Здесь хорошо не всем Конкурс Рахманинова 2025

Здесь хорошо не всем

Завершился первый этап финального тура в номинации «Фортепиано» Международного конкурса имени Рахманинова

На любом сколь-либо крупном фортепианном конкурсе участники традиционно выступают как двоеборцы – и с сольной программой, и в сопровождении оркестра. Состязания высшей лиги иногда добавляют к этому камерный этап. Соревнования, где пианистам на одном из туров нужно выступить в амплуа концертмейстера у вокалистов, встречаются исключительно редко – вспоминается лишь один-два примера. Рахманиновский конкурс, осознавая масштаб камерно-вокального творчества в наследии Сергея Васильевича, входит в этот элитарный клуб. Субботним вечером в Большом зале консерватории восемь финалистов предстали перед жюри и публикой в необычном для себя амплуа: им предстояло отодвинуть в сторону свои амбиции солистов-виртуозов, став на время опорой, а иногда и «тенью» вокалистов. В этом – один из парадоксальных для конкурсантов вызовов: с детства привыкшие к одиночеству и творческому волюнтаризму солиста, они были условиями конкурса принуждены к сотрудничеству и определенному компромиссу. В программе, конечно же – только романсы Рахманинова.

Интрига нарастает

В качестве иллюстраторов были вновь приглашены участники Молодежной оперной программы Большого театра России. В отличие от прошлого конкурса, на нынешнем состязании сложнее подвести впечатление от вокалистов под общий знаменатель – были и яркие, по-настоящему запоминающиеся выступления, были и очевидные исполнительские неудачи.

По наследству от прошлого конкурса досталась, впрочем, проблема со стилевой ориентацией многих иллюстраторов: часть из них пытались исполнять романсы в духе оперной арии – с соответствующими динамикой, штрихами, rubato; возникали и определенные недочеты чисто технического свойства. Нельзя в целом назвать удачным выступление Тихона Горячева (к примеру, в «Крысолове» были продемонстрированы странные интерпретационные решения), неоднозначное впечатление произвели и Рамиля Баймухаметова, и Аркадий Чайкин. Чжань Мэньвень и Полина Пелецкая проявляли склонность к затянутым темпам и чрезмерным оттяжкам, но в их случае многое зависело от концертмейстера – с аккомпанементом более опытных участников и их собственный вокал становился парадоксальным образом более убедительным. С другой стороны, Илья Легатов и Роман Коллерт показали достойное мастерство сами по себе, вне зависимости от партнера за фортепиано.

Не менее разноплановое впечатление оставили и главные герои – пианисты. На первом конкурсе концертмейстерский этап, напомним, прошел достаточно спокойно: определяющими стали нюансы, в целом же все продемонстрировали уверенное владение основами мастерства, и откровенных провалов, в принципе, не было. Ныне – результаты намного более полярны.

Началось прослушивание с забавного инцидента: рабочие сцены некоторое время не могли найти пюпитр для рояля, и первый участник вместе с певцом покорно взирали на суету вокруг, ожидая обретения важнейшего для концертмейстера аксессуара. В дальнейшем, однако, организационная часть прошла как по маслу, несмотря на сложности с постоянной сменой на сцене певцов в рамках выступления каждого из участников. Эта своеобразная карусель определенно осложняла восприятие публики, как, пожалуй, и жюри, но по-другому в условиях конкурса сделать нельзя. Всех участников по впечатлению от их аккомпанемента можно с очевидностью разделить на три группы.

Два конкурсанта, выступавшие первыми – Цзинь Юйхэ и Чжоу Ной, – к сожалению, были как концертмейстеры самыми неубедительными из всех. Им с очевидностью недоставало опыта и навыков в этом амплуа, аккомпанемент отличался многочисленными техническими упущениями и неоднократными ситуациями рассинхрона с певцами. Большинство других соперников (Жуй Мин, Филипп Руденко, Александр Князев, Ляо Тинхун и Дмитрий Березняк), наоборот, показали хороший уровень владения профессиональными навыками. Они продемонстрировали продуктивный контакт с певцами, умение слышать и быть услышанными, стремление к компромиссу в интерпретации. В целом – достойные выступления, но, возможно, без превосходной степени в оценке: кому-то временами не хватало самоконтроля, кто-то иногда забывал, что он на сцене не один, бывали и отдельные интерпретационные просчеты. Ярче других в этой группе показали себя, как представляется, Филипп Руденко и Дмитрий Березняк.

Наконец, выступление одного участника резко выделялось среди его коллег. Королем первого этапа третьего тура, бесспорно, стал Владимир Вишневский, и успех его был предсказуем: пианист полгода назад стал обладателем первой премии престижнейшего конкурса Хиблы Герзмавы в концертмейстерской номинации. Так или иначе, работу Вишневского можно считать блестящей: это было сочетание уверенности в себе, опыта, мастерства и полного отсутствия эпатажа. Последнее кажется парадоксальным, учитывая опыт его сольных туров с очевидным стремлением там к внешним поверхностным эффектам. Так или иначе, именно на этом этапе пианист заметно вырвался вперед, и его финальный результат будет определяться весомостью концертмейстерского этапа в итоговом вердикте жюри.

Среди профессиональной части публики и на прошлом конкурсе, и ныне возникала дискуссия о целесообразности включения аккомпанемента певцам в программу престижного фортепианного состязания. Любая из позиций будет убедительна в определенном ракурсе, но по опыту сразу двух состязаний представляется, что выступление в роли концертмейстера позволяет, что удивительно, яснее и нагляднее увидеть уровень музыкальной и, шире, интеллектуальной культуры того или иного участника: скрыться за бравурными пассажами и мощными аккордовыми водопадами рахманиновской фактуры в его романсах пианисту намного сложнее. Именно этот аспект, вероятно, и перевешивает некоторые минусы от включения в программу конкурса подобного тура.

Дмитрий Юровский: Самое главное, чтобы дирижер ощущал себя естественно Конкурс Рахманинова 2025

Дмитрий Юровский: Самое главное, чтобы дирижер ощущал себя естественно

Генеральная репетиция Конкурс Рахманинова 2025

Генеральная репетиция

Завершился первый этап второго тура Рахманиновского конкурса в композиторской номинации

Поговорим об «Утесе» Конкурс Рахманинова 2025

Поговорим об «Утесе»

Жюри подвело итоги первого тура по специальности «Дирижирование»

Интрига нарастает Конкурс Рахманинова 2025

Интрига нарастает

Завершился второй тур пианистов на Международном конкурсе имени Рахманинова