоблачными оказались взаимоотношения великих современников, а к концу жизни и вовсе разладились и оборвались: идеологически и творчески Шаляпин и Горький остались по разные стороны «баррикад».

«Два огромных человека» – в этой удачной метафоре, выбранной Ольгой Русановой, заключено главное послание: громадные личности, гении каждый в своей области. Неудивительно, что им стало в какой-то момент тесно. И спектакль (созданный при поддержке Президентского фонда культурных инициатив) дал возможность не просто окунуться в подробности жизни Шаляпина и Горького, но поразмышлять о серьезных вещах и получить удовольствие от великолепных актерских работ.

Как стать оперным критиком

В те же дни фестиваль провел семинар «Школа оперной критики». С обозревателем «Радио России» Ольгой Русановой и завотделом культуры в «Независимой газете» Мариной Гайкович мы провели занятия с журналистами, блогерами, музыковедами – как начинающими, так и действующими, пишущими авторами. Поговорили о «Шаляпине как феномене оперного театра», обсудили, что такое режиссерская опера, ее признаки, способы систематизации, а также объяснили, как оценивать и писать об операх современных композиторов. Кажется, слушатели получили ту информацию, которую ожидали. Были и практические занятия – разбор конкретных творческих заданий, написанных участниками о событиях Шаляпинского фестиваля, так сказать, по горячим следам.

Конечно, за несколько часов занятий стать профессионалом высшей пробы невозможно, но увидеть направление и оценить свой потенциал – реально. После семинара участники высказали свои впечатления: «Лекции и разбор рецензий вдохновили на новые идеи и структурировали понятия, которые были расплывчатыми. Отдельное спасибо за приглашения на спектакль и концерт. Общение с большими профессионалами меняет взгляды и очищает засоренность наших мозгов»; «Нетворкинг – одно из самых лучших, что бывает в подобных событиях. И у нас он был, люди знакомились, общались до и после лекций и обменивались мнениями на концертах и спектаклях, что весьма ценно».

Что ж, старт фестиваля впечатлил фейерверком событий, а далее праздник оперы  продлится весь месяц и завершится двумя гала-концертами.

Во все колокола События

Во все колокола

В Большом театре состоялся финальный концерт из юбилейной серии к 150-летию Сергея Рахманинова

Гроза над Театром Гоголя События

Гроза над Театром Гоголя

Антон Яковлев поставил свою версию известной пьесы Островского

От света к мраку События

От света к мраку

Александр Сладковский и Денис Мацуев представили музыку Рахманинова и Чайковского на фестивале «Белая сирень»

Не надо стесняться, или сексуальная революция Рихарда Вагнера События

Не надо стесняться, или сексуальная революция Рихарда Вагнера

Официальный вагнеровский канон включает десять опер, хотя по факту композитор создал тринадцать сценических произведений.