Spectrum Duo Fest События

Spectrum Duo Fest

В Санкт-Петербурге прошел Второй международный фестиваль фортепианных дуэтов

Этот проект был задуман двумя петербургскими пианистками – фортепианным дуэтом Spectrum-Duo в составе Марины Климовой и Надежды Медведевой – и нашел поддержку организаций, ставших соучредителями фестиваля: Санкт-Петербургского Союза композиторов, Санкт-Петербургского объединения фортепианных дуэтов, Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена и ДМШ № 7.

Впервые в истории фестивалей фортепианных дуэтов на сцену вместе с концертирующими пианистами выходят учащиеся музыкальных школ и студенты вузов. Лауреаты различных детских конкурсов приглашаются к участию в фестивале по итогам учебного года. Преодолевая волнение в ситуации совместного выступления со взрослыми, юные пианисты на практике учатся исполнительскому мастерству, артистизму, радости общения с публикой. Подняться на ступень выше – прекрасная мотивация и для студентов. И если в первом фестивале приняли участие пятьдесят исполнителей, то во втором количество дуэтов увеличилось втрое, к тому же расширилась география мероприятия.

Два рояля и четыре руки

В основе программы фестиваля Spectrum Duo Fest–2023 – события, связанные с юбилейными датами С. В. Рахманинова, И. Брамса, Э. Грига, А. И. Хачатуряна, И. И. Шварца и других.

Среди участников – известнейшие российские дуэты Ирины Силивановой и Максима Пурыжинского (Москва), Эльвиры и Анатолия Полонских (Новосибирск), и конечно, плеяда петербургских исполнителей: Наталья Карасёва и Игорь Тайманов, Ника Мельникова и Олеся Морозова, Надежда Реженинова и Олег Вайнштейн, Spectrum-Duo и много других прекрасных пар.

Точка золотого сечения фестиваля – прошедший с аншлагом гала-концерт «Приношение С. В. Рахманинову» в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии, на котором все оригинальные сочинения были исполнены последовательно по одному номеру каждым дуэтом, и это действо стало в высшей степени славным чествованием великого русского композитора.

Все названные факты свидетельствуют о том значимом месте, которое фестиваль занял в культурной жизни Санкт-Петербурга. Однако в данной статье автору хотелось бы обратить внимание на существенные отличия, которые делают фестиваль особенным и новым, придают оригинальность и собственный стиль. Давайте внимательно взглянем на репертуар и участников концертных программ.

Открытие фестиваля, а точнее пятидневного рахманиновского блока, прошло в Парке усадьбы Онег. Это историческое место, еще недавно считавшееся утраченным, расположено недалеко от деревни Захарьино. Именно там стоял дом, в котором прошло детство композитора. «Рахманинов вырос на древней Новгородской земле. Мать учила его музыке, бабушка Софья Александровна Бутакова, специалист в области колокольных звонов и православного пения, которую приглашала Новгородская епархия, возила его по новгородским соборам, знакомила с новгородскими звонарями. Впечатления от красоты Земли Русской, полученные им в детские годы, определили творческий путь Рахманинова», – отметили в приветствии фестивалю Президент Рахманиновского общества народный артист России Валерий Полянский и Председатель Правления Рахманиновского общества Тамара Паршина.

По согласованию с администрацией Новгородского района, Мария Васильева с группой добровольцев начала восстановительные работы Парка усадьбы Онег, и за два года участок преобразился до неузнаваемости. Раньше там был лес, а сейчас липовая аллея открывает чудесный вид на реку Волхов, и рядом с почти ушедшим в землю, но сохранившимся фундаментом родительского дома композитора располагается большой участок для сцены и скамейки для публики.

Концерт-открытие фестиваля стал одним из серии «Рахманиновских вечеров в усадьбе Онег». Произведения Рахманинова исполнялись на установленной специально к этому случаю сцене на двух цифровых пианино.

