События декабря Анонсы

События декабря

Юлия Чечикова,
музыкальный журналист

3 декабря
ГМИИ имени А. С. Пушкина
«Декабрьские вечера»
Оркестр эпохи Просвещения, Intrada, солисты, Пол Гудвин

Выступление Оркестра эпохи Просвещения на «Декабрьских вечерах» – инициатива в рамках масштабной программы Года музыки Великобритании и России. В русско­язычной среде название этого коллектива линкуется с именем Владимира Юровского – вместе они действительно сделали немало, включая спектакли в Глайндборне, успешные диски, оригинальные внеформатные концерты The Night Shift. В начале 2015-го музыканты оркестра приехали по приглашению Юровского в Санкт-Петербург, чтобы сыграть на старинных инструментах сцены из «Бориса Годунова» в Михайловском театре. В тот раз британцы, увы, до Москвы не доехали – кризис внес свои коррективы. Теперь же карта легла иначе, и, хотя и без участия дирижера-просветителя, лондонские барочники все же появятся в столице, причем вместе с Intrada, и под руководством Пола Гудвина представят на «Декабрьских вечерах» весьма гурманскую программу с музыкой Гайдна и Уильяма Бойса.

21 декабря
МКЗ «Зарядье», Большой зал
Les Siècles, Франсуа Ксавье Рот

Продюсерский отдел «Зарядья» целенаправленно и систематично расширяет круг контактов с западными музыкантами – благодаря стараниям подопечных Ольги Жуковой, ранней осенью в Россию впервые приехал сэр Джон Элиот Гардинер, один из титанов в области исторически информированного исполнительства; теперь в зале на Москворецкой набережной ждут визита дирижера Франсуа Ксавье Рота и его ансамбля Les Siècles. Удивительно, что ведущие игроки на мировой музыкальной сцене только теперь добираются до нас, но лучше поздно, чем никогда.

Ансамбль Les Siècles, собранный в 2003 году Франсуа Ксавье Ротом, уникален тем, что для каждого репертуара выбирает соответствующие эпохе инструменты – старинные и современные. Подобная гибкая и исторически обоснованная тактика открывает перед коллективом и его лидером обширные горизонты в исполнении музыки барокко, классицизма, романтизма, модерна. Подобным арсеналом возможностей мало кто может похвастаться. Не случайно у себя во Франции и за рубежом Les Siècles позиционируется как «ансамбль будущего».

Для покорения Москвы гости готовят коварный план – познакомить местную публику с интерпретацией «Фантастической» симфонии Берлиоза. О ее записи, выпущенной в прошлом месяце, столько разноязычной хвалебной прессы, сколько хватило бы не на один релиз. «Это не очередная запись “Фантастической”, нет, это первая настоящая запись, которая действительно имеет значение», – посчитал один из рецензентов. И небезосновательно («Музыкальная жизнь» также отметилась текстом на свежий диск Les Siècles – см. стр. 116). Франсуа Ксавье Рот смахнул пыль со многих репертуарных пьес и постарался исполнить их как можно ближе к первоисточнику, руководствуясь в своей интерпретации многосторонними исследованиями генезиса того или иного произведения. Те молекулярные связи, которые он обнаруживает в партитуре Берлиоза, поражают воображение. И не удивительно, что на данный момент Рот справедливо считается лучшим интерпретатором его музыки.

29 декабря
Концертный зал имени П. И. Чайковского
Фестиваль искусств «Русская зима»
ГАСО РОССИИ имени Е. Ф. Светланова, Владимир Юровский

Как-то Владимир Юровский признался, что для него изобретение концертных программ – своего рода хобби. Глядя на список произведений, выбранных дирижером для предновогоднего выступления в Москве с Госоркестром, можно сказать, что в этом занятии Юровский – вне конкуренции, настолько изобретательна и свежа программа. Повторяющейся из года в год праздничной рутине он противопоставляет преимущественно редкие вещи, тем самым продолжая свой давний просветительский курс, который совпадает и с расширением репертуара подопечного ему оркестра.

В основе мистерии Юровского – западноевропейская католическая традиция, представленная музыкой разных эпох – от Баха и Локателли до Онеггера и Лютославского. Привлеченные к концерту исполнительские силы также указывают на масштаб задуманного: три хоровых коллектива – «Юрловцы», Хор мальчиков училища Свешникова, Детский хор Большого театра, а помимо них певцы-солисты и скрипач Илья Грингольц.

