Тайные знаки Шостаковича События

Тайные знаки Шостаковича

В последних числах сентября оркестр musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса выступил в Санкт-Петербурге с программой из трех произведений Шостаковича

Дирижер выбрал опусы, созданные на исходе шестидесятых годов, когда в музыкальном языке композитора утвердились элементы додекафонии, служившие прежде всего для музыкального воплощения «теневых», мистических, пугающих аспектов действительности – как в «Страхах» из Тринадцатой симфонии (1962), «Тайных знаках» из цикла «Семь стихотворений Александра Блока» (1967), почти беспросветно мрачной Четырнадцатой симфонии (1969) и поздних квартетах.

В первом отделении прозвучали Тринадцатый струнный квартет (1970) и блоковский цикл, во втором – Четырнадцатая симфония: эмоционально напряженные партитуры с сильной метафизической аурой, которая, как мне кажется, должна особенно остро ощущаться в наше время, когда «и война, и пожар» (Блок) неумолимо близятся к нашему порогу. Ее исполнение сейчас состоялось в зале Капеллы 29 сентября – ровно через пятьдесят три года после премьеры симфонии, осуществленной Московским камерным оркестром под управлением Рудольфа Баршая.

 Открывший программу одночастный, сравнительно лаконичный и при этом чрезвычайно сложный для исполнения, почти герметичный по языку (даже несмотря на квазиджазовое срединное «интермеццо») Тринадцатый квартет был сыгран солистами musicAeterna не без эмоционального подъема, но в их исполнении ощущалась недостаточная ансамблевая слаженность. В блоковском цикле, предназначенном для сопрано и фортепианного трио, солировала молодая певица Елене Гвритишвили – обладательница интересного голоса, убедительная в эпизодах относительно спокойного характера, но склонная к чрезмерному, вплоть до почти немузыкального крика, форсированию при повышении драматического тонуса в таких частях, как «Гамаюн, птица вещая», «Буря» и «Музыка» (впрочем, подобное свойственно многим исполнительницам цикла начиная с Галины Вишневской, на чьи вокальные данные и индивидуальность он был изначально рассчитан).

Первое отделение явилось всего лишь прелюдией к основному событию вечера – Четырнадцатой симфонии в трактовке харизматичного маэстро. Одиннадцать лет назад запись симфонии с musicAeterna и Курентзисом вышла на компакт-диске под лейблом Alpha; в вокальных партиях были заняты Юлия Корпачева и Петр Мигунов. Эта запись заслуживает самых высоких похвал: «фирменная» склонность дирижера к обострению темповых и динамических контрастов и к тщательной дифференциации нюансов оказалась как нельзя более уместной в трагичнейшей из всех симфоний Шостаковича, представляющей всевозможные, очень разные «лики смерти». Благодаря достоинствам интерпретации и качественной звукорежиссуре давний диск Курентзиса прочно занял высокое место в моем личном рейтинге дискографии Шостаковича. Но в вечер 29 сентября дирижер, я бы сказал, превзошел сам себя. Стиль трактовки в целом сохранился, но контрасты высветились еще более ярко, оттенки и переходы были выполнены с еще большей изысканностью, струнный оркестр – полный, а не камерный, как повсеместно принято, – звучал на редкость богато и насыщенно. Солисты Надежда Павлова и Алексей Тихомиров – опытные, признанные в «большом мире» певцы, наделенные выразительными, индивидуально окрашенными голосами, адекватной вокальной техникой и отточенной дикцией, – сумели предельно внятно передать столь актуальное для наших дней пацифистское и тираноборческое послание симфонии.

Своего рода бонусом для публики явились обычные для концертов Курентзиса элементы театрализации – такие, как тихое, но отчетливо слышное подпевание дирижера и его же подчеркнуто экспрессивная, акцентированная жестикуляция, периодически подхватываемая солистами. Подобные внешние проявления, однако, ни в коей мере не профанировали музыку – как раз напротив, они помогли острее прочувствовать иератический, ритуальный, почти религиозный дух, излучаемый этой своеобразной мессой по усопшим. Остается надеяться, что новая версия Четырнадцатой симфонии также будет увековечена в записи на радость и в поучение ценителям высокого искусства.

Послушать, подумать, помолчать

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»