Шаляпин, Горький и нетворкинг События

Шаляпин, Горький и нетворкинг

150-летие Шаляпина отметил Оперный фестиваль в Казани, носящий его имя

Театр оперы и балета имени Мусы Джалиля чтит память великого певца вне зависимости от круглых дат. В день его рождения, 13 февраля, тут много лет показывают оперу «Борис Годунов», в которой некогда блистал Шаляпин. В этом году весь фестиваль, проходящий в течение февраля, сфокусирован на юбилейной дате. О некоторых событиях – рассказ ниже.

Первый народный артист

Катался ли Россини на самокате?

Фестиваль в Казани – это, прежде всего, выставка голосов, солистов, которых приглашают спеть в имеющиеся в афише постановки. Премьеры – не обязательный компонент, но в нынешнем году организаторы подгадали с выпуском новой версии «Севильского цирюльника» Россини. Фестиваль открылся премьерой Джузеппе Морасси, и приглашение этого итальянского режиссера объяснилось просто: вот уже тридцать лет он специализируется на интерпретации этой оперы и заслужил репутацию знатока, точно следующего замыслу Россини.

Приверженность к исторической точности позволила ему создать добротный академический спектакль, в котором всего понемножку – юмора, лирики, драмы. Будучи сам сценографом, Морасси ограничился двумя декорациями: улица и дом Розины, которая, как и положено, выходит на балкон, чтобы пококетничать с Линдоро (он же – граф Альмавива), и  гостиная доктора Бартоло, где переодетый солдатом Альмавива пытается поухаживать за Розиной. Большая лестница на второй этаж, обрамляющая комнату, дает возможность создать эффектные массовые сцены. Пришедший полк солдат выстраивается на ступеньках в каре, и на его фоне участники интриги за право жениться на Розине виртуозно поют канон «Si, Signor». А во втором действии в аналогичной мизансцене солдаты меняют ружья на музыкальные инструменты, напевая примерно такой идиллический текст: «Вам радости желаем и счастья без конца».

Однако оригинальных постановочных идей в спектакле не так много, поэтому именно качественная музыкальная сторона спектакля обеспечила ему зрительский успех. Итальянский дирижер Марко Боэми сотрудничает с театром с 2001 года и с полуслова чувствует, где надо придержать темп, где пойти за певцом, как выстроить ансамбль. Он не увлекается сверхскоростями, в его интерпретации нет брызгов шампанского, зато она надежна, аккуратна и точна. На втором премьерном спектакле практически не было никаких шероховатостей, и аккомпанемент звучал стильно и прозрачно.

Ровным был и певческий состав. Приглашенный из Театра Станиславского и Немировича-Данченко тенор Дмитрий Никаноров (Альмавива), имеющий крепкое актерское образование в Щукинском училище, был гибок, подвижен и с задором отыгрывал все комические положения. Открытием спектакля стал Артур Исламов, казанский баритон, оказавшийся таким же голосистым и артистичным, как и столичные гости. Кроме того, режиссер придумал для него «фишку»: его Фигаро эпатажно выезжает на самокате через партер к сцене, оттягивая на себя все внимание зала. Самокат, разумеется, стал главным предметом дискуссий – был или не был сей вид транспорта во времена Россини. Режиссер гордо доказывал, что был, и формально он прав. Хотя выглядели первые самокаты как велосипеды без колес, и, в общем-то, дальше эта тема развития в действии не получила. Зато Исламов отлично провел свою партию, демонстрируя владение и скороговоркой, и техникой речитатива, и тембристость голоса. Симпатию вызвал и его земляк Ирек Фаттахов, обладатель приятного баса, довольно комично сыгравший доктора Бартоло – скрягу и тирана.

Безусловной удачей стало приглашение из Мариинского театра великолепной сопрано Антонины Весениной: жаль только, что Морасси одел ее в белый пеньюар, который совершенно не шел к ее фигуре. А поставленный свет и вовсе «старил» красотку. Зато фокусы света омолодили артистку, певшую Берту: издали казалось, что Вера Позолотина из Екатеринбургского театра оперы и балета – молодая девушка, вот только ходила она, согнувшись, словно в припадке радикулита.

Как гласит история, одной из коронных ролей Шаляпина был Дон Базилио. Ария о клевете дает простор для проявления актерских талантов, и свой шанс не упустил Станислав Швец из московского театра «Геликон-опера».

Предыдущий «Севильский цирюльник» в постановке Юрия Александрова шел восемь лет вплоть до нынешнего сезона. Пожелаем новой версии достичь по крайней мере такого же возраста, а может быть, и дожить до совершеннолетия.

XLI Международный оперный фестиваль в Казани пройдет под знаком 150-летия со дня рождения Федора Шаляпина

Сны о чужих и дальних странах

Кроме спектаклей в фестивальной афише – несколько камерных концертов. Первый из них был посвящен испанской и чешской музыке: сочинения не входили в шаляпинский репертуар, но в название концерта была вынесена строчка из письма юбиляра, который исколесил с гастролями полмира. В первом отделении вышли две казанские певицы – Венера Протасова и Любовь Добрынина, обе с циклами испанских композиторов, и это создало невольную конкуренцию в сознании части публики. «Где же испанский темперамент, жгучая страсть?!» – такие упреки потом можно было услышать в кулуарах относительно исполнения «Поэмы в форме канцон» Хоакина Турины Венерой Протасовой. Однако такие мнения могли возникнуть, только лишь из-за клише – напротив, певица продемонстрировала прекрасный европейский вокал, точность интонации и тонкость понимания музыки, где есть не только страсть, но и меланхолия, и ностальгия.

Свой вкус и музыкальность Венера Протасова подтвердила затем, спев две песни Рихарда Штрауса – «К Цецилии» и «Завтра», передав их мечтательность и пряную чувственность.