Обращение Валерия Полянского к этой партитуре – не случайность: именно он подготовил российскую премьеру «Джезуальдо», состоявшуюся в том же БЗК в ноябре 2000 года. Теперь, девятнадцать лет спустя, возможность услышать вживую одно из последних крупных произведений Шнитке, которое, увы, крайне редко исполняется, будет у нового поколения ценителей творчества композитора.


МУЗЫКАЛЬНЫЙ НАВИГАТОР С ИЛЬЕЙ ОВЧИННИКОВЫМ

 

1 декабря

Концертный зал имени П. И. Чайковского

Российский национальный оркестр, Михаил Плетнёв – фортепиано, дирижер Кирилл Карабиц

Чайковский, Римский-Корсаков

 

2, 3, 4, 6 декабря

Большой зал Свердловской филармонии

V Международный фестиваль «Евразия»

Уральский филармонический оркестр, Пьер-Лоран Эмар – фортепиано, Мария Остроухова – меццо-сопрано, Александр Шайкин – фортепиано, GrauSchumacher Piano Duo, дирижеры Дмитрий Лисс, Оливер Зеффман

Дебюсси, Элгар, Такемицу, Мессиан, Барток, Либерсон, Куртаг, Крам, Штокхаузен, Этвёш

 

4 декабря

МКЗ «Зарядье», Большой зал

Симфонический оркестр имени Симона Боливара

Дирижер – Кристиан Васкес

П. И. Чайковский, П. Дессен, Х. Орбон

 

5 декабря 2019

Камерный зал Дома музыки

Борис Бровцын – скрипка, Небойша Живкович – маримба, Виталий Ватуля – саксофон, Мария Немцова – фортепиано, Ростислав Бальчюнас – ударные, Musica Viva, дирижер Александр Рудин

Шостакович, Шюклар, Ёсимацу

 

8 декабря 2019

Концертный зал имени П. И. Чайковского

Оркестр Armonia Atenea, солисты, дирижер Георг Петру

Вивальди. «Неистовый Роланд»

 

8 декабря 2019

Камерный зал филармонии

Солисты Госоркестра имени Е. Ф. Светланова

Вайнберг

 

10 декабря 2019

Филармония-2

Александр Фисейский – орган

И. С. Бах, Глазунов, Одоевский, Шостакович, Губайдулина, Шнитке, Рябов

 

10 декабря 2019

Аптекарский огород

Айлен Притчин – скрипка, Лукас Генюшас – фортепиано

Бетховен, Яначек, Стравинский

 

11, 13 декабря 2019

Концертный зал имени П. И. Чайковского

НФОР, дирижер Константин Хватынец, Пьер-Лоран Эмар – фортепиано

Бетховен, Шёнберг, Берг, Барток, Моцарт

 

12 декабря 2019

Концертный зал имени П. И. Чайковского

Николай Цнайдер – скрипка,
Роберт Кулек – фортепиано

Бетховен

 

15 декабря 2019

Концертный зал имени П. И. Чайковского

Симфонический оркестр Московской филармонии,
Брин Терфель – бас-баритон, дирижер Валентин Урюпин

Верди, Гуно, Оффенбах, Вайль, Моцарт, Гершвин, Мусоргский и др.

 

16 декабря 2019

Камерный зал филармонии

МАСМ

Мосолов, Штокхаузен, Денисов, Шостакович, Кейдж, Сюмак, Д. Лэнг

 

19 декабря 2019

Аптекарский огород

Новый Русский Квартет

Бетховен, Шнитке

 

24 декабря 2019

Большой зал консерватории

Российский национальный оркестр, Денис Мацуев – фортепиано, дирижер Михаил Плетнёв

Лист, Р. Штраус, Брукнер

 

24 декабря 2019

Аптекарский огород

Вадим Холоденко – фортепиано, Алексей Курбатов – фортепиано

Бетховен, Шуберт, Шостакович

События декабря Анонсы

События декабря

О Декабрьских вечерах, премьере оперы-сказки Сергея Баневича и фестивале «Площадь искусств»

События ноября Анонсы

События ноября

Фестиваль «Пять вечеров», новое сочинение «Ноно» Алексея Сысоева и балетные премьеры в МАМТ

События октября Анонсы

События октября

Фестиваль искусств «Хворостовский», возвращение оперы Джона Адамса и выставка в центре «Зотов»

События сентября Анонсы

События сентября

Грандиозная оратория А. Шёнберга, программа советских редкостей и концерт, посвященный А. Кацу