Листки из семейного альбома Год Рахманинова

Листки из семейного альбома

История 11. «Глухие» грампластинки

Эта публикация завершает совместный проект журнала и Российского национального музея музыки к 150-летию со дня рождения Сергея Рахманинова.

В коллекции материалов Сергея Рахманинова из фондов Музея музыки имеется одна интересная газетная вырезка. Это заметка «Памяти С. В. Рахманинова. Радиопередача для СССР», опубликованная в нью-йоркской газете «Новое русское слово» 28 марта 1947 года — в день четвертой годовщины со дня смерти композитора. Ее содержание представляет собой краткое изложение одного из первых выпусков русской службы американской радиостанции «Голос Америки»* (VOA), записанного днем ранее, 27 марта 1947 года, при участии вдовы композитора Натальи Рахманиновой (Сатиной), пианиста Владимира Горовица, дирижера Сергея Кусевицкого, а также композитора и музыкального писателя Николая Набокова в роли ведущего.

Выпуск продолжительностью около получаса включал небольшой рассказ гостей о созданном ими в США Фонде памяти Рахманинова (Rachmaninoff Memorial Foundation): его целях, задачах, мероприятиях, и завершался небольшой музыкальной программой из произведений композитора и сочинений в его исполнении.

Интересно, что в Архиве Нью-­Йоркской публичной библиотеки, где хранится коллекция передач VOA за период с 1942 по 1955 год, запись этого выпуска отсутствует. Не найдешь ее и в онлайн-­архиве радиостанции (VOA Newscast archive), где представлены выпуски, начиная с 1984 года. Единственный известный на данный момент экземпляр той самой студийной записи (две грампластинки) хранится в фондах Музея музыки, куда был принят в 1964 году в качестве дара от Фонда памяти Рахманинова.

К сожалению, долгое время эти грампластинки оставались «глухими». Объясняется их «глухота» особым форматом дисков — так называемых transcription disc диаметром от 16″ (свыше 40 см) с частотой вращения 33  оборотов в минуту и нестандартным движением иглы (от центра к краю). Подобные грампластинки создавались специально для радиостанций и воспроизводились только на определенном оборудовании, а к концу 1950-х окончательно вышли из производства.

В год 150-летия со дня рождения Рахманинова более чем 75-летний период «глухоты» этих нестандартных грамплас­тинок, наконец, подошел к концу. Запись с них была оцифрована, что позволило атрибутировать выходные данные передачи и узнать больше деталей о ее содержании. Расшифровка беседы Николая Набокова (НН) и его гостей приведена ниже.

Листки из семейного альбома

Эфир радиостанции «Голос Америки»*
от 27 марта 1947 года (четверг)
ГРП-13082 (сторона 1)

НН Завтра исполняется четвертая годовщина со дня смерти Сергея Васильевича Рахманинова. Все оркестры Америки, консерватории, школы и ученические организации будут исполнять его музыку, отдавая дань его памяти. Радиопередача «Голос Соединенных Штатов Америки» в первую очередь считает необходимым отметить этот день. Для этого мы обратились в Нью-­Йорке к вдове Сергея Васильевича Наталье Александровне Рахманиновой (НР) и пианисту Владимиру Семеновичу Горовицу (ВГ) — председателю Фонда имени Рахманинова, полагая, что их голос будет наиболее авторитетным, чтобы почтить память Рахманинова в эти дни. Оба они любезно приняли наше приглашение и сейчас находятся в нашей студии. Я передаю слово Наталье Александровне Рахманиновой.

НР Я бесконечно рада возможности непосредственно обратиться к его и моей горячо любимой Родине с приветом. В эти особенно грустные для меня дни меня сильно поддерживает и утешает мысль, что его музыка пользуется любовью русского народа. Меня радует, что его не забывают, что его сочинения так часто и повсюду исполняются в России — в стране, которую он так сильно любил до конца дней своих и с которой он вместе страдал во время тяжелых испытаний.

НН Здесь, в Америке, был основан Фонд имени Рахма­нинова. Быть может, Вы что-нибудь скажете, Наталья Александровна, о том Фонде, каковы его цели и намерения?

