Симфонические танцы на волжских берегах События

Симфонические танцы на волжских берегах

Двадцать один концерт, более трехсот участников – таковы рекорды фестиваля «Мир, Эпоха, Имена…», проходящего в 61-й раз в Ульяновске

В этом году придумать сквозную тему, объединяющую фестиваль длиною в месяц, было легко. Крупнейшей фигурой года является Сергей Рахманинов, чье творчество – целая эпоха в искусстве. Поэтому его сочинения открывают и завершают фестиваль, звучат в камерных и оперных программах. По словам его художественного руководителя Лидии Лариной, «это крупнейший просветительский проект, место рождения новых идей, возможность прикоснуться к лучшим образцам российской и мировой культуры».

За красивыми словами – реально серьезная афиша, включающая топовых российских артистов. Так, на открытие фестиваля приехал Национальный филармонический оркестр России вместе со своим легендарным основателем – скрипачом и дирижером Владимиром Спиваковым. Событие состоялось благодаря тому, что Лидия Ларина, возглавляющая комплекс «Ленинский мемориал», активно и не первый сезон сотрудничает с программой «Всероссийские филармонические сезоны», которая, кстати, отмечает в этом году свое двадцатилетие. Проект, реализуемый Министерством культуры РФ и Московской филармонией, стал действительно важной основой для создания единого культурного пространства России. Отмечает двадцатилетие и НФОР, приехавший в Ульяновск в рамках юбилейного турне, о чем на открытии сообщил со сцены известный российский ведущий, постоянный участник проектов в Ленинском мемориале Петр Татарицкий. В общем, инфоповодов оказалось предостаточно, чтобы публика рвалась в зал «Губернаторский». О высоком статусе фестиваля сказал и Алексей Русских, губернатор Ульяновской области, лично приветствовавший столичных гостей.

В своих концертах Владимир Спиваков постоянно обращается к наследию Рахманинова, так что предложение сыграть сочинения именно этого композитора были встречены с самыми добрыми чувствами. «Рахманинов – одна из моих икон, – делился в одном из интервью артист. – И судьба у него тоже уникальная. Его недооценивали как композитора и совсем не ценили как дирижера. Считали, что он лишь замечательный, выдающийся пианист. А сейчас все больше и больше проявляется понимание того, что Рахманинов – целая планета со всеми вытекающими последствиями. Там так много полезных ископаемых, которые еще предстоит открыть людям. Это настоящий великий русский композитор и уникальный человек… Я себя всегда хорошо чувствую в русской музыке. Это многомасштабные, глубочайшие сочинения, наполненные страстью, любовью, духом святым. Я воспитан на этом, поэтому это моя душа, мое дыхание, моя жизнь».

Такое же особое отношение к Рахманинову и у пианистки Екатерины Мечетиной, солировавшей в его Втором концерте. «Рахманинов – то сердечный собеседник, то друг, то любимый человек, то есть тот, с кем соприкасаешься открытой и ранимой душой». Все это слышалось в игре солистки и оркестра, демонстрировавших полное взаимопонимание. Второй концерт – в постоянном репертуаре Екатерины Мечетиной, один из ее коронных номеров, где она себя чувствует уверенно и свободно. Более того, ею написано и издано учебное пособие, посвященное подробному анализу интерпретации этой знаковой партитуры, где она рассматривает вопросы формы, фразировки, агогики, динамики, штрихов, аппликатуры, вопросы ансамблевого взаимодействия с оркестром и дирижером. На практике пианистка зарядила публику своей невероятной энергетикой, заставившей забыть о несовершенной акустике зала. В концепции артистов ясно читался драматический порыв первой части, увлекала и заставляла сопереживать насыщенная контрастными событиями лирическая вторая часть, а победоносный финал с прекрасной задушевной побочной темой стал вершиной и главной кульминацией всего исполнения.

Листки из семейного альбома

Второе отделение было отдано «Симфоническим танцам», последнему законченному опусу Рахманинова, где он еще раз мощно и весомо утверждал образ России. Так партитура раскрылась и у Владимира Спивакова. Если, аккомпанируя, он тактично придерживал оркестр, то в «Симфонических танцах» маэстро дал насладиться роскошным звучанием своего коллектива. Уже первый медленный эпизод, где солируют только деревянные духовые, продемонстрировал исключительную ансамблевую дисциплину, изумительную интонационную точность и обаяние тембров. Скромные наигрыши воссоздали в воображении картины пейзажей среднерусской полосы, с их бескрайними полями, островками березок, туманными рассветами и догорающими закатами – то, что так мило нашему сердцу.

Как известно, Рахманинов думал назвать новый опус «Фантастические танцы» и дать программные подзаголовки каждой из трех частей: «День», «Сумерки» и «Полночь», предлагая философский взгляд на стадии человеческого бытия. Однако затем отказался от конкретной программности, дав волю воображению исполнителей и слушателей. Разбросав «подсказки» в виде жанровых аллюзий – марш-скерцо в первой части, вальс во второй, темы смерти Dies irae в финале, – композитор исподволь раскрыл свой замысел.

Показалось, что Владимиру Спивакову важно было раскрыть и кинематографичность музыки: наплывы ракурсов, смены ближних и дальних планов. Отчетливо проявились и образы демонической карнавальности в финале, ставшем поистине «Пляской Смерти» – то причудливой, то чарующей, а в конце – торжествующей (совсем как у Мусоргского). Подчеркнул дирижер и угловатые синкопы, показав, что Рахманинов умел не хуже Стравинского играть с нерегулярным ритмом.

«Симфонические танцы» стали не только апофеозом в честь Рахманинова, но и в честь всей русской культуры, в честь выдающихся музыкантов, выступивших перед ульяновцами с той же отдачей и тем блеском, с какими они играют в самых престижных залах мира.

Уступив не прекращавшимся аплодисментам слушателей, НФОР и Владимир Спиваков подарили на бис Вальс Шостаковича из кинофильма «Первый эшелон» – популярная мелодия, исполненная с фирменными спиваковскими шармом и элегантностью.

Роскошная афиша фестиваля еще не раз порадует ульяновскую публику встречами с большими мастерами. Молодой, но очень харизматичный и музыкантски интересный пианист Иван Бессонов приедет с программой, где прелюдии Рахманинова будут в контексте фортепианных сочинений его современников – Скрябина и Прокофьева. Запланирована опера «Алеко», а также хоровые опусы Рахманинова, для чего приглашена известная Магнитогорская хоровая капелла имени Эйдинова, солисты-вокалисты из Москвы, которые создадут фестивальный тандем с Ульяновским симфоническим оркестром под управлением своего художественного руководителя Андрея Данилова. Также за время фестиваля за пульт УГАСО «Губернаторский» встанут его главный дирижер Эдуард Дядюра, главный приглашенный дирижер Фабио Мастранджело и гость из Омской филармонии Дмитрий Васильев. Не забыты любители гитарного искусства, джаза и духового биг-бенда, а постлюдией фестиваля станет гастрольный визит пианиста Бориса Березовского и тамбовского Академического симфонического оркестра имени С. В. Рахманинова под управлением своего руководителя Алексея Моргунова. В общем, горячий месяц, музыкальные события которого останутся в памяти ульяновцев надолго.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»