Сцена в Парке усадьбы Онег (Надежда Медведева, Мария Васильева, Олег Кошелев)

Будем надеяться, что мечта добровольцев, рахманиноведов и всех причастных увидеть в Онеге восстановленную усадьбу, в которой будет звучать музыка, когда-нибудь осуществится.

Наряду с оригинальными и всем известными ансамблевыми произведениями Рахманинова на концертах фестиваля публике были представлены редко звучащие переложения. Некоторые из них можно было услышать в разных вариантах. Свою версию «Вокализа» для двух фортепиано Елена Чупахина проникновенно исполнила с сестрой Ольгой. Елена Кузнецова и Вера Ремезова обратились к «Весенним водам» в транскрипции для двух фортепиано Игоря Цыганкова.

Сочетание органа и фортепиано гармонично раскрыло возвышенный тон романса «Здесь хорошо» в переложении Марии Лобецкой и Татьяны Жирихиной. Кстати, этот дуэт также представил на фестивале композицию совсем иного плана – музыку из кинофильма «Пираты Карибского моря» Ханса Циммера. Пианистки не скрывают, что их выступления в разных жанрах продиктованы стремлением привлечь внимание композиторов к дуэту органа и фортепиано, таящему в себе массу тембровых и образных возможностей.

Рахманиновские сочинения в транскрипции Виктора Бабина – редкость для российского слушателя, ведь даже сегодня, в эпоху интернета, поиск этих нот представляет достаточную трудность. Виртуозные мастера Виктор Бабин и Витя Вронски были последователями Рахманинова, им посчастливилось показывать свои транскрипции автору и получить его советы и одобрение. И если «Вокализ» прозвучал в филармоническом концерте в первоначальной версии Бабина, то романсы «Здесь хорошо» и «Весенние воды» стали настоящим сюрпризом для публики. Два рояля были дополнены голосами солирующих духовых инструментов в редакции лучших петербургских музыкантов – Серафимы Верхолат (саксофон) и Александра Афанасьева (валторна) соответственно.

Солист оркестра Мариинского театра Александр Афанасьев и Spectrum-Duo

В фестивальных программах прослеживается стремление организаторов подчеркнуть в музыкальной ткани фортепианного дуэта оркестровое начало и обогатить это звучание новыми тембрами. Можно с уверенностью сказать, что такая задумка существенно расширяет сложившийся стереотип совместного музицирования двух пианистов.

«Меня всегда поражало звучание хора с сопровождением двух фортепиано. Занимаясь искусством фортепианного дуэта в областях концертной практики и науки, я размышляла о том, что два рояля в классе хорового дирижирования, не говоря уже о симфоническом, – прямая имитация оркестра. Эта же суть заложена в генезисе жанра фортепианного дуэта. И каким же мастерством должны обладать концертмейстеры, чтобы органично рассчитать баланс звучания друг с другом, что само по себе непросто, к тому же в сочетании с хором», – говорит художественный руководитель фестиваля Надежда Медведева.

Как известно, в своем позднем хоровом опусе – Трех русских песнях – Рахманинов сделал акцент именно на выразительной и богатой оркестровой партии, подчеркивающей и суровым ритмом, и инструментальным колоритом общий образный строй цикла. Идею исполнить на фестивале песни с сопровождением двух роялей поддержал и мастерски воплотил в жизнь заслуженный деятель искусств Республики Беларусь дирижер Игорь Матюхов. Для этого он объединил руководимый им Женский хор и Мужской ансамбль бакалавриата Института музыки, театра и хореографии РГПУ имени А. И. Герцена с Хором юношей Санкт-Петербургского музыкально-педагогического училища (художественный руководитель – Петр Гайдуков), привлек к работе концертмейстеров Татьяну Торбину и Екатерину Шалыт, и сводный коллектив исполнил вторую и третью песни цикла в переложении Л. Шерер.

Дирижер Игорь Матюхов после исполнения Русских песен С. В. Рахманинова

Музыку Рахманинова любят во всем мире. В чем секрет этого постоянства? Об этом рассказала на фестивале доктор искусствоведения, профессор Людмила Скафтымова. Удивительно точна ее мысль о том, что, даже не обращаясь к прямому цитированию народных песен, Рахманинов сумел передать в своих произведениях именно русский дух, воплотить в них свою самозабвенную любовь к России.

