Релизы
Первый – пятилетний – юбилей беспрецедентного проекта «Звуковой обзор», объединяющего премьерные записи произведений XX–XXI веков, фирма «Мелодия» отметила смелым ходом: камерным составам, фигурировавшим на прошлых альбомах, предпочла симфонический. Некоторое время назад эволюция подобного рода произошла с концертом-открытием фестиваля Союза композиторов «Пять вечеров», теперь настал черед аудио, и это по-своему символичное решение. Наконец-то современная музыка обретает должный размах и в живом, и в студийном формате.
Не менее интересно, что впервые «Звуковой обзор» полностью отказался от авангарда. Произведения, попавшие на двойной релиз, мелодичны и открыты для восприятия самой широкой публики, в отличие от пестрого репертуара прошлых лет. Вот только дело, конечно, не в стремлении угодить массовому вкусу и не в отказе от высокого просветительства. Напротив, из всех «обзоров» этот – самый концептуально цельный и один из самых смелых.
Смелость здесь – в смещении фокуса на ту ветвь отечественной композиторской школы, которая в последние десятилетия была откровенно «немодной». Первый диск включает опусы Моисея Вайнберга, Николая Пейко и Бориса Чайковского – трех друзей и единомышленников, которые в какой-то момент оказались на обочине музыкального процесса. Прогрессивная молодежь предпочитала им более радикальных Шнитке, Денисова и так далее. В глазах же консервативно настроенных слушателей троица не могла конкурировать с поистине народными (во всех смыслах) Свиридовым и Щедриным.

Правда, в последние годы фигура Вайнберга стала выходить из тени современников – прежде всего, благодаря оперному репертуару, завоевавшему успех не только у нас, но и за рубежом. Однако симфоническое наследие этого композитора звучит по-прежнему крайне редко. Что и говорить о двух других именах… «Звуковой обзор–5 1/2» устраняет несправедливость.
Составитель программы – ученик Пейко и Чайковского Юрий Абдоков. Он же выступил автором аннотации к первому диску, и именно его музыка записана на втором сборнике. Тем самым наглядно показывается, что традиция, уходящая корнями еще в творчество Мясковского (у которого, в свою очередь, учились Пейко и Чайковский), жива и поныне. Кстати, среди произведений здесь представлена «Элегическая поэма» Пейко, посвященная Николаю Яковлевичу. Красноречивое напоминание о преемственности поколений!
Однако, не стоит думать, что весь материал «Звукового обзора–5» стилистически монолитен. Собственно, едва ли здесь могла быть подобная «монотонность», ведь сочинения охватывают более восьмидесяти лет. Причем – интересный факт – чем музыка более новая, тем она оказывается прозрачнее, мягче по гармоническому языку: траектория, в общем-то, противоположная той, к которой мы все привыкли. И это тоже выглядит сознательным решением: показать альтернативную логику художественного процесса.
Дистанция между остродраматической, полной диссонансов Сюитой для симфонического оркестра Вайнберга, созданной в годы войны, и написанным уже в 2010-е циклом из четырех поэм для струнного оркестра «Архитектура звука» Юрия Абдокова, слушая который, невольно вспоминаешь определение-мем Настасьи Хрущевой «красивая музыка», – огромна. И да, музыка действительно красивая, проникновенная, мелодичная, традиционно тональная, да еще и без тени постиронии и прочих «мета». По нынешним временам это вызов.
Между двумя полюсами – Вайнбергом и Абдоковым – расположились Симфониетта для струнного оркестра Чайковского, отсылающая к традициям русского симфонизма XIX века, вышеупомянутая «Элегическая поэма» Пейко и – мировая премьера: вокальный цикл «Свет василькового венка» того же автора для тенора и струнного оркестра на стихи Владимира Набокова. Пожалуй, главная жемчужина всего релиза.

Заметим, что Набоков в принципе не самый востребованный у композиторов поэт. Абдоков в аннотации подчеркивает, что это «первое и лучшее музыкальное воплощение стихов великого билингва на его родине». Проверить громкое утверждение сложно, но, так или иначе, нельзя не признать, что перед нами двойной раритет: мало того, что не записывавшийся прежде, так еще и со столь редкой литературной основой. Пейко выбрал шесть набоковских стихотворений разных лет – от начала 1920-х и до конца 1930-х. Но последовательность их в цикле определяется не хронологией первоисточников, а чисто музыкальной логикой. Причем Пейко позволяет себе одну вольность: финальный номер, основанный на миниатюре «Первая любовь», он называет «Последняя любовь», тем самым радикально меняя посыл автора текста. Если Набоков с легкой грустью вспоминает свой юношеский роман, то Пейко утверждает, что это и было единственное подлинное чувство. Отсюда – трагический пафос номера, совсем несвойственный для нежной изысканной лирики писателя-эмигранта и столь органичной для советского музыканта, творческая судьба которого не сказать, что сложилась очень удачно. Хотя еще в молодости он получил две Сталинские премии, а позже снискал безусловное уважение как прекрасный педагог, наследие его еще при жизни стало уходить на второй план, а сегодня практически забыто. Попробуйте, например, найти на стримингах или хотя бы на CD его оркестровые произведения.
Станет ли «Звуковой обзор–5» импульсом к изменению сложившегося положения вещей? Время покажет. Но как минимум все попавшие сюда сочинения получили образцовые интерпретации, что само по себе большая радость. «Академия Русской Музыки» под управлением молодого маэстро Ивана Никифорчина максимально точно, перфекционистски подходит к композиторскому тексту, и при этом в звучании нет сухости и отстраненности. Оно наполнено тем теплом, к которому мы привыкли в интерпретациях Светланова, Федосеева и других исполнителей классического отечественного репертуара. Здесь есть, простите за пафос, русская душа. То же справедливо и в отношении тенора Станислава Мостового, солирующего в вокальном цикле Пейко. Особенно подкупает, как легко он модулирует между лирическими интонациями в духе Ленского и драматическим, почти вагнеровским накалом.