«Журчитки»: один бренд, три дня, пять героев События

«Журчитки»: один бренд, три дня, пять героев

Почему на «Журналистские читки» стоит идти, даже если ты давно пишешь сам

Всегда им завидовала. Им – нынешним молодым музыковедам. И не всегда, а последние лет пять, когда появился проект «Журналистских читок». Не хочется выглядеть ворчливой старушкой, но ведь и правда «в наши времена такого не было»!

В этом году «Журналистские читки» прошли в шестой раз. Участники – будущие музыковеды и журналисты, сегодняшние студенты музыкальных вузов (и не только российских, кстати). Конкурс заявок – три человека на место. Счастливчиков – пятнадцать. Потому особенно ценно, что аутсайдеров здесь нет. Если тебе не повезло, можно пойти на «Читки» вольнослушателем. И не только студентам, но и всем, кто хотел послушать трехдневную программу независимо от возраста.

И я пошла. Прежде всего, на спикеров. Интриговало, о чем будут говорить и как адаптировать информацию для молодой аудитории, объяснять сложное просто и открывать двери в святая святых – нашу музыковедческую «кухню».

Итак, спикеры.

Леди Оркестр

Первым лектором была одна из главных инициаторов «Журналистских читок» Евгения Кривицкая, каждый раз встречаясь с которой невольно задаюсь вопросом, как можно так все успевать. Рецензии и интервью о самых знаковых событиях музыкальной жизни Москвы и регионов. Функционал главного редактора крупнейшего российского издания о музыке с тремя медийными платформами (печатный журнал, интернет-сайт, телеграм-канал). Наконец, собственная музыкантская карьера концертирующей органистки. Впору вспомнить о мультизадачности как must have нашего времени. А еще о столь символичном выборе музыкального инструмента – органа, сопоставимого с целым оркестром.

Лекция Евгении Давидовны была посвящена подкастам о музыке и, на мой взгляд, стала одной из самых содержательных и информативных в программе «Читок». Главный вопрос, который напрашивался в отношении самой темы, был проницательно вынесен в заголовок: «Подкасты о музыке: мода или мейнстрим?», а полуторачасовой обзор платформ, не целясь дать однозначный ответ, скорее позволял слушателям найти новые для себя ресурсы. Отдельным мастер-классом лично для меня была та громадная подготовительная работа, которая позволила автору, не увлекаясь чем-то одним, довольно широко и объективно представить главных акторов российских подкастов сегодня.

Евгения Кривицкая, Алексей Трифонов

Леди Дисциплина

Сотрудники телевидения часто кажутся нам людьми с приставкой «сверх». Особенно что касается внутренней организации, мобильности и выносливости. Помимо «встроенных опций» таланта, эрудиции и преданности своей профессии. Автор второй лекции Наталья Литвинова выглядела именно такой. На телеканале «Культура» она с момента его основания в 1997 году. Сегодня  работает в должности начальника Управления информационного взаимодействия и веб-ресурсов.

Лекция Натальи имела интригующее название «Как из рядового события сделать запоминающийся репортаж? Учимся не путать божий дар с яичницей» и была полезна, прежде всего, обобщением большого телевизионного опыта. В чем разница между инфоповодом и темой репортажа, что включает подготовка журналиста при создании репортажа о событии, а главное – свежие примеры с их последующим разбором – все это было интересно услышать «из первых уст». Живая образная речь, четкий тайминг и идеальная осанка: в моем внутреннем рейтинге Наталья Литвинова – безусловная «Леди Дисциплина».

Наталья Литвинова

ЧеловекВайб

Есть люди, присутствие которых неизменно меняет все вокруг и создает  особую неповторимую атмосферу или, как сейчас принято говорить, вайб. Когда я приехала в Нижний Новгород, специально чтобы услышать Диляру Идрисову в «Похищении из сераля», то еще не знала про «Пакгаузы» как новое место музыкального паломничества. Но в стильном белом фойе новой сцены Нижегородского оперного театра в окружении изысканной интеллектуальной публики накрыло стойкое ощущение пермского дежавю времен Теодора Курентзиса. Встречавшая меня Олеся Дедова, куратор просветительских программ театра, услышав это, рассмеялась: «Вам не показалось. Наш художественный руководитель Алексей Трифонов шестнадцать лет работал с оркестром musicAeterna».

