«Самая петербургская повесть», «самая петербургская опера» – такие отзывы не раз приходилось слышать и читать в связи с «Пиковой дамой». Однако история гласит, что в 1833 году, будучи в Нижнем Новгороде, Пушкин навестил Софью Строганову, дочь княгини Голицыной (прообраза Пиковой дамы), и гостил в ее доме. Возможно, хозяйка рассказала поэту о фамильной легенде, впечатлившей его и вдохновившей на написание мистической повести осенью этого же года в Болдино, неподалеку от Нижнего. Сейчас, гуляя по пешеходной Рождественской улице, можно увидеть здание, которое так и называется: «Дом Пиковой дамы» – с барельефами профилей Пушкина и Натальи Голицыной.
Спектакль, поставленный на сцене Нижегородского театра оперы и балета, является франшизой постановки Большого театра 2007 года. Тогда известный драматический режиссер Валерий Фокин попробовал свои силы в музыкальном жанре, а Михаил Плетнёв дебютировал как театральный дирижер. Результат был признан компромиссным, но многие отмечали, что Фокину удалось главное – передать мистический дух произведения, призрачную фантасмагорию происходящего. Художественный руководитель театра Алексей Трифонов получил разрешение Большого театра на перенос и использование декораций и костюмов, курировал это режиссер Игорь Ушаков. В любом случае сразу обозначим, что такого класса постановок в Нижегородском оперном почти нет. Лишь прошлогодняя «Свадьба Фигаро» Дмитрия Белянушкина наметила поворот к современной режиссуре, где господствует не иллюстративность, а концептуальность.
Главная идея, выраженная в сценографии, это двоемирие – внешнее и внутреннее. Над сценой – висячий мостик с ажурными перилами, каких немало в Петербурге, и на нем разворачивается большинство мизансцен. Здесь фланирует публика (сцена в Летнем саду), тут предается воспоминаниям Графиня, сюда приходит и Герман, чтобы узнать у старухи тайну трех карт. Внизу разыгрывается пастораль «Искренность пастушки», где соединяются лукавые вокальные номера и очаровательный танцевальный дивертисмент, в котором наилучшим образом проявил себя балет театра.
Самое интересное, когда герои разведены в пространстве, как это происходит в предпоследней картине. Лиза на мостике, у Зимней канавки – Герман внизу, мечется, обуреваемый навязчивой мыслью бежать в игорный дом. Мы сразу понимаем, какая пропасть их отделяет, что их миры не смогут соприкоснуться, и гибель – неизбежна. Цветовое решение художника-постановщика Александра Боровского – черно-белая гамма – дает возможность для безграничной интерпретации символизма происходящего. Мои ассоциации – графические офорты, иллюстрации Фаворского к произведениям Пушкина, силуэты Добужинского (иногда герои, поголовно одетые в черные одежды, застывали, как фигуры на гравюре). А что касается символики, то белый цвет здесь связан с потусторонними силами, с безумием Германа и в то же время – с Екатерининской эпохой, Теплые коричневато-золотистые тона окрасили танцоров Пасторали, а зеленый цвет – цвет сукна на игральном столе – доминировал в заключительной картине.
«Кто пел, кто танцевал, какие имена…» – вспоминала Графиня в своей знаменитой песенке. В нижегородском спектакле сделали ставку на собственные силы, пригласив со стороны лишь на титульную роль Германа солиста «Геликон-оперы» Ивана Гынгазова. Действительно, партия Германа требует особых голосовых качеств и далеко не все театры обладают штатными тенорами, способными осилить задачи, поставленные Чайковским. Иван, несмотря на достаточно молодой возраст, уже успел попеть Германа в постановке Дмитрия Бертмана в родном театре и был абсолютно свободен и уверен в каждой ноте. В ситуации, когда оркестр частенько перекрывал солистов, Иван, пожалуй, единственный был в балансе и его слегка форсирующая манера пения в данном случае оказалась выигрышной – его всегда было ясно слышно. В то же время преувеличенная подача звука убедительно выражала характер Германа как экзальтированного до безумия, обуреваемого страстями человека.
Алина Отяковская – Лиза – в труппе Нижегородского оперного с 2022 года. Обладательница крепкого сопрано, с хорошей вокальной школой, она в ходе спектакля постепенно обретала уверенность, и финальная ария «Ах, истомилась» подтвердила ее право на эту знаковую в русском репертуаре партию.
С весны в труппу театра вошел ряд известных певцов из Москвы и Перми: не покинув своего основного места работы, они стали официально штатными солистами Нижегородского оперного. Среди них – меццо Екатерина Лукаш и Наталия Ляскова, спевшие графиню, Константин Сучков (Томский в первый день), Дарья Телятникова (исполнявшая партию Полины в очередь с Яной Дьяковой). В целом весь состав спектакля получился ровным и качественным. Местная публика с особым чувством приветствовала своих любимцев из числа корифеев, имеющих сложившийся пул поклонников, – Алексея Кошелева – Елецкий, Олега Федоненко – Томский и Николая Печенкина – Чекалинский.
Пожалуй, больше всего вопросов осталось к хору – хотелось четкой артикуляции текста, большей сочности звука и внутренней энергии, посыла в зал. Сложилось ощущение, что размещение над сценой и актерские задачи стали для певцов препятствием. Но театральный хор – априори многозадачный коллектив, так что понадеемся, что в следующем блоке премьерной серии он подтянется. Что касается оркестра, то очевидно, что Дмитрий Синьковский воодушевлен партитурой Чайковского, он ведет спектакль темпераментно, эмоционально, проживая с героями каждый поворот сюжета. Есть и оригинальные идеи в интерпретации, и творческие находки. Например, в «Искренности пастушки», где сам Чайковский стилизует музыку под «пудреную галантность» XVIII века, оркестранты берут в руки инструменты с жильными струнами. Кстати, музыканты, участвовавшие в премьере, не из театрального оркестра, а вновь принятые артисты ансамбля La Voce Strumentale, который укомплектовался тут до полноценного состава. Как прокомментировал Алексей Трифонов, у другой части оркестра остается ряд спектаклей текущего репертуара.
Впереди у театра много планов. Выступления на выездной площадке, в новеньком концертном зале в пакгаузе на Стрелке – отличном акустическом пространстве, где будут показаны постановка «Орфея и Эвридики» Глюка, а в ноябре – премьера четырех одноактных балетов. В самом театре в октябре стартует фестиваль «Болдинская осень», в марте – новая постановка «Кармен» (режиссер Елизавета Мороз), а в конце сезона ожидает премьера оперы Мечислава Вайнберга «Любовь Д’Артаньяна»). Все это – хороший повод изучить расписание поездов и самолетов в Нижний Новгород и провести там культурные выходные и не только.