Листки из семейного альбома Год Рахманинова

Листки из семейного альбома

История 7. Встречи в Клерфонтен

В серии публикаций из архива Российского национального музея музыки раскрываются малоизвестные подробности жизни и творчества Рахманинова.

Среди многочисленных изображений Сергея Рахманинова в фондах Музея музыки хранятся фотографии, запечатлевшие композитора вместе с выдающимся актером, режиссером и педагогом Михаилом Чеховым. На обороте одной из них имеется частично зачеркнутая надпись: «Clairefontaine. Это мы в Rambouillet в 1936 году приблизительно. Узнаешь Чехова и Рахманинова на даче у Сергея Васильевича», принадлежащая Федору Шаляпину-­младшему. «Это были те счастливые дни, — вспоминал он, — когда несколько лет подряд Рахманиновы жили каждое лето около Рамбуйе, под Парижем, в имении Клерфонтен <…> И сколько я ни помню, всегда, бывало, ­где-нибудь летом на даче проснешься и уже слышишь, как летят по клавишам его чудотворные пальцы».

Дата на снимке ошибочна. Просторный двухэтажный дом в имении Клерфонтен Рахманиновы снимали на летние месяцы с 1929 по 1931 год, пока не был построен их собственный дом в швейцарском имении «Сенар». Там, рядом с бывшей резиденцией французских монархов Рамбуйе, вдали от городского шума и назойливых журналистов, Рахманинов смог обрести, наконец, необходимый ему покой для занятий композицией и подготовки к концертам. В то же время близость Парижа — центра русской эмиграции — давала возможность многочисленной русской молодежи навещать гостеприимный дом семьи Рахманиновых. «Не могу я жить без русских людей», — признавался композитор, приглашая друзей — певца Федора Шаляпина с сыновьями, композитора Николая Метнера, художника Константина Сомова и других. Среди гостей был и Михаил Чехов — любимый ученик Константина Станиславского, один из создателей знаменитого МХАТ-2, самый яркий представитель «второго поколения» Московского художественного театра, тот, кого современники называли «Моцартом сцены», «гением безграничного актерского диапазона», чья игра «не поддается описанию».

Музей музыки представляет выставку к 150-летию Шаляпина и Рахманинова

В 1928 году, узнав о вынесении постановления о своем аресте, актер был вынужден покинуть Россию. Это стало финалом затяжного конфликта внутри театра, а также следствием непримиримой позиции Чехова как руководителя МХАТ-2 в его нежелании становиться частью государственной идеологической машины пропаганды. «Нельзя требовать, чтобы театр выполнял задачи агитационные путем приспособления к художественному произведению агитационных фраз и лозунгов…» — писал он в Наркомпрос Анатолию Луначарскому.

Получив разрешение выехать в Германию на лечение, Чехов опубликовал в газете «Известия» открытое письмо коллективу МХАТ-2, в котором сообщал о принятом решении оставить театр. Немного позднее было опубликовано еще одно открытое письмо, адресованное к «советской общественности». Письмо стало ответом на ожесточенную кампанию, развернувшуюся в советской печати против «отчаливших от родного берега» артистов и содержало два условия для возвращения в Москву — создание собственного театра с классическим репертуаром и полная свобода в своих исканиях.

Уже с осени 1928 года Чехов начинает играть в театрах Вены и Берлина, сниматься в кино, возобновляет режиссерскую деятельность. Французская и немецкая печать заговорила о нем как о большом мастере, постановщике европейского масштаба. В Париже из бывших мхатовцев ему удалось создать труппу русских актеров, на спектакли собирались самые известные представители русской эмиграции: Александр Бенуа, Иван Бунин, Сергей Волконский, Владислав Ходасевич, Серж Лифарь, Константин Коровин. На парижских спектаклях бывал и Рахманинов.

Знакомство Чехова с Рахманиновым состоялось, вероятно, на одном из концертов в Берлине в декабре 1929 года и стало поистине судьбоносным, сыграв большую роль в дальнейшей карьере русского актера.

С. В. Рахманинов и М. А. Чехов. [1930]. Надпись карандашом: Clairefontaine. 1930

Композитор, много лет оказывавший беспримерную финансовую поддержку огромному числу своих соотечественников, где бы они ни находились, взял Чехова под свое покровительство и стал для него добрым другом, протянув руку помощи в самое трудное время. В 1931 году в Париже было создано «Общество друзей Театра Чехова», которое занималось рекламой театра в кругах русской эмиграции и привлечением спонсоров. В почетный комитет Общества вошел сам композитор и его дочь Ирина. Собранные спонсорские пожертвования позволили оплачивать аренду парижского театра «Ателье» и другие расходы.

Летом 1930 года Рахманинов пригласил актера к себе в имение под Парижем.

Сохранились воспоминания Чехова о встречах с композитором в Клерфонтен и описание одного забавного эпизода: «Однажды от слишком большого смущения, вой­дя в его кабинет, я встал на колени и “по-русски” поклонился ему до земли. И когда со стыдом поднял голову, то увидел: Сергей Васильевич сам стоял на коленях и кланялся мне до земли». И гость, и хозяин поднялись с колен, обнялись и неудержимо рассмеялись.

Позднее, познакомившись ближе, Чехов очень привязался к Рахманинову, полюбил его и как музыканта, и как человека. Композитор бесконечно мог слушать неподражаемые рассказы актера из жизни Художественного театра. Особой любовью пользовались комические эпизоды с участием Станислав­ского. «Ох, обожаю я это!» — смеялся Рахманинов. И лишь однажды, слушая в присутствии Чехова грампластинки с записями советских песен, композитор заплакал.

В 1932 году, когда театр Чехова гастролировал в Америке, Рахманинов просил своего друга и помощника Евгения Сомова встретить актера в Нью-­Йорке и помочь с обустройством, оказывал через дочь Татьяну финансовую поддержку. С 1939 года Евгений Сомов стал работать с театром Чехова в качестве его директора.

Листки из семейного альбома

В 1939 году Чехов окончательно перебрался в США, где сумел создать знаменитую театральную школу и воспитал не одно поколение блистательных актеров. Более сотни его учеников стали лауреатами кинопремии «Оскар». Среди них Элизабет Тэйлор, Ингрид Бергман, Клинт Иствуд, Пол Ньюман, Мэрилин Монро и многие другие. Сегодня принципы актерского мастерства, выработанные Чеховым, признаны во всем мире, включая Россию. Неоценимую роль в этом сыграла поддержка его друга и соотечественника — Сергея Рахманинова, который, даже будучи смертельно больным, не жалел ни сил, ни времени на то, чтобы об актере узнали в Голливуде.

На фото вверху: 

С. В. Рахманинов в имении Клерфонтен. Слева направо: Ф. Ф. Шаляпин, М. А. Чехов, Н. А. Рахманинова, Ф. И. Шаляпин, С. В. Рахманинов. Клерфонтен, лето 1931. На обороте фотографии — надпись Ф. Ф. Шаляпина: «Clairefontaine. Это мы в Rambouillet в 1936 году приблизительно. Узнаешь Чехова и Рахманинова на даче у Сергея Васильевича»

Листки из семейного альбома Год Рахманинова

Листки из семейного альбома

История 11. «Глухие» грампластинки

Листки из семейного альбома Год Рахманинова

Листки из семейного альбома

История 10. «Меня очень поддерживал Чайковский»

Листки из семейного альбома Год Рахманинова

Листки из семейного альбома

История 9. «Я и не ожидал, что написал такое произведение»

Листки из семейного альбома Год Рахманинова

Листки из семейного альбома

История 8. Друзья навсегда: Рахманинов и Бунин