Листки из семейного альбома Год Рахманинова

Листки из семейного альбома

История 2. Симфонические танцы

Мы продолжаем публиковать материалы к 150-летию Сергея Рахманинова из фондов Российского национального музея музыки.

В коллекции архивно-­рукописных материалов Рахманинова в РНММ имеется множество интересных документов. Среди них фотокопия партитуры «Симфонических танцев» — две скрепленные толстые тетради большого формата объемом в 95 листов (ее учетный номер: РНММ. Ф. 18. № 2796).

Фотокопия была сделана в 1940 году с автографа произведения из собрания Библиотеки Конгресса США (Вашингтон) и поступила в фонды Музея музыки, предположительно, между 1942 и 1952 годом. Собрание Музея музыки также располагает микрофильмом данного автографа (РНММ. Ф. МКФ. № 17/2).

Уникальность данной фотокопии определяет наличие явных следов работы композитора и дирижера над произведением: наклеек, помет, подтирок бритвой. Прежде всего, бросается в глаза новый музыкальный текст, вписанный на листах разного размера, горизонтально наклеенных на фотокопию поверх первоначального текста. Изменения в названиях инструментов нанесены на вертикальных наклейках по краям листов. Все пометы на вклейках (нотный материал, названия инструментов) принадлежат перу Рахманинова, подлинность руки которого установили рахманиноведы А. А. Наумов и В. И. Антипов.

На фотокопии встречаются пометы цветными карандашами, сделанные, скорее всего, первым исполнителем произведения, художественным руководителем и дирижером Филадельфийского симфонического оркестра Юджином Орманди во время подготовки к премьере произведения, состоявшейся 3 января 1941 года. Почерк Орманди в этих дирижерских пометах был подтвержден сотрудником библиотеки Университета Темпл (Филадельфия) Энн С. Хэрлоу во время ее визита в Музей музыки в начале 2000-х годов. Интересно, когда и для чего была сделана эта фотокопия?

С. В. Рахманинов. Оркестровая сюита «Симфонические танцы» (цифра 90). Фотокопия партитуры с рукописными пометами. США, 1940

Летом 1940 года Рахманинов работал на своей даче в Лонг-­Айленде неподалеку от Нью-­Йорка. Об этом периоде жизни и творчества композитора мы узнаем из воспоминаний его кузины и свояченицы Софьи Александровны Сатиной: «Отдохнув и, по-видимому, набравшись сил, Сергей Васильевич с необычайным увлечением принимается за сочинение своих «Симфонических танцев» ор. 45. <…> Быстрота, с которой он писал, видна из того, что 10 августа он принялся уже за инструментовку, которую закончил к октябрю. <…> Окончив работу и горя нетерпением услышать эту вещь, он сговорился с Орманди, что пришлет ему переписанную партитуру уже в декабре, чтобы Орманди мог выучить ее к началу января 1941 года. Сделать эту работу так быстро можно было с помощью фотографических снимков». В итоге эти снимки были сделаны издательством Charles Foley (об этом свидетельствует печать издательства, размещенная на титульном листе) и переданы дирижеру.

В декабре 1940 года в Филадельфии начались репетиции «Симфонических танцев»: Орманди работал с фотокопией партитуры так, как он привык это делать всегда, — бумага буквально испещрена его карандашными пометами. Известно, что перед премьерой Рахманинов посещал репетиции «Симфонических танцев». Об этом, в частности, рассказывает сам Орманди в своем интервью для издания The Russian Orthodox Journal, данном в годовщину смерти композитора. В фотокопии остались следы совместной работы музыкантов. Исследователь Барри Мартин подтверждает, что исправления вносились композитором в партитуру до последней минуты перед премьерой. В некоторых случаях (цифра 90) эти правки оказались столь значительными, что изменили жанровую характеристику сочинения: от условно балетных «танцев» до симфонической музыкальной драмы.

Следует отметить, что наклейки с нотным автографом Рахманинова воспринимаются прообразом чистовой рукописи: на них отсутствуют дирижерские пометы, в то время как под ними они есть. Возможно, некоторые вклейки и, следовательно, новые авторские изменения появились уже после премьеры сочинения. Во всяком случае, именно музейная фотокопия со всеми ее изменениями и исправлениями легла в основу первого издания партитуры, выпущенной издательством Charles Foley в 1941 году в Нью-­Йорке. Именно по нему Большой симфонический оркестр Радиокомитета под управлением Николая Семеновича Голованова впервые исполнил «Симфонические танцы» в Москве 19 октября 1943 года. Экземпляр этого издания с дирижерскими пометами Голованова также хранится в Музее музыки (РНММ. Ф. 468. № 748).

Стоит отметить, что первое и все последующие издания «Симфонических танцев» имеют ряд расхождений с оригинальной музыкальной рукописью произведения из Библиотеки Конгресса США. Однако каждое из них учитывает изменения его «промежуточного» варианта — фотокопии из фондов Музея музыки.

Важно и то, что данный музейный предмет знакомит еще с одним автографом Рахманинова, отражающим заключительный этап работы композитора над его любимым сочинением. Кроме того, фотокопия представляет интерес и для исполнителей, поскольку содержит многочисленные дирижерские пометы Орманди, которые, совершенно очевидно, были согласованы с самим композитором.

Листки из семейного альбома Год Рахманинова

Листки из семейного альбома

История 11. «Глухие» грампластинки

Листки из семейного альбома Год Рахманинова

Листки из семейного альбома

История 10. «Меня очень поддерживал Чайковский»

Листки из семейного альбома Год Рахманинова

Листки из семейного альбома

История 9. «Я и не ожидал, что написал такое произведение»

Листки из семейного альбома Год Рахманинова

Листки из семейного альбома

История 8. Друзья навсегда: Рахманинов и Бунин