«Пусть этот концерт станет последним онлайном без зрителей», – пожелал наш известный пианист, общаясь с журналистами. Но пока приходилось после каждого номера брать в руки микрофон, обращаясь с шутками-прибаутками к невидимой публике, смотревшей концерт в соцсетях и на платформе онлайн-кинотеатра ivi.
Журналистов пригласили наблюдать за ходом событий с верхотуры зрительского амфитеатра, и сразу же обозначилась разница между «живым» присутствием и «смотрением в экран». Сама атмосфера парка с невероятными видами на кремлевские холмы, меняющееся небо – от грозового к закатному, бой курантов и сигналы сирен, врывающиеся в звучание музыки, – все это стало неотъемлемой частью музыкального исполнения, внося в него эксклюзивные штрихи и усиливая эмоции.
Денис Мацуев только что отметил 45-летие и, наверное, навсегда запомнит этот год, с его потерями и переустройством жизни. Его юбилейный вечер должен был проходить в Кремлевском дворце, но из-за самоизоляции отменился. И open air подарил ему возможность немножко помузицировать в кругу друзей. Дефиле звезд предварил сольный номер юбиляра – три известных фрагмента из балета «Петрушка» Стравинского, сыгранных им с шиком и звуковой изобретательностью. Залихватский русский танец сменялся импрессионистическими размытостями, переходившими в цитаты народных песен. После эффектной концовки хотелось крикнуть: «браво». Но режим съемки предусматривал полную тишину. «Вы даже не представляете, что значит не чувствовать аплодисментов здесь», – выразил общие чувства в какой-то момент Денис…
А затем к герою дня стали приходить гости. Примадонна Хибла Герзмава величаво вплыла на импровизированную сцену в платье с полуметровым шлейфом и просто и искренне спела «То было раннею весной» Чайковского. Невольную конкуренцию ей составила Аида Гарифуллина, выбравшая романс Рахманинова: «Здесь хорошо» пела Аида, и покачивающиеся фигурации рояля деликатно обволакивали красиво льющийся голос. Обе певицы кроме строгой классики побаловали слушателей легким жанром: Герзмава неаполитанской песней Куртиса, а Гарифуллина – «Рассветом» Леонковалло. Бас Ильдар Абдразаков также внес лепту в рахманиновскую коллекцию, выбрав «Весенние воды». А на десерт «угостил» сочной «Гранадой» Агустина Лары. Среди сюрпризов программы запомнились, безусловно, длиннющий альпийский рог, с которым виртуозно управлялся Аркадий Шилклопер, и на контрасте – выход Юрия Башмета, захотевшего сыграть в версии для альта и рояля мечтательного «Лебедя» Сен-Санса. Юрий Абрамович, посетовав на отсутствие балерины Екатерины Шипулиной в этом номере, сказал прочувственную поздравительную речь: «Вся страна пусть радуется, что мы все живем в одно время с таким замечательным пианистом и гениальным человеком».
А вторую половину вечера затопила стихия: шквал дождя срифмовался с джазовыми переливами и зажигательными ритмами Гершвина, собственных сочинений и импровизаций Дениса Мацуева и его постоянных партнеров: Андрея Иванова и Александра Зингера, и юных звезд из «Синей птицы» – балалаечницы Анастасии Тюриной, ее однофамилицы саксофонистки Софьи Тюриной, певицы Ярославы Симоновой. Даже «Турецкое рондо» Моцарта в транскрипции А. Володося «оджазилось» под пальцами долговязого Ивана Бессонова и крошки Елисея Мысина, составивших немного комичный дуэт.
Дождь попытался внести свои коррективы в ход концерта, закоротив провода. Но стихию быстро укротили, артисты вернулись на сцену, чтобы сыграть «финалочку» – «Караван» Эллингтона, ставший уже классикой. Тучи неожиданно сдуло, и под вальяжные рулады закат благословил артистов.
Open air, несомненно, удался, и даже ливень не помешал, ведь над амфитеатром установлена крыша, под которой можно укрыться в случае непогоды. Так что – с почином, и ждем развития этого направления, которое летом вполне бы могло хоть немного, но компенсировать запрет на личную встречу с классической музыкой.