Сквозь чугунные перила События

Сквозь чугунные перила

В Нижнем Новгороде прошла премьера оперы «Пиковая дама»

«Самая петербургская повесть», «самая петербургская опера» – такие отзывы не раз приходилось слышать и читать в связи с «Пиковой дамой». Однако история гласит, что в 1833 году, будучи в Нижнем Новгороде, Пушкин навестил Софью Строганову, дочь княгини Голицыной (прообраза Пиковой дамы), и гостил в ее доме. Возможно, хозяйка рассказала поэту о фамильной легенде, впечатлившей его и вдохновившей на написание мистической повести осенью этого же года в Болдино, неподалеку от Нижнего. Сейчас, гуляя по пешеходной Рождественской улице, можно увидеть здание, которое так и называется: «Дом Пиковой дамы» – с барельефами профилей Пушкина и Натальи Голицыной.

Спектакль, поставленный на сцене Нижегородского театра оперы и балета, является франшизой постановки Большого театра 2007 года. Тогда известный драматический режиссер Валерий Фокин попробовал свои силы в музыкальном жанре, а Михаил Плетнёв дебютировал как театральный дирижер. Результат был признан компромиссным, но многие отмечали, что Фокину удалось главное – передать мистический дух произведения, призрачную фантасмагорию происходящего. Художественный руководитель театра Алексей Трифонов получил разрешение Большого театра на перенос и использование декораций и костюмов, курировал это режиссер Игорь Ушаков. В любом случае сразу обозначим, что такого класса постановок в Нижегородском оперном почти нет. Лишь прошлогодняя «Свадьба Фигаро» Дмитрия Белянушкина наметила поворот к современной режиссуре, где господствует не иллюстративность, а концептуальность.

Главная идея, выраженная в сценографии, это двоемирие – внешнее и внутреннее. Над сценой – висячий мостик с ажурными перилами, каких немало в Петербурге, и на нем разворачивается большинство мизансцен. Здесь фланирует публика (сцена в Летнем саду), тут предается воспоминаниям Графиня, сюда приходит и Герман, чтобы узнать у старухи тайну трех карт. Внизу разыгрывается пастораль «Искренность пастушки», где соединяются лукавые вокальные номера и очаровательный танцевальный дивертисмент, в котором наилучшим образом проявил себя балет театра.

Самое интересное, когда герои разведены в пространстве, как это происходит в предпоследней картине. Лиза на мостике, у Зимней канавки – Герман внизу, мечется, обуреваемый навязчивой мыслью бежать в игорный дом. Мы сразу понимаем, какая пропасть их отделяет, что их миры не смогут соприкоснуться, и гибель – неизбежна.  Цветовое решение художника-постановщика Александра Боровского – черно-белая гамма – дает возможность для безграничной интерпретации символизма происходящего. Мои ассоциации – графические офорты, иллюстрации Фаворского к произведениям Пушкина, силуэты Добужинского (иногда герои, поголовно одетые в черные одежды, застывали, как фигуры на гравюре). А что касается символики, то белый цвет здесь связан с потусторонними силами, с безумием Германа и в то же время – с Екатерининской эпохой, Теплые коричневато-золотистые тона окрасили танцоров Пасторали, а зеленый цвет – цвет сукна на игральном столе – доминировал в заключительной картине.

«Кто пел, кто танцевал, какие имена…» – вспоминала Графиня в своей знаменитой песенке. В нижегородском спектакле сделали ставку на собственные силы, пригласив со стороны лишь на титульную роль Германа солиста «Геликон-оперы» Ивана Гынгазова. Действительно, партия Германа требует особых голосовых качеств и далеко не все театры обладают штатными тенорами, способными осилить задачи, поставленные Чайковским.  Иван, несмотря на достаточно молодой возраст, уже успел попеть Германа в постановке Дмитрия Бертмана в родном театре и был абсолютно свободен и уверен в каждой ноте. В ситуации, когда оркестр частенько перекрывал солистов, Иван, пожалуй, единственный был в балансе и его слегка форсирующая манера пения в данном случае оказалась выигрышной – его всегда было ясно слышно. В то же время преувеличенная подача звука убедительно выражала характер Германа как экзальтированного до безумия, обуреваемого страстями человека.

Алина Отяковская – Лиза – в труппе Нижегородского оперного с 2022 года. Обладательница крепкого сопрано, с хорошей вокальной школой, она в ходе спектакля постепенно обретала уверенность, и финальная ария «Ах, истомилась» подтвердила ее право на эту знаковую в русском репертуаре партию.

С весны в труппу театра вошел ряд известных певцов из Москвы и Перми: не покинув своего основного места работы, они стали официально штатными солистами Нижегородского оперного. Среди них – меццо Екатерина Лукаш и Наталия Ляскова, спевшие графиню, Константин Сучков (Томский в первый день), Дарья Телятникова (исполнявшая партию Полины в очередь с Яной Дьяковой). В целом весь состав спектакля получился ровным и качественным. Местная публика с особым чувством приветствовала своих любимцев из числа корифеев, имеющих сложившийся пул поклонников, – Алексея Кошелева – Елецкий, Олега Федоненко – Томский и Николая Печенкина – Чекалинский.

Пожалуй, больше всего вопросов осталось к хору – хотелось четкой артикуляции текста, большей сочности звука и внутренней энергии, посыла в зал. Сложилось ощущение, что размещение над сценой и актерские задачи стали для певцов препятствием. Но театральный хор – априори многозадачный коллектив, так что понадеемся, что в следующем блоке премьерной серии он подтянется. Что касается оркестра, то очевидно, что Дмитрий Синьковский воодушевлен партитурой Чайковского, он ведет спектакль темпераментно, эмоционально, проживая с героями каждый поворот сюжета. Есть и оригинальные идеи в интерпретации, и творческие находки. Например, в «Искренности пастушки», где сам Чайковский стилизует музыку под «пудреную галантность» XVIII века, оркестранты берут в руки инструменты с жильными струнами. Кстати, музыканты, участвовавшие в премьере, не из театрального оркестра, а вновь принятые артисты ансамбля La Voce Strumentale, который укомплектовался тут до полноценного состава. Как прокомментировал Алексей Трифонов, у другой части оркестра остается ряд спектаклей текущего репертуара.

Впереди у театра много планов. Выступления на выездной площадке, в новеньком концертном зале в пакгаузе на Стрелке – отличном акустическом пространстве, где будут показаны постановка «Орфея и Эвридики» Глюка, а в ноябре – премьера четырех одноактных балетов. В самом театре в октябре стартует фестиваль «Болдинская осень», в марте – новая постановка «Кармен» (режиссер Елизавета Мороз), а в конце сезона ожидает премьера оперы Мечислава Вайнберга «Любовь Д’Артаньяна»). Все это – хороший повод изучить расписание поездов и самолетов в Нижний Новгород и провести там культурные выходные и не только.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»