Симфонические танцы на волжских берегах События

Симфонические танцы на волжских берегах

Двадцать один концерт, более трехсот участников – таковы рекорды фестиваля «Мир, Эпоха, Имена…», проходящего в 61-й раз в Ульяновске

В этом году придумать сквозную тему, объединяющую фестиваль длиною в месяц, было легко. Крупнейшей фигурой года является Сергей Рахманинов, чье творчество – целая эпоха в искусстве. Поэтому его сочинения открывают и завершают фестиваль, звучат в камерных и оперных программах. По словам его художественного руководителя Лидии Лариной, «это крупнейший просветительский проект, место рождения новых идей, возможность прикоснуться к лучшим образцам российской и мировой культуры».

За красивыми словами – реально серьезная афиша, включающая топовых российских артистов. Так, на открытие фестиваля приехал Национальный филармонический оркестр России вместе со своим легендарным основателем – скрипачом и дирижером Владимиром Спиваковым. Событие состоялось благодаря тому, что Лидия Ларина, возглавляющая комплекс «Ленинский мемориал», активно и не первый сезон сотрудничает с программой «Всероссийские филармонические сезоны», которая, кстати, отмечает в этом году свое двадцатилетие. Проект, реализуемый Министерством культуры РФ и Московской филармонией, стал действительно важной основой для создания единого культурного пространства России. Отмечает двадцатилетие и НФОР, приехавший в Ульяновск в рамках юбилейного турне, о чем на открытии сообщил со сцены известный российский ведущий, постоянный участник проектов в Ленинском мемориале Петр Татарицкий. В общем, инфоповодов оказалось предостаточно, чтобы публика рвалась в зал «Губернаторский». О высоком статусе фестиваля сказал и Алексей Русских, губернатор Ульяновской области, лично приветствовавший столичных гостей.

В своих концертах Владимир Спиваков постоянно обращается к наследию Рахманинова, так что предложение сыграть сочинения именно этого композитора были встречены с самыми добрыми чувствами. «Рахманинов – одна из моих икон, – делился в одном из интервью артист. – И судьба у него тоже уникальная. Его недооценивали как композитора и совсем не ценили как дирижера. Считали, что он лишь замечательный, выдающийся пианист. А сейчас все больше и больше проявляется понимание того, что Рахманинов – целая планета со всеми вытекающими последствиями. Там так много полезных ископаемых, которые еще предстоит открыть людям. Это настоящий великий русский композитор и уникальный человек… Я себя всегда хорошо чувствую в русской музыке. Это многомасштабные, глубочайшие сочинения, наполненные страстью, любовью, духом святым. Я воспитан на этом, поэтому это моя душа, мое дыхание, моя жизнь».

Такое же особое отношение к Рахманинову и у пианистки Екатерины Мечетиной, солировавшей в его Втором концерте. «Рахманинов – то сердечный собеседник, то друг, то любимый человек, то есть тот, с кем соприкасаешься открытой и ранимой душой». Все это слышалось в игре солистки и оркестра, демонстрировавших полное взаимопонимание. Второй концерт – в постоянном репертуаре Екатерины Мечетиной, один из ее коронных номеров, где она себя чувствует уверенно и свободно. Более того, ею написано и издано учебное пособие, посвященное подробному анализу интерпретации этой знаковой партитуры, где она рассматривает вопросы формы, фразировки, агогики, динамики, штрихов, аппликатуры, вопросы ансамблевого взаимодействия с оркестром и дирижером. На практике пианистка зарядила публику своей невероятной энергетикой, заставившей забыть о несовершенной акустике зала. В концепции артистов ясно читался драматический порыв первой части, увлекала и заставляла сопереживать насыщенная контрастными событиями лирическая вторая часть, а победоносный финал с прекрасной задушевной побочной темой стал вершиной и главной кульминацией всего исполнения.

