Воспоминания о новой музыке События

Воспоминания о новой музыке

В Московской консерватории открылся «СтудияФест»

Печатная машинка, раковины, пила и даже мокрая тряпка – такие объекты представил ансамбль «Студия новой музыки» на своей выставке в арт-пространстве «Артемьев». Вместе с Центром современной музыки Московской консерватории в этом сезоне они отмечают свое тридцатилетие. Собранные куратором Александрой Кобриной и командой фестиваля предметы – даже не совсем реди-мейды, а настоящие музыкальные инструменты. Звонкий звук капающей с тряпки воды – основной элемент в произведении австрийца Петера Аблингера, раковины у композитора Венедикта Пеунова играют важную роль в пьесе по детскому поэтическому шедевру «Мойдодыр».

В разных уголках «Артемьева» выставлялись костюмы из сценических произведений: декорации «Красной шапочки» Жоржа Апергиса и фрак из Boxing Pushkin – коллективной оперы на ринге, одиозного проекта нулевых годов. Наиболее радикальные объекты были связаны с инсталляцией памяти композитора Георгия Дорохова, трагически ушедшего десять лет назад. Его скрипка со следами перформанса – подпиленными краями корпуса и царапинами – хоть и не использовалась с момента смерти автора, но выглядела устрашающе и завораживающе, от нее буквально невозможно было оторвать глаз.

На фотографиях 1990-х годов, распечатанных в формате А4 как будто бы в студенческом стиле, в еще юных лицах не сразу угадывались будущие профессора и востребованные сейчас композиторы. «Студия» создавалась, как и положено всяким студиям, усилиями молодых: инициаторами ее появления стали композитор Владимир Тарнопольский, музыковед Александр Соколов и дирижер Игорь Дронов.

В экспозиции передавалась атмосфера доинтернетного мира, где афиши рисовались от руки, а письма отправлялись по факсу.

Концерт-открытие «СтудияФеста» в Рахманиновском зале продолжил ретроспективную линию выставки. Ансамбль с самого основания занимался не только новой музыкой, но и почти что археологией: исполнением забытых сочинений раннего СССР. Благодаря музыкантам произведения обретали вторую жизнь, и именно ими открыли первый вечер фестиваля. На концерте прозвучали хрестоматийные работы 1920-х годов: «Завод» Александра Мосолова и «Рельсы» Владимира Дешевова. Несмотря на то, что они представлялись в камерных версиях, звучание у ансамбля под управлением Сергея Акимова получилось мощным и истовым, особенно в партиях ударных и медных, слишком грубого помола для столь хрупкого небесно-голубого зала.

Следующим эпизодом программы стали две пьесы 2005 года, объединенные не только временем создания, но и темой переосмысления авангардных явлений начала XX века. В «Посвящении Онеггеру» Юрий Каспаров составил геометричный коллаж из разных сочинений классика урбанистической музыки. У Алексея Сюмака прообразом для произведения послужил революционный символ – паровоз. Его пьеса Parovoz-Structures, как призрак, проносилась по залу: в очень тихом диапазоне звучаний, с широким дыханием и поскрипываниями у инструментов. Первое отделение завершалось сочинением Владимира Тарнопольского «Форсаж» – эффектной пьесой, в которой ансамбль картинно передавал работу сверхшумных двигателей.

Второе отделение было целиком отдано триптиху Фаусто Ромителли Professor Bad Trip – знаковой работе начала нулевых. Здесь тембры инструментов слились с электроникой, исполнение получилось энергичным, но не совсем точным по эстетике. «Студия новой музыки» воспринималась слишком академичной для такой экспрессивной и психоделической партитуры. Да и стиль Ромителли располагает к другому оформлению концерта: лучше всего его музыка воспринимается в лофтовых пространствах с почти полным отсутствием света.

До конца октября на «СтудияФесте» представят несколько сочинений композиторов старшего поколения и знаковых авторов ХХ века, концерт участников семинаров «NEформат», а также одну мировую премьеру – специально написанную для ансамбля пьесу Владимира Горлинского.

Под счастливой звездой События

Под счастливой звездой

В Москве завершился VIII Международный вокальный конкурс имени Валентины Левко

Спасти капитана Крюка События

Спасти капитана Крюка

На Камерной сцене Большого театра представили оперу Андрея Рубцова «Питер Пэн»

Шесть взглядов на Шостаковича События

Шесть взглядов на Шостаковича

В Московской филармонии прошел концерт в честь столетия со дня рождения Татьяны Николаевой

Мистер Икс на Эйфелевой башне События

Мистер Икс на Эйфелевой башне

В театре Оперетты поставили новую версию «Принцессы цирка»