В аудиторию «Журналистских читок» Алексей Трифонов тоже привнес особый вайб. Паблик-ток на тему «Роль СМИ в продвижении культурных событий. Взгляд руководителя» развернулся как конструктивный деловой разговор, стержнем которого был алгоритм мышления менеджера. В каких случаях анонс важнее рецензии. Чьи рецензии можно рекомендовать в качестве образцов для начинающих критиков. Какие пиар-технологии нужно привлечь, чтобы создать сенсацию (кейс Теодора Курентзиса). Это и многое другое было ценно услышать в открытой располагающей беседе с топ-менеджером такого уровня.

Алексей Трифонов

Леди Интервью

Музыкальный обозреватель радио «Россия» Ольга Русанова была одним из спикеров, на которых я прицельно шла. Давно слежу за ее материалами в «Музыкальной жизни». Для меня она «Королева интервью». Легкость подачи, обаяние живой беседы и какая-то особая светскость тона выделяют работы Ольги из всех. Она и начала лекцию с небольшого блиц-интервью с участниками, попросив каждого сказать несколько слов о себе.

Заявленная тема лекции была «Репортаж vs критическая статья: разные жанры или элементы одного материала?». Главным же предметом стал жанровый гибрид рецензии и репортажа, так называемая репоцензия, которую Ольга блистательно разложила «по полочкам», убедив молодых авторов не бояться выходить за рамки установленных жанров. Еще интереснее было то, что в качестве примеров рецензий она предложила разобрать кейсы давно минувших дней. Чего стоит высказывание Оссовского о Первой симфонии Рахманинова как об «аморфной мутной звуковой массе». Или вызвавшее невольный смех в аудитории заключение Ганслика о Чайковском: «В его музыке видятся мне вульгарные лица дикарей, слышится грубость и ощущается запах водки». Не менее комичным кажется сегодня заключение Кюи о «Евгении Онегине» Чайковского как о «произведении мертворожденном, безусловно, несостоятельном и слабом». В этом историческом обзоре был дан важный урок профессиональной этики: и по части взвешенности оценок, и по сложности рецензирования современной нам музыки. Замечательно остроумным был и финал встречи, когда всем слушателям было предложено поучаствовать в создании шуточной интерактивной рецензии о прямой трансляции «Щелкунчика» из Большого театра.

Ольга Русанова

ЧеловекСтендап

Главным открытием «Журналистских читок» лично для меня стала фигура Александра Островского – блогера, ведущего, автора и фронтмена канала Stradivaly. Если вы (как и я до «Журчиток») ничего не слышали о нем и его проекте, просто загуглите «Как веселятся музыканты» и посмотрите ставший вирусным 14-минутный ролик о фестивале Дениса Мацуева «Звезды на Байкале». Здорово, правда?

Паблик-ток «Новые СМИ: как создавать контент» оказался самой веселой и неакадемичной частью «Читок». По сути, это был искрящийся остроумием часовой стендап Александра Островского, в который внес немалую лепту модератор Владимир Жалнин, блестяще парировавший главному герою. Признаюсь, канал Stradivaly стал главным предметом моего интереса следующие несколько дней и топ-темой для обсуждения с коллегами и друзьями.

Подводя итог, хочется добавить, что удивительно теплая и располагающая атмосфера трех дней «Журналистских читок» была во многом отражением и ее слушателей. С каким интересом они внимали спикерам, задавали вопросы, знакомились и общались друг с другом на кофе-брейках. И это лишь малая часть, которую я застала. Были еще творческие задания и живые походы на концерты, для кого-то первые посещения Большого театра или Большого зала консерватории.

Пять героев, три дня и множество впечатлений и событий – все это объединил в себе бренд «Журналистских читок». А если вы все это пропустили, то знайте, что видео «Читок» выложено на странице Гнесинки на платформе ВКонтакте.

Александр Островский
Кто она такая, эта ваша Кармина Бурана? События

Кто она такая, эта ваша Кармина Бурана?

Летний фестиваль «Зарядье» завершился кантатой Карла Орфа

Инструкция к применению События

Инструкция к применению

В Екатеринбурге завершился образовательный этап проекта «пиши балет»

Итальянские сезоны Гергиева События

Итальянские сезоны Гергиева

В Мариинском театре поставили редкую оперу Верди «Эрнани»

Денис Хоров и Александр Веретенников: Фестиваль – высота, которую мы взяли вместе События

Денис Хоров и Александр Веретенников: Фестиваль – высота, которую мы взяли вместе