…и Ленский на тромбоне Конкурс Чайковского

…и Ленский на тромбоне

Об итогах специальности «медные духовые инструменты»

Введение нового в истории Международного конкурса имени П. И. Чайковского состязания исполнителей на медных духовых стало этапным событием на пути интеграции России в мировую школу духового исполнительства. В географии крупнейших международных музыкальных состязаний найдется немало подобных примеров. В их числе конкурсы: «Пражская весна» (Чехия), ARD в Мюнхене, Неделя духовой музыки в Лиексе (Финляндия), Международный конкурс имени К. Линдберга (Валенсия). Впервые 46 исполнителей на медных духовых из самых разных континентов земного шара соревновались между собой в зале Академической капеллы имени М. И. Глинки Санкт-Петербурга. В составе жюри под председательством Йена Боусфилда (Великобритания), в прошлом солиста и концертмейстера Венского филармонического и Лондонского симфонического оркестров, были выдающиеся музыканты: Алессио Аллегрини (Италия), Йорген Ван Рейен (Нидерланды), Радован Влаткович (Австрия), Тимоти Джонс (Великобритания), Кристиан Линдберг (Швеция), Тимур Мартынов (Россия), Сергей Накаряков (Россия – ​Израиль), Вальтер Хильгерс (Германия) и Николай Слепнёв (Россия).

С первого же конкурсного дня состязания был очевиден высокий уровень его участников! Немало публики можно было увидеть на конкурсных прослушиваниях, у каждого были свои фавориты. Слушая игру солистов, можно было сравнить разные исполнительские школы, а также характерные интерпретации звучащих произведений.

Валторна была одним из любимых инструментов Чайковского. Ее теплый нежный тембр в пленительном Анданте кантабиле из Пятой симфонии невозможно спутать ни с каким другим инструментом. На конкурсе у валторнистов в числе обязательных произведений была транскрипция Антона Усова Баркаролы «Июнь» из цикла «Времена года» Чайковского, которая преимущественно в каждом из исполнений отличалась щемящей меланхолией и широкой кантиленой. Особенно запомнилась игра кореянки Хаери Ю, тонко прочувствовавшей музыкальную ткань этой миниатюры.

Не менее экзотичной оказалась транскрипция шведского тромбониста Кристиана Линдберга сюиты на темы из оперы Чайковского «Пиковая дама». Популярные темы из оперы мастерски были им сплетены в один небольшой цикл. В каждом из конкурсных исполнений сюиты можно было проследить исключительно индивидуальный подход тромбонистов к пониманию и интерпретации музыки Чайковского. У Алексея Лобикова он оказался страстным и мечтательным, у итальянца Питера Стейнера – сдержанным, местами даже академичным, у американцев Келтона Коха и Джона Ромеро – экспансивным, а у британца Майкла Бьюкенена – несколько подвижным и театральным.

Прошедшие в финал конкурса тубисты Федор Шагов и его португальский коллега Энрике Сантос Коста, необычайно разные по натуре и характеру музыканты, продемонстрировали свою великолепную исполнительскую технику. Интеллектуальную трактовку Федора Шагова Анданте кантабиле для тубы и струнных (транскрипция М. Сантоса второй части Струнного квартета № 1 П. И. Чайковского) отличали особая гибкость и широта мысли. У Энрике Сантоса Косты темп исполнения был чуть живее, и все же его сокровенный звук и сценическое обаяние воодушевили публику. Трубачи Жасулан Абдыкалыков из Казахстана и американец Ансель Норрис, ставшие также победителями конкурса, в программе финального тура исполнили транскрипцию Арии Ленского из оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского. Оба исполнения оказались искренними по своей лирике и наполненности чувств.

Сергей Накаряков, труба (Россия – Израиль): «Мы с моими коллегами по жюри открыли массу талантливых исполнителей. Любой конкурс – это всегда состязание нервов. Ребята неизбежно теряются на сцене из-за какого-то внезапного стресса, у кого-то нервы покрепче. Таким образом, это далеко не та же самая атмосфера, какая царит на международных музыкальных фестивалях. И все-таки, для молодежи опыт участия в подобном событии оказался поистине бесценным! То, что номинация медные духовые обрела свою жизнь на конкурсе, вызвало значительный резонанс в музыкальной среде. Здорово, что события обширной конкурсной программы освещал в полном объеме интернет-канал Medici.tv. Аудитория просто немыслимая – миллионы просмотров трансляций событий! Уже сейчас понятно, какие организационные детали могли бы быть лучше, есть идеи несколько усовершенствовать правила в номинации «медные духовые», что именно, пока еще не могу говорить. Медные духовые в меньшей степени популярные, чем фортепиано или струнные. В выборе репертуара конкурсных туров у меня тоже есть вопросы. С чем-то я согласен, с чем-то нет, но, в любом случае, мы работаем с тем музыкальным материалом, который имеем».

Решение жюри по результатам объявлений лауреатов конкурса сложилось вполне объективным. Каждому из экспертов непросто пришлось распределить награды, максимально оценивая каждого из участников масштабного состязания.

Йен Боусфилд, тромбон (Великобритания): «Я не думал, что когда-либо встречусь с такой дружной командой членов жюри, готовой всегда оказать помощь в этом непростом деле. Прежде всего, слова благодарности хотел бы адресовать тому человеку, который был инициатором этой безумной, на первый взгляд, идеи включить в состав Конкурса Чайковского специальность «медные духовые», а именно Валерию Абисаловичу Гергиеву. Я хочу также поблагодарить организационный комитет этого конкурса за то, что они воплотили эту идею в жизнь. Это действительно было удивительное и напряженное время для нас, членов жюри, и, конечно же, для участников, но каким-то удивительным образом у нас все получилось. В эти дни мы были свидетелями изумительного виртуозного исполнения, потрясающей техники и поистине трогательных моментов. Мы наблюдали все это время за талантливыми музыкантами. Для нас было огромной привилегией видеть их развитие и раскрывать талант каждого из них».

Лауреатами I премии и золотой медали стали двое музыкантов: Юн Женг (Китай, валторна) и Алексей Лобиков (Россия, тромбон). II премии и серебряной медали заслуженно удостоился Федор Шагов (Россия, туба). III премию и бронзовую медаль получил Феликс Дерво (Франция, валторна). IV премию и диплом вручили Энрике Сантосу Косте (Португалия, туба). V премии и диплома удостоен Ансель Норрис (США, труба). VI премия и диплом вручены Питеру Стейнеру (Италия, тромбон) и, наконец, обладателями VII и VIII премий и дипломов стали Хаери Ю (Республика Корея, валторна) и Жасулан Абдыкалыков (Казахстан, труба).

Сергей Давыдченко: <br>Конкурс – это огромное напряжение сил Конкурс Чайковского

Сергей Давыдченко:
Конкурс – это огромное напряжение сил

Зинаида Царенко: Выносливость – важное качество оперного артиста Конкурс Чайковского

Зинаида Царенко: Выносливость – важное качество оперного артиста

Денис Мацуев: Конкурс Чайковского – бренд, который работает всегда Конкурс Чайковского

Денис Мацуев: Конкурс Чайковского – бренд, который работает всегда

Вокальная перезагрузка Конкурс Чайковского

Вокальная перезагрузка

В номинации «Сольное пение» Конкурса имени Чайковского подвели итоги