Свежий взгляд на Рахманинова События

Свежий взгляд на Рахманинова

Национальный симфонический оркестр Республики Башкортостан выступил в Московской филармонии. Впервые со дня основания

Концерт оркестра состоялся в рамках абонемента «Оркестры России», уже несколько лет знакомящего с достижениями региональных коллективов. Регулярно посещая эти программы, могу сказать, что разрыв между столичными грандами и их коллегами из других городов стремительно сокращается. Мы знаем такие прецеденты, как Госоркестр Республики Татарстан или Уральский филармонический оркестр – бренды, теперь известные и востребованы не только в России, но и на Западе, где их воспринимают в числе топов.

Для других региональных оркестров – это цель, к которой многие готовы упорно идти. Во всяком случае, таковы амбиции НСО РБ, и выступление в Концертном зале имени Чайковского – один из шагов. Только пандемия помешала башкирским виртуозам в марте прошлого года штурмовать Берлинскую филармонию: уже висели афиши, были заказаны билеты… Ужасно жалко, но полетели и не такие планы: теперь артисты надеются, что смогут осуществить свою мечту в сентябре.

Новый курс на покорение мировых высот возник с приходом молодой команды – генерального директора Артура Назиуллина и главного дирижера Дмитрия Крюкова. Как точно заметил ведущий вечера Петр Татарицкий, представлять этих музыкантов столичным меломанам не надо. Артур Назиуллин, чудесный кларнетист, много выступает соло и с известными оркестрами, Дмитрий Крюков не одну программу провел в Москве с Госкапеллой России, а еще заявил о себе как крепкий оперный дирижер в спектаклях Большого театра.

«Музыкальная жизнь» уже писала об интересных проектах, которые осуществил за последние два года этот тандем в Уфе. Но гастроли в Москву – серьезный экзамен, и можно констатировать, что и руководители, и музыканты сдали его «на отлично». Выбор репертуара свидетельствовал о желании поразить столичную публику, а с другой стороны, показать «включенность» оркестра в академический мейнстрим.

Гром и молния среди зимы

Сыгранное с южным темпераментом и праздничным настроением «Испанское каприччио»  Римского-Корсакова стало хорошей увертюрой вечера. С первых тактов было ясно, какую титаническую подготовительную работу провел дирижер, оттачивая буквально с каждым оркестрантом его партию. Но зато и результат «на лицо»: вся фактура прослушана, каждый нюанс, акцент или лига осмыслены и рельефно поданы. Полновесное, сочное тутти оркестра напомнило о светлановских традициях – русский размах и в то же время певучесть звучания оказались тут очень к месту. Понятное волнение музыкантов НСО РБ выразилось  в лёгких ритмических расхождениях в паре мест, но стройность ансамбля была мгновенно восстановлена Дмитрием Крюковым, который «держал» все под контролем. Впрочем, это – единственная «ложечка» дегтя во всей программе, дальше прошедшей на крещендо.

Традиционно в КЗЧ с региональными оркестрами выступают титулованные солисты, поддерживая их, если можно так сказать, своим реноме. В данном случае был приглашен победитель XV  международного  конкурса имени Чайковского Дмитрий Маслеев, и альянс получился  удачным. «Рапсодия на тему Паганини» Рахманинова прозвучала очень цельно и не распадалась, как это часто бывает, на отдельные вариации. Доминировала зловеще-тревожная атмосфера, где взрывные, динамичные образы оттенялись более строгими (то хорального  склада, то лирико-эпичного) эпизодами. С ансамблевой стороны все было в идеальном балансе, даже сложно вспомнить, когда еще оркестр так четко и ясно совпадал во всех виртуозных пассажах с солистом. Дмитрий Крюков вывел на первый план импрессионистичность оркестровки, подчеркнув все эти «шорохи» и тремоло струнных, приглушённые реплики духовых. Рахманинов дал возможность развернуться во всей мощи и Дмитрию Маслееву, известному своей любовью к сверхсложным в техническом отношении произведениям. Впечатлило качество его октав, выверенность и точность пассажей, но не только это – было здорово переданы и общее ощущение трагичности, и контраст между темпераментными подвижными вариациями и холодноватой отрешенностью  медленных фрагментов. Многое прозвучало как будто впервые, и за свежесть интерпретации особо хочется поблагодарить артистов.

Дмитрий Маслеев

Ожидаемой кульминацией вечера стали «Симфонические танцы» Рахманинова, где НСО РБ продемонстрировал уже отмеченные качества: ясность каждой линии, инструментальное мастерство как отдельных групп (можно отдельный комплимент адресовать, к примеру, альтам), так и солистов (в первую очередь, назовем концертмейстера оркестра Ильшата Муслимова). Есть в этой партитуре и хрестоматийные трудности, как, скажем, большой сольный кусок у духовой группы в первой части (побочная партия), сыгранный пластично, красиво и, главное, чисто по строю. Но технология опять-таки не стала самоцелью данного исполнения: Дмитрию Крюкову удалось выстроить интересное, энергетически наполненное повествование, позволить пережить слушателям вместе с собой разные эмоциональные состояния,  переходя от отчаяния к меланхолии, от безысходности к просветлению. Стоячая овация публики и объективно высокий профессионализм НСО РБ показали, что на сцену выходит ещё один серьезный игрок, претендующий на вхождение в клуб золотой оркестровой элиты России.

Без страха смотреть на небо События

Без страха смотреть на небо

На Камерной сцене Большого театра представили «диалог» двух опер послевоенного времени

Пасха. Классика. Туризм События

Пасха. Классика. Туризм

С 1 по 9 мая в Ярославле прошел ХIII Международный музыкальный фестиваль Юрия Башмета

На тихом морском берегу События

На тихом морском берегу

Владимир Юровский приурочил фестиваль к 50-летию со дня смерти Игоря Стравинского

Второе рождение Александра Невского События

Второе рождение Александра Невского

На фестивале Юрия Башмета в Ярославле отпраздновали 800-летие Александра Невского