НР Мы основали здесь Фонд имени Рахманинова, потому что в Америке особенно чтится его память. Целью Фонда является помощь молодым музыкантам. Ежегодно в Америке будут устраивать конкурсы: по очереди пианистов, композиторов и дирижеров. Выигравшему конкурс обеспечены в течение целого сезона выступления в концертах по всей Америке. Это даст молодому артисту возможность развить свой талант и подготовиться к дальнейшей деятельности. Такого рода помощь лучше денежной. Она, кроме того, соответствует духу Сергея Васильевича, который всегда любил молодежь и рад был всячески содействовать артистической карьере молодого и талантливого человека.

О целях и задачах Фонда более подробно расскажет вам председатель Фонда — Владимир Семенович Горовиц, которому я передаю слово.

ВГ Слава Рахманинова так велика, что, мне кажется, не столько посмертная похвала послужит его памяти, сколько близкая ему по духу работа в области самой музыки.

НН Нашим радиослушателям, вероятно, будет интересно знать, в чем же именно может выразиться эта работа?

ВГ Я думаю, в том, чтобы продолжить и углубить традицию той школы, которой Рахманинов был одним из самых славных представителей. Это традиция русской школы. Она была ему очень близка и вернее всего его выражала. Под этим нужно понимать, конечно, не узконационалистический взгляд на вещи, который был чужд Рахманинову, но такое отношение к музыке, которое и творчество, и игру Рахманинова сделало искусством общечеловеческим и общедоступным. Это то, что всегда делало русскую школу ценностью общекультурной, а не узкопрофессиональной. Заставить профессиональные средства служить целям искусства — значит быть верным традиции русской школы. Это значит быть верным и самому духу Рахманинова, который всегда выражал себя в искренности, правдивости и простоте. Поэтому он не возвышался над массой пианистов своего времени и был как бы их совестью. Помочь молодым пианистам подняться над уровнем профессиональных интересов, так часто ограничивающих людей искусства, мне кажется, также является одной из задач Фонда имени Рахманинова. Здесь, в Соединенных Штатах Америки, где основан этот Фонд, где Рахманинов дал около 1200 концертов, мы постараемся выполнить это, связывая нашу работу с именем того, кому эта цель была близка всю его жизнь, с именем Сергея Васильевича Рахманинова.

НН По этому же вопросу нам всем будет интересно услышать мнение Сергея Александровича Кусевицкого. Он в данный момент находится у специального микрофона у себя на дому в Бостоне, ожидая сигнала, чтобы включиться в нашу беседу. Мы переключим программу на Бостон и услышим одного из самых близких друзей покойного Сергея Васильевича Рахманинова, знаменитого дирижера Бостонского симфонического оркестра Сергея Александровича Кусевицкого.

СК С большим удовольствием я присоединяю свой голос к вашей беседе, мои друзья. Грустно мне говорить о Рахманинове в прошлом, но вот уже четыре года, как его нет среди нас. Единственным нашим утешением является тот неизгладимый след, который он оставил в искусстве. За двадцать пять лет жизни в Америке Рахманинов стал живым идеалом, к осуществлению которого стремятся молодые пианисты. Мы надеемся, что созданный нами в Соединенных Штатах Фонд имени Рахманинова послужит его памяти, продвижению новых талантов в этой стране, с которой его связывают узы многолетнего гостеприимства.

НН Мы опять в нашей студии в Нью-­Йорке. Мы очень признательны Сергею Александровичу Кусевицкому, который, как вы слышали, присоединился к нашей беседе из Бостона. Спасибо Вам также, Наталья Александровна и Владимир Семенович, за Ваше любезное содействие в осуществлении нашей сегодняшней беседы, посвященной памяти нашего дорогого Сергея Васильевича Рахманинова.

На фото вверху: Первый симфонический концерт под управлением С. А. Кусевицкого при участии С. В. Рахманинова. Рисунок В. И. Россинского. 1917 (46/II).

* «Голос Америки» решением уполномоченного органа РФ признан иностранным агентом и включен в реестр лиц, выполняющих функции иностранного агента.

Листки из семейного альбома Год Рахманинова

Листки из семейного альбома

История 10. «Меня очень поддерживал Чайковский»

Листки из семейного альбома Год Рахманинова

Листки из семейного альбома

История 9. «Я и не ожидал, что написал такое произведение»

Листки из семейного альбома Год Рахманинова

Листки из семейного альбома

История 8. Друзья навсегда: Рахманинов и Бунин

Листки из семейного альбома Год Рахманинова

Листки из семейного альбома

История 7. Встречи в Клерфонтен