Концерт на Исторической сцене Большого театра «Пласидо Доминго: жизнь в опере» 24 октября стал событием из ряда вон выходящим – самым ярким, самым звездным, самым неожиданным, просто невероятным – особенно на фоне всеобщего локдауна, бесконечных отмен и переносов концертов, спектаклей и даже целых сезонов.
Более того, он и в «мирное время» был бы почти нереальным: разве бывают вечера с таким количеством звезд? Обычно в афише – два-три громких имени, а тут – Анна Нетребко, Ильдар Абдразаков, Петр Бечала, Юсиф Эйвазов, Михаэль Фолле, Кристина Нильссон, Притти Йенде… Ну и сам маэстро Пласидо Доминго, который инициировал и собрал свою «команду мечты»: друзей, коллег и в широком смысле слова учеников. Это певцы разных стран, разных школ, разных поколений: от 25-летнего голосистого испанского тенора Шавьера Андуаги, победителя «Опералии-2019», до самого маэстро, которому в январе исполнится 80! Но именно он и пел больше всех, опрокидывая все привычные представления о продолжительности творческого долголетия тенора (ставшего, правда, в последние годы баритоном).
Концерт по нынешним временам, когда чаще всего обходятся одним отделением нон-стоп, получился необычайно большим, трехчасовым, с полновесным антрактом. Почти каждый солист спел и соло, и дуэтом с Доминго, а кроме того, оркестр Большого театра под управлением Тугана Сохиева сыграл два номера, предварявших каждый «акт» этого действа (увертюру к «Силе судьбы» и интермеццо из «Сельской чести»). Щедрость немыслимая – материала хватило бы на несколько вечеров, например (я фантазирую): «Доминго и три тенора», «Доминго и три сопрано», «Доминго и герои опер Верди (Вагнера)» и т.д. Все это напоминало ситуацию, когда после длительной голодовки люди попадают на роскошный пир, где слишком много вкусного.
Программа строилась вообще нетипично для звездного гала. Почти все номера –пространные, не самые популярные (по крайней мере, обошлись без традиционных бисовых Фигаро, Неморино и Базилио). Тон вечеру задал сам Пласидо Доминго с арией Жерара из «Андре Шенье» Джордано. Я еще подумала: надо же, какая темная мужская краска в самом начале! Но эта линия протянулась и дальше – в сцене смерти Родриго из «Дон Карлоса» (в исполнении Фолле), дуэте Симона и Фиеско из «Симона Бокканегры» (Доминго и Абдразаков), других драматических эпизодах опер Верди (например, дуэте дона Альваро и Дон Карлоса из оперы «Сила судьбы», который спели Доминго и Эйвазов).
Знакомые мелодии тоже звучали (как же без них?): каватина Розины из «Севильского цирюльника» и сцена Виолетты из «Травиаты» (Притти Йенде, победительница «Опералии-2011), ария Князя Игоря (Абдразаков), дуэт Марселя и Рудольфа из оперы «Богема» (Бечала и Доминго), ария Аиды (Нетребко). Ну и, конечно, исполненная на бис самим Пласидо Доминго «Гранада».
В зале царила эйфория, каждый номер принимали на ура. Как сказала Анна Нетребко накануне на брифинге, «в Большом театре все родные, даже журналисты» (которые, в самом деле, были благодушны). Да, придираться не хочется, но все же мне жаль, что Михаэль Фолле не спел соло своего фирменного Вагнера (только сцену из «Летучего голландца» в дуэте с Кристиной Нильссон, лауреатом 3-й премии конкурса «Опералия-2019»). Эта девушка исполнила еще арию Елизаветы из вагнеровского «Тангейзера», но, признаться, вокалом не особенно впечатлила.
Зато впечатлило многое другое. Анна Нетребко особенно порадовала Аидой, сделанной музыкально, детально, тонко. Польскому тенору Петру Бечале, который впервые на сцене Большого, более чем удался Рудольф из оперы Верди «Луиза Миллер» (когда-то в этой партии блистал сам Доминго). В который раз Ильдар Абдразаков продемонстрировал стабильно качественное пение – и в сольной арии из «Князя Игоря», и в дуэте с Пласидо Доминго из «Симона Бокканегры» (и это при том, что он первый раз вышел на сцену после перенесенного ковида).
Всеобщий восторг вызвал Шавьер Андуага, спевший каватину Тонио из оперы Доницетти «Дочь полка», которую называют «арией девяти верхних до» – он взял их легко, чисто и красиво. Впрочем, Шавьер покорил публику не только виртуозностью, но и актерской харизмой, свежестью и чувственностью голоса. Да и вообще он красавчик, что для тенора немаловажно. Это новое имя, уверена, многие крепко запомнили.
И все же самым большим откровением стал сам маэстро Доминго, спевший ни много ни мало два сольных номера и пять дуэтов. Что же мы услышали и увидели? На удивление крепкий и яркий баритональный вокал и невероятное – не гаснущее, а, пожалуй, даже растущее – актерское и человеческое обаяние, восхищение и благодарность по отношению к публике и коллегам по сцене, прежде всего дирижеру концерта, музыкальному руководителю Большого театра Тугану Сохиеву (и действительно, в целом сложился гармоничный баланс оркестра и певцов).
После концерта один мой коллега сказал: «Какой же Пласидо светлый человек!» О да! И конечно, большая удача, что в этом сезоне, если все будет хорошо, мы еще увидим его в Большом театре много раз – и как дирижера (в феврале продирижирует «Богемой»), и как певца (выступит в партиях Родриго в «Дон Карлосе» в апреле и Жермона в «Травиате» в мае), и как педагога (проведет мастер-классы для солистов театра и Молодежной оперной программы). А 9 марта Пласидо Доминго представит в Москве еще один международный оперный гала.
В конце вечера солисты всем девятиголосым звездным ансамблем спели духоподъемную песню Эрнесто де Куртиса «Не забывай меня». Прекрасный финальный восклицательный знак!