Снятся ли андроидам электроовцы События

Снятся ли андроидам электроовцы

ВЫСТАВКА «МУЗЫКА МАШИН», СОЗДАННАЯ ЦЕНТРОМ ЭЛЕКТРОАКУСТИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ, ПРОШЛА В АРТ-ПРОСТРАНСТВЕ МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ

Встретить произведение современного композитора в музее или галерее можно довольно часто, но увидеть в музыкальных институциях звучащие скульптуры, инсталляции и видеоарт — настоящая редкость. В Московской консерватории исполняют в основном классические концертные сочинения, а на выставках показывают картины современных художников. Центр электроакустической музыки консерватории (ЦЭАМ) предложил посмотреть на совершенно другие объекты: аудиовизуальные и кинетические произведения композиторов и медиахудожников.

«Музыка машин» — выставка под кураторством композитора и руководителя ЦЭАМ Николая Попова, созданная при поддержке EXEED Cars Rus. Уникальная коллекция механизмов и устройств идеально вписалась в новое сводчатое арт-пространство консерватории. Здесь можно было познакомиться с работами ведущих российских композиторов и художников, а также молодых авторов. Точкой сборки для многих объектов стал ЦЭАМ: именно там они разрабатывались и тестировались. На выставке было представлено не так много произведений, но каждое отличалось оригинальностью идеи и ее воплощения.

Выставка проходила параллельно с образовательной программой медиалаборатории «Москва. Звуки города», тоже организованной Центром. Ее участниками стали композиторы и медиахудожники. Для них был подготовлен курс лекций о разных творческих методах и концепциях, а также специальная экскурсия по выставке. На лаборатории выступали композиторы Ольга Бочихина, Владимир Горлинский и Олег Макаров, фотограф и художник Владислав Ефимов, виолончелистка Юлия Мигунова и альтист Сергей Полтавский. Лекции и выставка — бесспорно, вдохновляющий опыт для участников, и свои работы они презентуют летом в Электротеатре Станиславский.

Заяц, ты меня слышишь?

На выставке посетители могли непосредственно повзаимодействовать с несколькими работами. Например, создать послание в «Книге отзывов и предложений» (создатели — Николай Попов и Алексей Наджаров). Этот сложный механизм состоял из компьютерной клавиатуры, дисклавира и принтера. Набранные буквы и символы преобразовывались в звуки, а затем распечатывались в виде нот. Таким образом, зрители могли получить партитуру мини-сочинения.

Поучаствовать предлагалось и в жизни биоинформационного аквариума. Этот симулятор жизни микросуществ под названием «Аттрактор» создали Эльдар Садыков, Егор и Даниил Савельяновы. С помощью планшета публика регулировала световые и тепловые параметры внутри виртуального объекта и тем самым влияла на существование микроорганизмов. По замыслу авторов, именно они порождали звуковой пейзаж.

Если на ход событий в «Аттракторе» влияла публика, то в видеоработе Александра Петтая «Медитация над серым» визуальный ряд генерировался автоматически. Для этого произведения был придуман специальный алгоритм преобразования изображений.

Выставку медиаискусства сегодня невозможно представить без роботов, и на «Музыке машин» они появились в произведении «С названием» Алексея Наджарова. Два модернизированных световых прибора тревожно и вопросительно мигали и крутились, как будто бы пытаясь найти сходную форму жизни в выставочном пространстве.

Отдельная тема выставки — ретромеханизмы. Им композиторы нашли абсолютно новое применение. Соленоиды (маленькие металлические детали) в «Агоне. Избранные тексты» Алексея Сысоева стрекотали и прыгали по большому барабану. Старые стулья стали ударными и духовыми инструментами: Ольга Бочихина записала их звучание с помощью чувствительных микрофонов, и каждый желающий мог послушать получившийся у нее трек. Дисковый телефон из бабушкиной квартиры периодически звонил, а при снятии трубки проигрывалась музыка. В «Рециклофонии II» Василия Ёлшина и Олега Макарова основу составляли звуки электромеханических реле, их металлизированные звучания передавались на несколько колонок.

У релефонов на авторской экскурсии Олега Макарова

Если многие объекты ожили только на выставке, то релефон — инструмент, созданный специально для оперы Попова «Аскет», — регулярно появляется на сцене. Этот спектакль Театра «Практика» и ЦЭАМ с конца прошлого сезона показывают в Музее Москвы.

Украшением выставки стали абстрактные картины художника Давида Ру. Его работы тоже косвенно связаны с музыкой: многие возникали под впечатлением от прослушанных сочинений и импровизаций.

Тема музыки машин была отражена не только на выставке, но и на концерте. Одноименную программу CEAM Artists исполнили на вечере-открытии проекта в Рахманиновском зале, в ней соединились произведения советских композиторов, созданные почти сто лет назад, и современные сочинения. Параллель с 1920-ми годами возникала очень органично, потому что в те времена тоже наблюдался бум изобретений. Если советские авторы — Прокофьев, Мосолов и Дешевов — стремились запечатлеть новую городскую среду, то сегодняшние композиторы активно осваивают цифровые технологии: изображения и звуки генерируются с помощью нейросетей или специальных алгоритмов, задействуются экраны и электронные инструменты.

Проект «Музыка машин» — отличный пример того, как можно создавать произведения на стыке разных видов искусств. Это перспективное направление для композиторов, потому что в нашей стране оно все еще мало развито. Здесь и изучение самых современных технологий, и глубже — исследование способов взаимодействия человека с новой цифровой средой. К тому же это прекрасная возможность сотрудничества музыкантов с разными сообществами — от научного до арт-среды, а как итог — привлечение новой аудитории.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»