Возьмите мое сердце События

Возьмите мое сердце

В Большом зале Санкт-Петербургской филармонии, а затем дважды в Москве, в «Зарядье», хор и оркестр musicAeterna под управлением Курентзиса исполнили «Страсти по Матфею» Баха

Почти три часа музыканты и публика совершали свой крестный путь, постигая величие музыки Баха и переживая вновь историю предательства и раскаяния Иуды, пленение Иисуса и издевательства, которые он претерпел от так называемых отцов Церкви. И, наконец, стали свидетелями его смерти и начала вечной славы.

«Боги, боги мои! Как грустна вечерняя земля!» Эта крылатая булгаковская фраза, да и другие моменты культового романа о Понтии Пилате вспоминались, когда хор со страстью пел: «Распни его!», а Евангелист погружался в подробности диалога прокуратора и Иисуса из Назарета. Мы словно просмотрели сериал о политических интригах античных времен – так актуально и злободневно прозвучали «Страсти». Хотя Теодор Курентзис всячески заботился о том, чтобы зрители благоговели: свет был сильно приглушен, голос из-за кулис объявлял просьбу не аплодировать не только между частями, но и после окончания исполнения.

В то же время в концерте было много моментов намеренной театрализации, напоминавших о средневековых корнях жанра пассионов, которые много веков в Европе игрались на площадях. Детский хор, одетый в белые ангельские одежды, то выходил из боковых дверей в зал и пел, располагаясь в проходах, то звучал из фойе, заставляя публику затаиться и вслушаться в голоса, доносящиеся из «небытия». В исполнении были задействованы два органа: за позитивом аккомпанировал партию continuo Федор Строганов, а наверху, у концертного органа, сидела Лада Лабзина. Для пущего эффекта свет за пультом большого органа внезапно то включался, то выключался, и грозные аккорды тутти (например, на слове «Варавва» в ответ на вопрос Пилата, кого помиловать) подчеркивали неотвратимость грядущей катастрофы. А в момент смерти Иисуса зал погрузился во тьму, прорезаемую отдаленным колокольным звоном.

Своя драматургия была в расстановке певцов и в рассадке оркестра, где старинные духовые (как водится, слегка качающиеся в интонации) разместились перед скрипками, поближе к дирижеру, а солисты-вокалисты перемещались по сцене. Правда, не все точки оказались акустически выгодными для солистов: например, бас-баритон Игорь Подоплелов плохо был слышен, когда пел на отдалении за оркестром. Стоило ему перейти к пульту дирижера, как ситуация кардинально улучшилась. На сто процентов справились с содержанием и нотным текстом контратенор Андрей Немзер, изумительно чисто и проникновенно спевший арию Петра «Смилуйся» в дуэте со скрипкой Владислава Песина, и тенор Егор Семенков – Евангелист. Выразительность и объемность его голоса, продуманность нюансировки в зависимости от ключевых слов текста, картинность его музыкальной речи захватывали внимание зала. Прекрасен был хор musicAeterna, подготовленный Виталием Полонским: энергичный посыл в репликах turbae, четкое голосоведение в фугах и абсолютная слитность вертикали в хоралах – все, как задумал композитор.

Отдельные шероховатости не помешали проникнуться величием момента и оценить цельность и продуманность интерпретации Теодора Курентзиса. И когда отзвучал финальный хор, публика, подобно прихожанам в церкви, молча встала и покинула «Зарядье», неся в себе скорбь о Сыне Человеческом и радость, что мы слышали такого Баха – дерзкого, стильного, красочного.

Не радостно, не весело живется События

Не радостно, не весело живется

Центром программы Пасхального фестиваля этого года в Зальцбурге стала постановка оперы Мусоргского «Хованщина»

Крайне талантливы События

Крайне талантливы

Шестой Московский международный конкурс пианистов Владимира Крайнева назвал победителей

Дети страдают от войны больше взрослых События

Дети страдают от войны больше взрослых

В Московской филармонии отметили 80-летие Победы

Панибратская могила События

Панибратская могила

В «ГЭС-2» показали перформанс «Под землей»