Сказка о том, как дети хотели жить лучше События

Сказка о том, как дети хотели жить лучше

В «Зарядье» прошла премьера оперы Руслана Мурсякаева «Макс и Волчок»

Концерт стал фактически кульминацией продолжающегося в «Зарядье» фестиваля «Детский голос», призванного привлечь внимание широкой аудитории и культурного сообщества к детскому хоровому исполнительству. Идея этого проекта родилась у художественного руководителя фестиваля и детского хора «Аврора» Анастасии Беляевой, которая пригласила также продюсерский центр OPERAfusion дирижера Айрата Кашаева, сформировавшего команду солистов и постановщиков спектакля. Музыку же написал композитор Руслан Мурсякаев – имя абсолютно неизвестное даже для знатоков актуального творчества ныне живущих авторов, и сей факт, безусловно, подогревал интерес к премьере. В целом нельзя сказать, что оперы для детей сегодня у композиторов не в приоритете – есть замечательные примеры у Михаила Броннера, Ефрема Подгайца, Игоря Холопова, а после проекта «КоOPERAция – Дети» этот список значительно расширился. Опера «Макс и Волчок» идеально встает в данный ряд, однако существенное ее отличие от других состоит в том, что главным действующим лицом здесь становится хор. Юные подопечные Анастасии Беляевой, активно выступающие на «взрослых» концертных площадках с самым серьезным, «недетским» репертуаром, в опере Мурсякаева оказались в основном фокусе внимания слушателя. А также в центре действия, которое представили на сцене режиссер Михаил Колегов и сценограф Софья Ларина.

Опера написана на сюжет сказки русского писателя и зоолога Николая Вагнера «Макс и Волчок». Это история о двух мальчиках разных социальных статусов: Макс – любимец семьи, маленький «барин» со слабым здоровьем, Волчок (он же Митя) – говоря сегодняшним языком, ребенок из неблагополучной семьи, терпящий побои от дядьки, голод, унижения и живущий жизнью бродяги. Кажется, что у них нет ничего общего, однако оба одиноки, мечтают о том, чтобы мир был добрее и лучше, и чтобы дети никогда не страдали. Случайная встреча в лесу сближает мальчиков, они впервые испытывают чувство дружбы, сострадания, поддержки – но смерть разлучает их. Спасая друга в пожаре, Макс погибает от его последствий; верный Волчок, который «не зная сам как, полюбил Макса крепко, всей силой прочного, глубоко чувства», еще долго приходит в себя от горя и решает навсегда исчезнуть, раствориться в лесу… Уже по этому краткому пересказу можно судить о том, что «Макс и Волчок» не совсем обыкновенная детская сказка. Исследователи русской литературы вполне справедливо называют Николая Вагнера русским Андерсеном – как и у великого датского писателя, в его философских притчах (особенно в сборнике «Сказки Кота-Мурлыки») усилен акцент на социальном неравенстве (образ жизни Волчка напоминает, скажем, «Девочку со спичками»), повествование пропитано мотивами символизма, мистицизма, христианства и даже славянофильства. Сегодняшнему ребенку, возможно, трудно понять, что огонь – это метафора духовного перерождения, а в XIX веке не исключено, что детей учили искать и разбираться в скрытых смыслах и аллегориях.

«Макс и Волчок» может стать находкой для сценического театрального воплощения, однако у режиссера Михаила Колегова была другая задача. Концертные условия существенно ограничили фантазию: о контексте того или иного действия сообщали субтитры на экране и видеоряд (пылающий огонь, темный лес), главные герои оказались разведены по разным сторонам сцены (по большей части возвышаясь на огромных конструкциях в форме куба), эпизодические персонажи вроде Бабушки или Приказчика появлялись также эпизодически, а в центре сцены располагался оркестр OPERAfusion Ensemble и детский хор «Аврора» под управлением Анастасии Беляевой. Такое визуальное смещение акцентов вполне оправданно – все же опера изначально написана по заказу хора, который и пел больше половины музыки, и перформативно перемещался, однако верно ли, чтобы пронзительная история о детской дружбе и самопожертвовании рассказывалась как бы не «от первого лица»? Герои были вынуждены превратиться в неких статистов, блуждающих между хором и оркестром, и будто бы не совсем четко понимали, что от них требует режиссер.

