За кулисами власти События

За кулисами власти

«Дон Карлос» на открытии сезона в Ла Скала

«Дон Карлос» Верди не впервые открывает сезон главного итальянского театра, на этот раз являясь заключительной частью задуманного главным дирижером Риккардо Шайи триптиха о власти: в предыдущие два года 7 декабря давали «Макбета» (2021) и «Бориса Годунова» (2022).

Сам композитор в письме Дю Локлю от 1869 года называл «Дона Карлоса» «“мозаикой”, хоть и красивой, но все равно “мозаикой”»; на момент написания письма речь могла идти только о парижских версиях, но, как нередко бывает, слова автора оказались пророческими: «Дону Карлосу» предстояло не одно перевоплощение. Четырехактная версия 1884 года, созданная Верди специально для миланской сцены, – самая короткая и, возможно, поэтому наиболее часто представляемая. В знак отличия от французского оригинала (1866-1867) ее принято называть «Дон Карло» – на итальянский манер.

Прочтение режиссера Луиса Паскаля лежит в традиционной плоскости: монументальные декорации, роскошные платья и украшения главных героинь, никакой эксцентрики. Один из критиков, несколько преувеличивая, назвал премьеру «концертом в костюмах, причем не очень красивым». Пожалуй, с этим утверждением можно согласиться лишь в связи с плохо слаженным балетом придворных дам и карликов, а также с шедшей вразрез с текстом инсценировкой Песни Эболи теми же карликами. В остальном же умеренная статика, которую ставили в вину Паскалю многие рецензенты, ничуть не повредила восприятию.

По словам постановщика, перенос действия в другой исторический период непременно бы вызвал противоречие с коллективным представлением об эпохе испанского владычества. Именно поэтому костюмы Франки Скуарчапино вдохновлены портретами Веласкеса и выдержаны в черном цвете – согласно тогдашней моде и дворцовому протоколу. Вообще, черный и золотой – господствующие цвета сценографии Даниэля Бьянко – прекрасно подходят окрашенной в мрачные тона партитуре Верди.

Немногочисленные, но характерные элементы декораций призваны подчеркнуть идею довлеющей над персонажами власти: на вращающейся платформе установлены четыре алебастровых сегмента во всю высоту сцены, вместе они составляют башню – символ абсолютной монархии, порознь – стены сада королевы, алтарную стену, повернутые тыльной стороной – внутренние покои дворца. Высокие, украшенные орнаментом решетки, появляющиеся не только в сцене в тюрьме, но и в обрамляющих оперу эпизодах в монастыре Сан-Джусто, усиливают гнетущую повсеместно царящую атмосферу несвободы: от политического выбора до личных симпатий.

 

Режиссер вслед за композитором стремится показать оборотную сторону власти, правда, в несколько более прозаичной форме, «выстраивая» сцену auto da fé на глазах у публики. Алтарь обращен к залу внутренней частью, рабочие сцены носят вверх по лестничным пролетам и устанавливают панели алтарной композиции; здесь же готовятся к выходу король и королева, облачаемые в сияющие одежды, спущенные прямо из-под колосников; за происходящим наблюдает Великий Инквизитор. В законченном виде сверкающее великолепие намеренно открывается взгляду зрителей ненадолго: золотой алтарь, с «встроенными» в него фигурами Великого Инквизитора вверху и короля и королевы Испании ярусом ниже, озаряется отблесками пламени и светом в зале буквально на несколько минут и снова поворачивается к нам тыльной стороной (художник по свету – Паскаль Мера, дизайнер видеопроекций – Франк Алё).

Каждый из созданных Верди персонажей требует от исполнителей не только вокального и актерского искусства, но и осознания роли и места в драматургических хитросплетениях двойной интриги, политической и любовной. Все разнообразие эмоций и неожиданные модуляции в настроении короля Филиппа II блестяще получилось передать пришедшему в форму ко второму представлению Микеле Пертузи. Не менее сложная по тесситуре, но более однозначная роль антагониста испанского монарха – Великого Инквизитора – вполне удалась заместившему Айна Ангера Чонмин Парку. Уверенный вокал, хорошая дикция и качественная фразировка характеризуют любое исполнение Луки Сальси, но кажется, что певец из раза в раз интерпретирует одного и того же героя, и, если на минуту отвлечься, будет непросто разобраться, кто перед тобой: Скарпия, Родриго или Жерар… Франческо Мели, на счету которого уже не один Дон Карлос, создал довольно целостный образ титульного персонажа. Генуэзский тенор порадовал присущей ему элегантной фразировкой и отчетливой дикцией и, как мне показалось, меньше, чем обычно, грешил «подснятым» звуком в piani и pianissimi.

Высочайший уровень продемонстрировали исполнительницы женских ролей, обе удостоились продолжительных аплодисментов после исполнения арий. Элина Гаранча – дебютантка открытия сезона – покорила артистизмом и виртуозным владением собственным инструментом в любой тесситуре. Латвийская меццо-сопрано проживает на сцене всю палитру чувств, владеющих Эболи: от фривольной игривости до неудержимой ярости, от любовного томления до ревности, от беспощадной мести до глубокого раскаяния. Анна Нетребко, чье мастерство не исчерпывается маниакально отточенными техническими деталями (о ровности и полноте звучания во всем диапазоне и pianissimi и mezzevoci в верхнем регистре можно говорить бесконечно, так же, как и слушать их), вновь показала себя непревзойденной актрисой, чьему магнетизму невозможно сопротивляться. Сложнейшая не только по тесситуре, но и по форме и контрастному сопоставлению музыкального материала финальная ария-сцена Tu che le vanità и полный нежности и ностальгии заключительный дуэт с Доном Карлосом поразили разнообразием эмоциональных состояний и глубиной переживаний.

Как всегда прекрасную работу представил хор под управлением Альберто Малацци. Оркестр под управлением Риккардо Шайи звучал безукоризненно, начиная с каверзного вступления валторн в увертюре и заканчивая выразительными дуэтами групп инструментов с солирующими голосами. Дирижеру удалось добиться компактности и ясности драматургического развития в многострадальной, но все равно гениальной «мозаике» Верди.

Под счастливой звездой События

Под счастливой звездой

В Москве завершился VIII Международный вокальный конкурс имени Валентины Левко

Спасти капитана Крюка События

Спасти капитана Крюка

На Камерной сцене Большого театра представили оперу Андрея Рубцова «Питер Пэн»

Шесть взглядов на Шостаковича События

Шесть взглядов на Шостаковича

В Московской филармонии прошел концерт в честь столетия со дня рождения Татьяны Николаевой

Мистер Икс на Эйфелевой башне События

Мистер Икс на Эйфелевой башне

В театре Оперетты поставили новую версию «Принцессы цирка»