Листки из семейного альбома Год Рахманинова

Листки из семейного альбома

История 8. Друзья навсегда: Рахманинов и Бунин

В год 150-летия С. В. Рахманинова вместе с Российским национальным музеем музыки перелистываем его архивные фонды.

В Музее музыки хранится пожелтевшая вырезка из эмигрантской русскоязычной газеты «Новое русское слово» за 1948 год с воспоминаниями Бунина о встрече с Рахманиновым в 1900 году — встрече, которую Иван Алексеевич называл одним из самых своих дорогих воспоминаний. После ужина в ялтинской гостинице «Россия» молодые люди вышли на террасу, спустились во двор, вышли на набережную, продолжая говорить о литературе. Рахманинов обнял Бунина со словами: «Будем друзьями навсегда!» «Произошло между нами нечто такое, что бывало только в романтические годы молодости Герцена, Тургенева, когда люди могли проводить целые ночи в разговорах о прекрасном, вечном, о высоком искусстве».

Все дальнейшие годы Рахманинов с неослабевающим вниманием следил за творчеством Бунина. Младшая дочь композитора Татьяна вспоминала, что ее отец очень любил Ивана Алексеевича: «Любил его стихотворения, рассказы, говорил, что Иван Алексеевич все по-особенному слышит, рассказывал даже, как он поправил какое-то слово, когда отец читал, и научил его, как его произносить нужно, — о внутренней музыкальности стихов говорил, и о том, как Иван Алексеевич читал вслух… Не было большего удовольствия для отца, как подарить ему хорошую книгу. А Ивана Алексеевича он читал часто…»

«Поэзия вдохновляет музыку, ибо в самой поэзии много музыки», — утверждал Рахманинов. За двадцать семь лет — с 1890 до 1917 года — он написал восемьдесят романсов — и ни одного в эмиграции. Была утеряна нить, связывавшая композитора с Россией. Стихи и проза Бунина были одной из оставшихся связующих нитей.

Два стихотворения Бунина «Ночь печальна» и «Я опять одинок» были включены в рукописный сборник стихотворений русских поэтов, который в 1906 году прислала композитору Мария Семеновна Керзина, одна из организаторов известного Кружка любителей русской музыки. «От души благодарю Марью Семеновну за переписанные стихи, — отвечал Рахманинов ее мужу Аркадию Михайловичу Керзину. — Я их наскоро просмотрел и нахожу, что там многое подходит для музыки». Оба стихотворения Бунина подошли для музыки: два знаменитых романса вошли в вокальный цикл опус 26.

Рахманинов покинул Россию в декабре 1917 года, Бунин — тремя годами позже: в начале 1920 года он оказался во Франции. Рахманинов в это время обосновался в Америке и одним из немногих русских эмигрантов добился достаточно высокого материального достатка, Бунин с женой — почти нищенствовали.

Из письма Бунина Рахманинову 17 июня 1924 года: «Дорогой друг, — позвольте назвать Вас так по старой памяти и в силу лучших чувств, неизменно мною к Вам питаемых, — обращаюсь к Вам со странной просьбой, которую, я надеюсь, Вы поймете и простите по безвыходности моего уже давнишнего эмигрантства: нет ли у Вас какой-либо возможности подействовать на кого-либо из богатых американцев помочь мне? Вы поймете меня и без слов: нищета. С радостью слышу о Ваших успехах. Дай Бог Вам всего лучшего, сердечно Ваш — Иван Бунин».

С. В. Рахманинов и И. А. Бунин

Сейчас уже хорошо известна щедрость Рахманинова, его готовность помочь бедствующим землякам в России и русским эмигрантам, благотворительность, которую композитор старался не афишировать. И хотя Бунин не обращался впрямую к Рахманинову с просьбой о помощи, композитор немедленно отправил денежный перевод.

В 1975 году в Музей музыки поступили выдержки из дневников Бунина и его жены Веры Николаевны. Их передала Милица Грин, доцент Эдинбургского университета, работавшая с материалами фонда Бунина.