Имея перед собой столь многослойный, отчасти требующий расшифровки текст, легко написать оперу в духе Рихарда Вагнера (наделить, скажем, мысли о божественном свете, возникающем в голове у Макса, лейтмотивом). Но сегодня композиторы либо создают радикальную авангардную музыку (даже в оперном жанре), либо переосмысляют стиль музыки первой половины XX века, пишут не бесконечные мелодии, а бесконечные речитативы. Руслан Мурсякаев выбрал как раз второй путь: опера «Макс и Волчок» – это одно большое лоскутное одеяло из опер Шостаковича, Прокофьева, Хиндемита, Вайнберга, Рихарда Штрауса, сквозь которое едва-едва просвечивается лицо автора. Эту оперу невозможно запомнить или повторить, она крайне сложна для восприятия даже музыковедам, не говоря уже о детях самого разного возраста, сидящих в зале в креслах или на руках у родителей. Мрачный оркестровый колорит, обилие диссонансов и хроматизмов, преобладание громкой динамики, высокая тесситура у солистов, атмосфера постоянного нагнетания и напряжения – наверное, так и должна звучать опера для детей в 2023 году, прощайте, милые беззаботные «Петя и Волк» (кстати, по иронии судьбы цикл исполняли в «Зарядье» тем же вечером). Радости также не добавляли сцены избиения Волчка, усиленные экспрессионистскими криками. В опере Мурсякаева единственное просветление наступает при появлении молитвы «Свете тихий», которую на манер псалмодирования воспроизводит хор, и в тот момент, когда Бабушка поет нежную колыбельную, вспоминая Макса, которого уже в живых нет, а Волчок только бежит сообщить ей эту новость (вспоминается последняя сцена в «Воццеке»). В остальном же – это самая настоящая детская драма, трагедия двух мальчиков, одетых в милитаристские одежды цвета хаки, как противников социального неравенства, насилия, родительского равнодушия.

Детский хор «Аврора» совершил невозможное, исполнив оперу «Макс и Волчок» наизусть. При этом голоса звучали стройно, чисто, ни один хроматизм, ни одна синкопа не были оставлены без внимания хоровым дирижером. Это действительно грандиозная работа Анастасии Беляевой – учитывая, что современную академическую музыку не так часто изучают в музыкальных школах и в хоровых студиях, и не так-то легко объяснить ребятам особенности воспроизведения того или иного звука, штриха. В опере Мурсякаева им предстояло и артикулировать в быстром темпе, и скандировать на манер рэп-читки, и петь кантилену –  удивляло и радовало, с какой самоотдачей, энергией и мастерством взрослых артистов они это делали.

Искусство вопросов и ответов

Партию Макса Руслан Мурсякаев написал для сопрано, словно отдавая дань барочным операм, – Анастасия Балака показала своего героя нежным, ранимым мальчиком с тонкой душой. Тенор Иван Жигало мало походил на бродягу Митю-Волчка: в его голосе ощущались благородство и уверенность, больше подходящие для образа Принца, нежели для Нищего. Из второстепенных исполнителей выделялся лишь Приказчик – но не столько своими суровыми речитативными монологами, сколько зеленой панковской прической. Партии вокалистов звучали фактически в непрерывном сопровождении оркестра (где также бушевала своя стихия), им явно не хватало пространства – к тому же звук микрофонов был слишком усилен, отчего слова можно было разобрать с трудом. В конце оперы Волчок таинственно исчезает, и все словно тонет во мраке. Никакого хеппи-энда, дети, говорит нам композитор. А у писателя все же теплится надежда: «Только бы не упал он скоро под гнетом темных сил, да поддержала бы его великая, согревающая вера в то, что когда-нибудь всем нам будет лучше жить на свете».

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»