Любовь Добрынина показалась более экстравертной и предсказуемой, и в испанских народных песнях Мануэля де Фальи выдала ожидаемый публикой высокий градус эмоций – иногда в ущерб вокальной стороне исполнения. Свою артистическую натуру певица раскрыла во втором отделении, участвуя в исполнении «Дневника исчезнувшего» Яначека вместе с тенором Ярославом Абаимовым из «Новой Оперы». Вот уж где полыхала страсть: накал чувств был настолько испепеляющим, что помешал певцу правильно распределить силы и выдержать до конца всю тесситурную нагрузку.

Два огромных человека

За эксперимент и поиски новых форматов в фестивальной афише «отвечал» концерт-спектакль «Два огромных человека: Шаляпин и Горький». Сама идея и создание сценария принадлежали музыкальному обозревателю «Радио России», музыковеду Ольге Русановой. Она придумала интересный формат, в котором ее комментарии (она читает их сама,  «от первого лица») и исторические экскурсы «перетекают» в диалоги «от первого лица» двух героев и юбиляров – Шаляпина и Горького. Ее соратником стала режиссер из Башкирского театра оперы и балета Ляйсан Сафаргулова, собственно, придавшая сценарию театральную форму и придумавшая мизансценические решения.

Для показа необычного проекта избрали зал Казанской ратуши – место, где когда-то пел Шаляпин и играл Рахманинов. Красивый прямоугольный зал с боковым рядом колонн, но плоский и без сцены, не совсем подходит для таких представлений. Но организаторы сделали все, чтобы зрители могли максимально видеть и слышать артистов: был повешен экран, куда транслировалось действие. Особенно важны были крупные планы, поскольку приглашенный на роль Шаляпина певец Алексей Тихомиров оказался актерски очень выразительным – его мимика, жесты, тело и, конечно, голос передавали всю многогранную палитру переживаний его героя. В канву сюжета, включившего рассказы о наиболее ярких эпизодах певческой карьеры Федора Ивановича, вплетались вокальные номера. Алексей Тихомиров не побоялся сравнений, взяв шаляпинские коронные партии – Дона Базилио, Бориса Годунова, песни «Блоха», «Дубинушка». И более того, в прологе как бы с потрескивающей граммофонной пластинки звучит голос Шаляпина в «Элегии», к которому в деликатном унисоне вживую присоединяется его альтер эго Алексей Тихомиров: «Нам важно было взять душу этого звука, попросить: “Федор Иванович, благослови, дай ниточку, которую пронесу сквозь всю историю и верну в конце тебе”». Поразил Тихомиров и драматическим даром, легко переходя от пения к разговорным диалогам со своим другом – Максимом Горьким. Его сыграл актер Казанского Русского Большого драматического театра имени В. И. Качалова Иван Крушин – высокий, типажный, внешне и внутренне соответствовавший писателю-бунтарю, натура которого была подвержена резким сменам настроений – от восторженности до агрессивных нападок. Возможно, поэтому не безоблачными оказались взаимоотношения великих современников, а к концу жизни и вовсе разладились и оборвались: идеологически и творчески Шаляпин и Горький остались по разные стороны «баррикад».

«Два огромных человека» – в этой удачной метафоре, выбранной Ольгой Русановой, заключено главное послание: громадные личности, гении каждый в своей области. Неудивительно, что им стало в какой-то момент тесно. И спектакль (созданный при поддержке Президентского фонда культурных инициатив) дал возможность не просто окунуться в подробности жизни Шаляпина и Горького, но поразмышлять о серьезных вещах и получить удовольствие от великолепных актерских работ.

Как стать оперным критиком

В те же дни фестиваль провел семинар «Школа оперной критики». С обозревателем «Радио России» Ольгой Русановой и завотделом культуры в «Независимой газете» Мариной Гайкович мы провели занятия с журналистами, блогерами, музыковедами – как начинающими, так и действующими, пишущими авторами. Поговорили о «Шаляпине как феномене оперного театра», обсудили, что такое режиссерская опера, ее признаки, способы систематизации, а также объяснили, как оценивать и писать об операх современных композиторов. Кажется, слушатели получили ту информацию, которую ожидали. Были и практические занятия – разбор конкретных творческих заданий, написанных участниками о событиях Шаляпинского фестиваля, так сказать, по горячим следам.

Конечно, за несколько часов занятий стать профессионалом высшей пробы невозможно, но увидеть направление и оценить свой потенциал – реально. После семинара участники высказали свои впечатления: «Лекции и разбор рецензий вдохновили на новые идеи и структурировали понятия, которые были расплывчатыми. Отдельное спасибо за приглашения на спектакль и концерт. Общение с большими профессионалами меняет взгляды и очищает засоренность наших мозгов»; «Нетворкинг – одно из самых лучших, что бывает в подобных событиях. И у нас он был, люди знакомились, общались до и после лекций и обменивались мнениями на концертах и спектаклях, что весьма ценно».

Что ж, старт фестиваля впечатлил фейерверком событий, а далее праздник оперы  продлится весь месяц и завершится двумя гала-концертами.

Мейерхольд и одушевленные предметы События

Мейерхольд и одушевленные предметы

В Москве проходит выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения первого авангардного режиссера в СССР

Музыка для Ангела События

Музыка для Ангела

В Московской филармонии продолжается «Лаборатория Musica sacra nova»

Будь в команде События

Будь в команде

Второй день «Журналистских читок» открыл новые творческие перспективы молодым журналистам

Что сказано трижды, то верно События

Что сказано трижды, то верно

В Российской академии музыки имени Гнесиных открылся Всероссийский семинар «Журналистские читки»