«Стрелка» как символ свободы События

«Стрелка» как символ свободы

В Нижнем Новгороде прошел второй Международный фестиваль искусств «Стрелка»

Придуман он известным продюсером Алексеем Трифоновым, который нашел интересный модус подачи классической музыки, вписав ее в рамки деловых форумов. Год назад фестиваль «сопровождал» вручение премии «Инновация» в области современного  искусства и проходил на «Стрелке» – месте слияния Оки и Волги. В этот раз он стал культурной частью конференции цифровой индустрии промышленной России (ЦИПР). Применительно к фестивалю название «Стрелка» можно трактовать многозначно, поскольку главная идея – сыграть на контрастах, совместить элитарное и доступное, угодить и знатокам, и неофитам. А еще – создать атмосферу праздника и ощущения уникальности момента встречи с искусством. Второй фестиваль стал таким и волею внешних обстоятельств: из-за коронавируса его вначале перенесли с июня на сентябрь, потом сменили «порт приписки»: холодная погода привела музыкантов и публику под крышу Нижегородского академического театра драмы имени М.Горького. Сверх всего фестиваль оказался эксклюзивным публичным мероприятием в условиях ограничений в городе: сезон в Нижегородской филармонии открывается 1 октября, Оперный театр пока ждет «отмашки», в консерватории на неделю всех отправили на дистанционное обучение и закупают оборудование для дезинфекции воздуха в аудиториях.

Глеб Никитин: “Мы любим искусство, верим в инновации”

Свою позицию губернатор Глеб Никитин сформулировал на открытии фестиваля, где в эмоциональной речи он, в частности, отметил: «Сегодня ЦИПР – это ведущая федеральная площадка в сфере инноваций, в свете будущих тенденций развития новых технологий. Это движение вперед, тот прорыв, который ассоциируется с нижегородским характером, для которого свойственно желание изменения настоящего в пользу будущего, стремление к подвигу, преодолению, к прорыву. Мне кажется, то, что мы делаем сегодня на сцене, то, что мы наконец-то с 17 марта впервые собрались в этом зале, – это преодоление, то, что чуть ли не одно из первых деловых мероприятий проходит в Нижнем Новгороде, несмотря ни на что, – это преодоление.  Это не значит, что мы недооцениваем опасности, это значит, что мы протестуем против страха, мы – за развитие, за движение вперед. Мы уверены, что победим, мы уже победили – эту пандемию, потому что мы любим искусство, верим в инновации. Это великое счастье насладиться искусством, по которому мы все соскучились».

Афиша фестиваля по задумке худрука Алексея Трифонова включала два концерта с диаметрально противоположной программой. Первый вечер – для тех, кто впервые открывает для себя Моцарта и Чайковского. Арии из опер, певицы в эффектных платьях, харизматичный бас, только что получивший звание «Заслуженный артист России» из рук федерального министра культуры Ольги Любимовой, дирижер из Петербурга, работающий бок о бок с Теодором Курентзисом. Налицо все составляющие имиджевого ивента, однако было то главное, зачем люди вообще должны приходить в концертный зал, – художественные откровения, открытие новых нестандартных артистов, позитивная энергетика, действующая не хуже иной вакцины.

Надежда Павлова

Звездой без оглядок на прошлые заслуги предстала Надежда Павлова, прима Пермского театра оперы и балета. Ее героини – Констанца из моцартовского «Похищения из сераля», Джильда из «Риголетто» Верди и Людмила из «Руслана и Людмилы» Глинки – запомнились техническим совершенством, артистическим перевоплощением в такие разные характеры и, конечно, точным попаданием в стиль каждого композитора. Ее голос менялся в зависимости от того, был ли это легкий, полетный Моцарт, округлый, кантиленный Верди или белькантовый, с романсовыми нотками Глинка.

Подобные гала всегда невольно становятся гладиаторской ареной, где артисты негласно соперничают между собой. Достоинства выразительного меццо очаровательной Дарьи Телятниковой – приглашенной солистки Большого театра и Пермского оперного – раскрывались постепенно в течение концерта, достигнув максимального попадания в образ в меланхоличном Романсе Полины из «Пиковой дамы» Чайковского. Думается, что Дарье сценически стоило обыграть арию Керубино, выйдя в брючном костюме. Тогда было бы больше различий между амплуа травести и примадонны в каватине Розины. «На бис» обе певицы соединились в ансамбле и с большим шармом разыграли в мизансценах дуэт Прилепы и Миловзора, так что радости и овациям зала не было конца.