Дневниковые записи относятся к разным периодам жизни семьи Буниных; самые ранние — к 1926 году, когда началась «дружба семьями»:

«12 сентября 1926 года. В шестом часу приехал Рахманинов. Посидел около часу. Он с семьей в Канне. Большая вилла, своя машина, на которой они приехали из Германии. Он очень мне понравился. Он очень прост и приятен…»

16 октября 1926 года Бунин записал в дневнике: «…Вчера Рахманинов прислал за нами свой удивительный автомобиль, мы обедали у него…»

9 мая 1930, Париж: «…Обед у Рахманиновых… С.В. очень любезен. M-me и дочери остриглись. Таня очень похорошела. Рахманинов жаловался, что в музыке царит модерн…»

2 августа 1930, Грасс: «…А дома нас ждали гости — Рахманиновы, приехавшие на неделю сюда в своей машине. Он был в отличном сером костюме и новой шляпе… У нее синематографический аппарат, — снимала».

3 августа: «Только что из Канн. Давно не проводили мы лунного вечера на берегу моря… подъехали Рахманиновы. Он, как всегда, прост, мил, благостен…

С.В. много говорит о Шаляпине. У него голоса нет, успех падает, он и сам понимает, что пора на покой, да М.В. [Мария Валентиновна, вторая жена Шаляпина. — Н.Т.] не дает разрешения. Рассказывал, как Шаляпин роли придумывал. Нужно играть Олоферна — он об Олоферне ничего не знает — ему Савва Мамонтов говорит: нужно, точно с фрески сошел. Шаляпин ухватил и стал вести роль с угловатыми движениями. Газеты упомянули о фресках. А вскоре и он сам стал везде рассказывать, что Олоферна он придумал изображать “как фреску”. Нужно ему было готовить роль Сальери, а он и понятия не имеет, что за человек, какой грим. Врубель на листе почтовой бумаги нарисовал Сальери, и Шаляпин так и стал гримироваться. Много с ним возился Ключевский. Заставить его читать бывало трудновато. Так Чехова и не прочел! “А гармонию он знал?” — спросил М. Ал. Алданов. “Какое гармонию! Он и из оперы-то знает только свою партию…”».

Запись Веры Николаевны от 3 августа не может не вызывать некоторого недоумения. В уста Рахманинова она вкладывает нелицеприятные высказывания о Шаляпине; даже если бы они были истинными, трудно представить, чтобы Рахманинов мог так отзываться о своем друге. Во-первых, чтобы опровергнуть факт нелюбви Шаляпина к чтению, достаточно взглянуть на страницы книг из его богатой библиотеки, хранящейся в мемориальной усадьбе на Новинском бульваре, испещренные пометами артиста на полях и свидетельствующие о вдумчивом чтении. Во-вторых, Рахманинов не мог произнести: «Какое гармонию! Он и из оперы-то знает только свою партию» — ведь он самолично прошел с Шаляпиным консерваторский курс теории музыки в Путятино в 1897 году, когда помогал ему разучивать партию Бориса Годунова. Имеются также свидетельства, что Шаляпин знал наизусть все партии в операх с его участием; например, спел всего «Каменного гостя» на вечере у Римского-Корсакова в присутствии братьев Блюменфельд, Антона Кюи, Михаила Врубеля с супругой… Ну да бог судья Вере Николаевне.

Фотография Бунина всегда стояла в кабинете Рахманинова вместе с фотографиями самых близких ему людей. Духовная связь между ними не прерывалась более сорока лет.

 

На фото вверху: С. В. Рахманинов. «Ночь печальна». Романс на слова И. А. Бунина. Автограф. РНММ

Листки из семейного альбома Год Рахманинова

Листки из семейного альбома

История 11. «Глухие» грампластинки

Листки из семейного альбома Год Рахманинова

Листки из семейного альбома

История 10. «Меня очень поддерживал Чайковский»

Листки из семейного альбома Год Рахманинова

Листки из семейного альбома

История 9. «Я и не ожидал, что написал такое произведение»

Листки из семейного альбома Год Рахманинова

Листки из семейного альбома

История 7. Встречи в Клерфонтен