Своими впечатлениями делится участница фестиваля Хан Тэён: «Произведения Сергея Рахманинова очень популярны в Южной Корее, именно там я впервые познакомилась с его творчеством. Для меня большое счастье играть сегодня Рахманинова в России с моим учителем, профессором Олегом Кошелевым. Он помог мне понять смысл “Русской песни”, услышать, как из одинокого напева вырастает мощная кульминация. Разучивая это произведение, я почувствовала в этой музыке что-то одновременно и трагическое, и очень сильное, волевое».

Хан Тэён (Южная Корея)

Наконец, философская концепция всей жизни Рахманинова проводится пунктиром в сочинении московского композитора Андрея Микиты «Посвящение С. В. Рахманинову» ор. 32 для двух фортепиано. Замысел выстроен на сопоставлении фрагментов известных произведений – от Прелюдии cis-moll к Dies Irae. Петербургскую премьеру исполнили Александр Трухин и Евгений Савельев.

О другом посвященном Рахманинову опусе – двухфортепианной сонате Юрия Буцко – повествовал в присланном на конференцию докладе авторитетный ансамблист, доктор искусствоведения Раффи Хараджанян (Латвия).

Прошедшая в рамках фестиваля Всероссийская открытая конференция «Фортепианный дуэт в творчестве С. В. Рахманинова» привлекла внимание участников к творчеству еще одного русского пианиста и общественного деятеля, любимого партнера по дуэту и двоюродного брата Рахманинова – Александра Зилоти, нынешний сезон для которого также юбилейный – 160 лет со дня рождения. Организаторами конференции было сделано предложение установить памятную доску на одном из домов в Петербурге, где проживал Зилоти.

Фортепианный дуэт – жанр многогранный. В зависимости от ситуации и задач он может быть камерным и концертным, педагогическим и просветительским. Именно в дуэте часто можно услышать совместную игру учителя и ученика не только в классе, но и на концертной эстраде, такая номинация бывает даже на конкурсах. На фестивале в таких дуэтах выступали Хан Тэён и Олег Кошелев, Евгений Чернаков и Татьяна Лукьянова, Анастасия и Марина Климовы, Гэн Чэнь (Китай) и Дарья Абаза. Более того, аналогичную преемственность мы наблюдали в квартете саксофонов SeVer. Руководитель Серафима Верхолат (саксофон-сопрано) привлекла в состав квартета профессионального исполнителя Виктора Пивоварова (саксофон-тенор) и своих студентов из Музыкального училища имени Н. А. Римского-Корсакова – Ксению Бережинскую (саксофон-альт) и Степана Рогожина (саксофон-баритон). В ансамбле с пианистами Надеждой Медведевой и Сергеем Осколковым-младшим был исполнен ряд Вальсов из «Песен любви» ор. 52 И. Брамса. Этот цикл был создан автором для фортепианного дуэта и хора на стихи Г. Ф. Даумера. В контрастных поэтических миниатюрах изысканно переданы чувства любви, ревности, страсти, однако их выражение в самой музыке не менее ярко, и инструментальное звучание даже без слов имеет высокий эмоциональный градус.

Не сговариваясь с саксофонистами, подобный номер подготовил ансамбль юных пианисток Екатерины Мажары и Наталии Медведевой (преподаватель – Ирина Письмак) с квартетом валторн – воспитанниками класса з.р.к. РФ Германа Авика, который в преддверии 120-летия со дня рождения Арама Хачатуряна сделал переложение для данного состава знаменитого «Танца с саблями» из балета «Гаянэ». Включая в репертуар учащихся лучшие образцы мировой музыкальной культуры, опытные педагоги заботятся о развитии кругозора своих подопечных и формировании их художественного вкуса.