Дарья Телятникова и Надежда Павлова

Обладатель насыщенного красивого баса Дмитрий Ульянов блеснул в характерных номерах, «изобразив» зловредного клеветника Базилио из «Севильского цирюльника» и выпивоху-охальника Варлаама из «Бориса Годунова», а в Монологе Филиппа II из «Дон Карлоса» Верди предстал страдающим властителем.

Дмитрий Ульянов

В оперном дефиле не потерялась Мария Андреева – молодая артистка, обучающаяся в Московской консерватории сразу как скрипачка и пианистка. Несмотря на победы по обеим специальностям на Международном юношеском конкурсе имени П.И.Чайковского, кажется, что за роялем девушка чувствует себя гораздо надежнее. В любом случае Петр Ильич явно благоволил к музыкантам. Его сочинения у всех прозвучали отлично, в том числе и «Мелодия» для скрипки с оркестром, которую Мария исполнила душевно и тепло.

Мария Андреева

Полноправным участником фестиваля стал Академический симфонический оркестр Нижегородской филармонии – в этот вечер под управлением Федора Леднева (дирижера musicAeterna), которому удалось выстроить надежную коммуникацию между оркестрантами и солистами. Потенциал коллектива до конца раскрылся во второй день, когда звучала музыка XX века. К современному репертуару нижегородскому АСО не привыкать: в филармонии проходят и фестивали современной музыки, и в текущих программах частенько появляются новинки российских и зарубежных композиторов. Идея программы, выстроенная ко дню рождения Дмитрия Шостаковича, имеет особое значение в этом городе. Присутствовавшая в зале директор филармонии Ольга Томина с ностальгией вспоминала, как композитор приезжал в Нижний Новгород и участвовал в фестивале, полностью посвященном его творчеству.

На «Стрелке» публику познакомили с раритетами: ранним Скерцо ор.1 и Пятью оркестровыми фрагментами, созданными в 1935 году, в параллель с оперой «Леди Макбет Мценского уезда». Одна из пьес фактически развивает музыку трагической арии Катерины «В лесу, в самой чаще, есть озеро», и музыканты сыграли ее так, что забегали мурашки по коже. Во второй день состав обновился, появились другие, преимущественно молодые лица, что добавило азарта и энергетики: порадовали и соло сидевшего на месте концертмейстера Владимира Добровольского, и качественная игра деревянных духовых, которым Шостакович написал полноценные сольные партии. Следующий номер, Фортепианный концерт Уствольской (ученицы Шостаковича, взбунтовавшейся против учителя), стал серьезным испытанием из-за бесконечных подъемов на фортиссимо, агрессивно вколачиваемых кластеров и общей монотонности, с которой старались побороться Мария Андреева (в этот раз солировавшая за роялем) и дирижер Федор Леднев. Поэтому глотком свежего воздуха стала Камерная симфония №4 Вайнберга для кларнета и струнных, где было много тихих, прозрачных моментов, а кульминации не носили характер истерики. Вайнберг при жизни признавался, что все его симфонии про «войну и неоплаченный, вечный долг перед спасшими мир от фашизма». Тревожное напряжение, пронизывающее его музыку, оказалось сейчас созвучно и нашему времени, и  симфония воспринималась не как архивная летопись о делах давно минувших дней, но как актуальный рассказ о турбулентности сегодняшней жизни.

Федор Леднёв

Фестиваль удался, и два концерта, проведенных в обстановке запретов и ограничений по рассадке от местного Роспотребнадзора, добавили остроты впечатлениям. В зале собралось немало известных нижегородцев из мира искусства, что также стало маркером значимости события. На вопрос, стоит ли проводить такие проекты, когда «всем нельзя», один из «випов», художественный руководитель Нижегородского театра оперы и балета Александр Топлов, ответил так: «Считаю, что природа искусства – она во многом в свободе, и когда происходят фестивали, куда приезжают гости из Москвы или из других городов нашей страны или из зарубежья, это всегда только на пользу самому городу. И за это я благодарен концепции этого фестиваля».

Мейерхольд и одушевленные предметы События

Мейерхольд и одушевленные предметы

В Москве проходит выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения первого авангардного режиссера в СССР

Музыка для Ангела События

Музыка для Ангела

В Московской филармонии продолжается «Лаборатория Musica sacra nova»

Будь в команде События

Будь в команде

Второй день «Журналистских читок» открыл новые творческие перспективы молодым журналистам

Что сказано трижды, то верно События

Что сказано трижды, то верно

В Российской академии музыки имени Гнесиных открылся Всероссийский семинар «Журналистские читки»