Листки из семейного альбома

Второе отделение было отдано «Симфоническим танцам», последнему законченному опусу Рахманинова, где он еще раз мощно и весомо утверждал образ России. Так партитура раскрылась и у Владимира Спивакова. Если, аккомпанируя, он тактично придерживал оркестр, то в «Симфонических танцах» маэстро дал насладиться роскошным звучанием своего коллектива. Уже первый медленный эпизод, где солируют только деревянные духовые, продемонстрировал исключительную ансамблевую дисциплину, изумительную интонационную точность и обаяние тембров. Скромные наигрыши воссоздали в воображении картины пейзажей среднерусской полосы, с их бескрайними полями, островками березок, туманными рассветами и догорающими закатами – то, что так мило нашему сердцу.

Как известно, Рахманинов думал назвать новый опус «Фантастические танцы» и дать программные подзаголовки каждой из трех частей: «День», «Сумерки» и «Полночь», предлагая философский взгляд на стадии человеческого бытия. Однако затем отказался от конкретной программности, дав волю воображению исполнителей и слушателей. Разбросав «подсказки» в виде жанровых аллюзий – марш-скерцо в первой части, вальс во второй, темы смерти Dies irae в финале, – композитор исподволь раскрыл свой замысел.

Показалось, что Владимиру Спивакову важно было раскрыть и кинематографичность музыки: наплывы ракурсов, смены ближних и дальних планов. Отчетливо проявились и образы демонической карнавальности в финале, ставшем поистине «Пляской Смерти» – то причудливой, то чарующей, а в конце – торжествующей (совсем как у Мусоргского). Подчеркнул дирижер и угловатые синкопы, показав, что Рахманинов умел не хуже Стравинского играть с нерегулярным ритмом.

«Симфонические танцы» стали не только апофеозом в честь Рахманинова, но и в честь всей русской культуры, в честь выдающихся музыкантов, выступивших перед ульяновцами с той же отдачей и тем блеском, с какими они играют в самых престижных залах мира.

Уступив не прекращавшимся аплодисментам слушателей, НФОР и Владимир Спиваков подарили на бис Вальс Шостаковича из кинофильма «Первый эшелон» – популярная мелодия, исполненная с фирменными спиваковскими шармом и элегантностью.

Роскошная афиша фестиваля еще не раз порадует ульяновскую публику встречами с большими мастерами. Молодой, но очень харизматичный и музыкантски интересный пианист Иван Бессонов приедет с программой, где прелюдии Рахманинова будут в контексте фортепианных сочинений его современников – Скрябина и Прокофьева. Запланирована опера «Алеко», а также хоровые опусы Рахманинова, для чего приглашена известная Магнитогорская хоровая капелла имени Эйдинова, солисты-вокалисты из Москвы, которые создадут фестивальный тандем с Ульяновским симфоническим оркестром под управлением своего художественного руководителя Андрея Данилова. Также за время фестиваля за пульт УГАСО «Губернаторский» встанут его главный дирижер Эдуард Дядюра, главный приглашенный дирижер Фабио Мастранджело и гость из Омской филармонии Дмитрий Васильев. Не забыты любители гитарного искусства, джаза и духового биг-бенда, а постлюдией фестиваля станет гастрольный визит пианиста Бориса Березовского и тамбовского Академического симфонического оркестра имени С. В. Рахманинова под управлением своего руководителя Алексея Моргунова. В общем, горячий месяц, музыкальные события которого останутся в памяти ульяновцев надолго.

«Мелодия» нашей жизни События

«Мелодия» нашей жизни

Легендарной фирме грамзаписи исполняется 60 лет

Танцев не было и больше не будет События

Танцев не было и больше не будет

В Берлине состоялось последнее концертное представление оперы «Электра» из серии показов на фестивале в Баден-Бадене и в Берлинской филармонии

Свидание с итальянской увертюрой События

Свидание с итальянской увертюрой

Юрий Симонов и АСО Московской филармонии исполнили оперные увертюры Россини и Верди

В гости на Волгу События

В гости на Волгу

Теодор Курентзис выступил в Нижнем Новгороде с оркестром La Voce Strumentale