Екатерина Мажара, Наталия Медведева и квартет валторн

Как видно, программа Spectrum Duo Fest была насыщена необычными выступлениями, но настоящий подарок ждал гостей в финале. «Музыка – душа моя» – так назывался вечер к 100-летию композитора Исаака Шварца, прошедший в Концертном зале Мемориального Дома-музея в Сиверском.

Юбилей композитора широко отмечается в Санкт-Петербурге. В филармонических залах звучат произведения Шварца в исполнении симфонических и народных оркестров, лучших солистов. Его киномузыку знает каждый, как и тот факт, что фортепианный дуэт никогда не входил в круг творческих интересов композитора.

Концерт фортепианных дуэтов состоялся благодаря искреннему участию и содействию вдовы композитора Антонины Нагорной. Именно она помогла организаторам на подготовительном этапе, поделилась нотами переложений для фортепианного дуэта, сделанных друзьями композитора Сергеем Гринбергом и Диной Сморгонской. Эти версии и легли в основу концерта фестиваля, а недостающие переложения сделал Матвей Соболев. Украшением концерта стали номера фортепианного дуэта с солирующим вокалом. Молодое дарование – Леонардо Хенер-Мендоза (преподаватель – Марина Радченко) одухотворенно исполнил романс на стихи И. Бунина «И цветы, и шмели».

Дом Исаака Шварца всегда был местом притяжения поэтов, актеров, режиссеров, которые приезжали для творческого и душевного общения. Зная это, Надежда Медведева загорелась идеей пригласить на 100-летие композитора не академического вокалиста, а актера кино. Услышав на концерте в Москве песню «Не обещайте деве юной…» в исполнении народного артиста России Дмитрия Харатьяна, сомнений не осталось. Очевидно, и Харатьяну предложение выступить с фортепианным дуэтом в первый момент показалось неожиданным. Но, открытый новым идеям, он принял его, и результат оказался превосходным. Слушателей покорили благородное и романтическое воплощение образа в «Песне кавалергарда» солистом Дмитрием Харатьяном, и чуткое сопровождение фортепианного Spectrum-Duo.

Антонина Нагорная-Шварц и Дмитрий Харатьян

Конечно, десять дней фестивальных мероприятий невозможно осветить в одной статье. Впечатлений много, и со временем, отдаляющим события, в памяти оживают разные выступления. Нельзя не упомянуть жизнерадостную «Праздничную» Михаила Бурштина, представленную редким составом – фортепианным квартетом. Это был своего рода музыкальный привет из Израиля, где ныне проживает Бурштин.

Публика горячо аплодировала молодому и яркому дуэту из Екатеринбурга – Анне Суслиной и Полине Карелиной, исполнившим пьесы Вадима Бибергана. Музыканты Екатеринбурга до сих пор считают его «своим», ведь в Свердловске, в Уральской консерватории, Биберган начал свой творческий путь, а сегодня он почитаемый профессор Санкт-Петербургского государственного института культуры.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что Международный фестиваль фортепианных дуэтов обрел свою аудиторию далеко за пределами Санкт-Петербурга. Впечатляют восторженные отзывы участников и гостей, телевизионные и радиосюжеты. Организаторы обещают не останавливаться на достигнутом. В 2024 году дуэтный марафон, сохраняя основную концепцию и приоритеты, будет иметь новое название: «Диалоги Невских берегов». Хочется пожелать фестивалю открытия новых имен и воплощения самых смелых творческих планов.

 

На фото вверху: Анна Суслина и Полина Карелина

Режиссерский театр на фоне руин События

Режиссерский театр на фоне руин

«Дон Жуан» Василия Бархатова и «Травиата» Славы Даубнеровой на летнем фестивале Римской оперы

Жара музыке не помеха События

Жара музыке не помеха

Летний фестиваль в «Сириусе» вновь собрал звезд

Делать меньше События

Делать меньше

Игорь Булыцын представил на сцене БДТ новую постановку «Брух. Сюита» для труппы Театра балета имени Леонида Якобсона

Новая искренность События

Новая искренность

«Лето. Музыка. Музей» в Истре как место нового культурного паломничества